Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе
председательствующего: Першиной И.В.,
судей: Молчановой Л.А., Емельянова А.Ф.,
при секретаре: Аникиной К.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Першиной И.В. гражданское дело по апелляционной жалобе начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Центральном районе г. Прокопьевск Кемеровской области Леппик О.А. на решение Центрального районного суда г. Прокопьевск Кемеровской области от 02 июля 2013 года по иску Кузнецова Н. И. к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Центральном районе города Прокопьевск о признании права на доплату к пенсии,
УСТАНОВИЛА:
Кузнецов Н.И. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Центральном районе г. Прокопьевск и просил признать незаконным отказ от ДД.ММ.ГГГГ N в назначении ему ежемесячной доплаты к пенсии, признать за ним право на назначение ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10 мая 2010 г. N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" и включить в специальный стаж период его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на шахте "Ноградская" горным мастером подземным, обязать назначить указанную ежемесячную доплату к пенсии с ДД.ММ.ГГГГг. (л.д. 2-3).
Иск мотивировал тем, что с ДД.ММ.ГГГГ получает льготную пенсию по старости за работу в подземных условиях. Он обратился к ответчику с заявлением о назначении ему доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10 мая 2010 г. N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности", полагая, что все условия для получения указанной доплаты у него имеются. Пенсионным органом ДД.ММ.ГГГГ N ему отказано в назначении доплаты по причине недостаточности требуемого специального стажа - 24 года 10 месяцев 14 дней при требуемых 25 годах.
В судебном заседании истец Кузнецов Н.И. и его представитель Базаркина О.В. поддержали исковые требования. Также просили взыскать расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей, на оформление нотариальной доверенности 700 рублей (л.д. 74).
Представитель УПФ РФ (ГУ) в Центральном районе г.Прокопьевск Баранов Е.С. исковые требования Кузнецова Н.И. не признал, указав, что АООТ "Шахта "Ноградская" прекратило добычу угля с ДД.ММ.ГГГГ, поэтому работа истца после указанной даты не была связана с добычей угля, и зачету в специальный стаж для исчисления доплаты к пенсии не подлежит.
Решением суда постановлено:
Удовлетворить иск Кузнецова Н. И. к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Центральном районе города Прокопьевска о признании права на доплату к пенсии.
Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Центральном районе г. Прокопьевска от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе Кузнецова Н. И. в назначении ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом РФ от 10 мая 2010 г. N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности".
Признать право Кузнецова Н. И. на получение ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом РФ от 10 мая 2010 г. N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности".
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Центральном районе г. Прокопьевска включить Кузнецова Н. И. в специальный стаж для назначения доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом РФ от 10 мая 2010 г. N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" период его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в АООТ "Шахта "Ноградская" горным мастером подземным.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Центральном районе г. Прокопьевска назначить Кузнецова Н. И. ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом РФ от 10 мая 2010 г. N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" с 1 мая 2011 г.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Центральном районе г. Прокопьевска в пользу Кузнецова Н. И. судебные расходы 900 (девятьсот) рублей.
В апелляционной жалобе начальник УПФ РФ(ГУ) в Центральном районе г. Прокопьевск Кемеровской области Леппик О.А. просит решение суда отменить, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении иска Кузнецова Н.И. отказать.
Указывает, что судом было установлено, что с 25.05.1995г. по 16.07.1995г. истец находился в отпуске. Следовательно, он не работал в течение полного рабочего дня, АООТ Шахта "Ноградская" прекратила добычу угля с 01.06.1995.
Поэтому период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности горного мастера в АООТ Шахта "Ноградская" не подлежит включению в специальный стаж для назначения доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10.05.2010 N 84-ФЗ, и истец не имеет право на доплату к пенсии в соответствии с названным законом.
Судебные расходы за составление нотариальной доверенности в сумме 700,00 руб. не подтверждены надлежащими доказательствами.
Принимая во внимание, что исковые требования истца являются необоснованными и не подлежат удовлетворению, с ответчика не подлежат взысканию судебные расходы в силу статьи 98 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ст.327.1 ч. 1ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, принятого в соответствии с требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами.
Статья 39 Конституции Российской Федерации предусматривает равенство всех субъектов права на социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.05.2010г. N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" лица, работавшие в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин и получающие пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право на ежемесячную доплату к пенсии за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии. В стаж работы, дающей право на доплату к пенсии, включаются периоды работы, засчитываемые в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Исчисление стажа работы, дающей право на доплату к пенсии, производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для исчисления стажа на соответствующих видах работ при назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с пп. 11 п. 1. ст. 27 названного закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет.
Перечень профессий и должностей работников, пользующихся этим правом, предусмотрен подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 указанного закона, а также Списком работ и профессий, дающих право на пенсию независимо от возраста при занятости на этих работах не менее 25 лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 13.09.1991 года N 481, в п.2 которого предусмотрена профессия - "Горные мастера подземных участков".
Как установил суд 1 инстанции и следует из материалов дела, Кузнецов Н.И. с ДД.ММ.ГГГГ является получателем пенсии по старости, назначенной по Списку N 1, в связи с работой в подземных условиях (л.д. 62).
ДД.ММ.ГГГГ Кузнецов Н.И. обратился УПФ РФ (ГУ) в Центральном районе г. Прокопьевск с заявлением о назначении ежемесячной доплаты к пенсии за особые условия труда в соответствии с ФЗ от 10.05.2010г. N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" (л.д. 36).
