Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе
председательствующего: Лавник М.В.,
судей: Корытниковой Г.А., Строгановой Г.В.,
при секретаре Акимовой Я.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Лавник М.В. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение)в г. Ленинске - Кузнецком и Ленинск - Кузнецком районе П. на решение Ленинск - Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 01 июля 2013 года
по иску С. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ленинск-Кузнецком и Ленинск-Кузнецком районе о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛА:
Истец С. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ленинск-Кузнецком и Ленинск-Кузнецком районе о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Требования мотивированы тем, что 12.03.2013г. он обратился к ответчику за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.11 п.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно решению от 24.04.2013 года N Управление Пенсионного фонда в Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ленинск-Кузнецком и Ленинск-Кузнецком районе приняло решение отказать в назначении трудовой досрочной пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого требуемого специального стажа, предусмотренного для назначения трудовой досрочной пенсии.
С решением об отказе в установлении пенсии истец не согласен, считает отказ незаконным и необоснованным по следующим основаниям.
Считает незаконным не включение в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, периода службы в Советской Армии и периодов, нахождения в учебных отпусках во время обучения в Ленинск-Кузнецком горном техникуме.
Считает, что в специальный стаж подлежит включению период службы в Советской Армии с 24.04.1982г. по 11.06.1984г. общей продолжительностью 2 года 1 месяц 7 дней, так как в период службы действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 года N 590 "Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий". Подпунктом "к" п. 109 Положения N 590 предусмотрено, что при назначении на льготных условиях или в льготном размере пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца, период службы в составе Вооруженных Сил СССР приравнивается по выбору обратившего за пенсией либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
До службы в Советской Армии и по ее окончании он работал подземным горнорабочим 1 разряда на Шахте "Октябрьская". Следовательно, период службы в Советской Армии подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии.
Период его службы в армии имел место до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий, в период действия "Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий", утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 года N 590, и, следовательно, должен быть включен в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения на это права.
Считает, что в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение подлежат включению периоды нахождения в учебных отпусках во время обучения в Ленинск-Кузнецком горном техникуме по специальности "Подземная разработка угольных месторождений" 5 месяцев 28 дней.
Просил суд признать решение об отказе в установлении пенсии от 24.04.2013г. Управления пенсионного фонда РФ в городе Ленинске-Кузнецком и Ленинск-Кузнецком районе N незаконным. Включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, службы в Советской Армии с 24.04.1982г. по 30.05.1984г. общей продолжительностью 2 года 1 месяц 7 дней и периоды нахождения в учебных отпусках при обучении в Ленинск-Кузнецком горном техникуме общей продолжительностью 5 месяцев 28 дней. Обязать Управление пенсионного фонда РФ в городе в городе Ленинске-Кузнецком и Ленинск-Кузнецком районе назначить в соответствии со статьей 27 пунктом 1 подпунктом 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения, т.е. с 12.03.2013 года.
В судебном заседании истец и его представитель М. исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика Г. не оспаривая фактические обстоятельства, иск не признала, полагая, что требования основаны на неправильном применении норм материального права.
Решением Ленинск - Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 01 июля 2013 года постановлено:
Исковые требования С. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ленинск-Кузнецком и Ленинск-Кузнецком районе о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости удовлетворить частично.
Включить С. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по пп.11 п.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" периоды службы в Советской Армии с 24.04.1982 по 11.06.1984, а также периоды нахождения в учебных отпусках Ленинск-Кузнецком горном техникуме на факультете "Подземная разработка угольных месторождений" с 05.09.1985 по 12.09.1985, с 06.01.1986 по 01.02.1986, с 01.09.1986 по 08.09.1986, с 05.01.1987 по 26.