Решением комиссии УПФ (ГУ) РФ в Центральном районе г.Прокопьевск от 24.03.2011г. N Кузнецову Н.И. в специальный стаж на неведущих профессиях в соответствии со Списком работ и профессий, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 13.09.1991г. N481, засчитаны периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ - шахта 3-3 бис электрослесарем подземным (0 лет 1 месяц 13 дней) и с ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ - шахта "Коксовая -2" горным мастером, горнорабочим подземным (24 года 9 месяцев 1 день) всего 24 года 10 месяцев 14 дней; в назначении ежемесячной доплаты к пенсии за особые условия труда было отказано по причине отсутствия у него необходимого стажа (25 лет подземной работы) (л.д.5).
При этом комиссия указала, что период с 01.06.1995г. по 17.07.1995г. горным мастером подземным не подлежит включению в специальный стаж на неведущих профессиях, в соответствии со Списком работ и профессий, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 13.09.1991г. N481, поскольку согласно Протокола N от 09.02.1996г. собрания акционеров АООТ "Шахта "Ноградская" в г.Прокопьевск шахта прекратила добычу угля подземным способом с 01.06.1995г.(л.д.16).
Удовлетворяя иск, суд указал, что законных оснований для отказа Кузнецову Н.И. в назначении доплаты к трудовой пенсии, не имелось.
Доводы апелляционной жалобы о том, что спорный период работы истца не может быть засчитан в его льготный стаж, дающий право на ежемесячную доплату к пенсии, так как на ликвидируемой шахте была прекращена добыча угля с 01.06.1995г., не опровергают правильность выводов суда 1 инстанции и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Как следует из выписки из ЕГРЮЛ АООТ "Шахта "Ноградская" (основной вид деятельности - добыча каменного угля подземным способом, лицензия на недропользование выдавалась до 01.01.2014г.) прекратило свою деятельность 23.11.2004г., затем было ликвидировано (л.д. 33). Добыча угля прекращена с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 35). Документы по личному составу переданы шахтой на архивное хранение в архивный отдел Администрации г.Прокопьевск (л.д. 38).
Как следует из архивной справки, Кузнецов Н.И., работая на шахте "Ноградская" горным мастером подземным участка ВШТ (Внутришахтного транспорта), в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился в очередном отпуске, уволен с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 38, 43, 51, 52).
Оклад Кузнецова Н.И. в указанный период соответствовали окладу горного мастера подземного. Продолжительность его ежегодного отпуска составляла 52 календарных дня, что соответствовало продолжительности отпуска подземного горного мастера любого подземного участка. Оклад при начислении отпускных соответствовал окладам подземного горного мастера. Участок ВШТ ("Внутришахтного транспорта") является подземным участком, существовал до полной ликвидации шахты (до 2000г.), функционировал независимо от производства на шахте работ по добыче угля. Основные функции подземного участка ВШТ - работы по жизнеобеспечению шахты. Сведения о предоставлении Кузнецову Н.И. отпусков без сохранения заработной платы, неполной рабочей недели, неполного рабочего дня, привлечения к другим работам отсутствуют (л.д. 9, 37, 39, 42).
Установив данные обстоятельства, исследовав доказательства по делу, суд обоснованно пришел к выводу о том, что спорный период времени подлежит учету в специальный стаж истца для исчисления доплаты к пенсии независимо от прекращения добычи угля шахтой.
При этом суд обоснованно указал, что само по себе принятие решений о ликвидации шахты и прекращение в связи с этим добычи угля не повлекло в спорный период исключение шахты "Ноградская" из числа организаций угольной промышленности, а полная занятость на подземных работах определена была технологией производства по ликвидации шахты, которая была произведена только 23.11.2004г.
Ссылка в жалобе на то, что в спорный период истец находился в отпуске и потому не имеется оснований считать, что он работал полный рабочий день, несостоятельна.
Суд верно указал, что согласно п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. N516, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Поэтому данный период работы истца должен быть включен в специальный стаж для исчисления доплаты к пенсии как работа в подземных условиях полный рабочий день.
При изложенных обстоятельствах, оснований для отказа истцу в назначении ежемесячной доплаты к пенсии согласно Федеральному закону N 84-ФЗ от 10.05.2010 г. у пенсионного органа не имелось, поскольку специальный стаж истца на день обращения в пенсионный орган составил более 25 лет.
Ввиду изложенного доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией, поскольку они являлись предметом судебного разбирательства, и суд дал им надлежащую оценку в решении, считать которую неверной у судебной коллегии нет оснований.
Указание в жалобе на то, что суд необоснованно взыскал расходы на составление нотариальной доверенности в размере 700 руб., также несостоятельно.
Из копии доверенности от 22.05.2013г. видно, что Кузнецов Н.И. уполномочил Базаркину О.В. на представление его интересов и ведение настоящего дела в суде общей юрисдикции, за составление доверенности им было оплачено 700 руб. (л.д.55,64).
Представитель истца Базаркина О.В. участвовала в судебном заседании 02.07.2013г. (л.д.66-68).
При таких данных судебная коллегия считает, что расходы на составление доверенности от 22.05.2013г. подтверждены материалами дела, были необходимыми и подлежат взысканию с ответчика в порядке ст.98 ГПК РФ.
Разрешая дело, суд в полном объеме определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального права, дал оценку доказательствам в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, рассмотрел дело в соответствии с требованиями норм процессуального права и принял законное и обоснованное решение, не подлежащее отмене.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Прокопьевск Кемеровской области от 02 июля 2013 года в обжалованной части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий - И.В. Першина
Судьи - Л.А. Молчанова
А.Ф.Емельянов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.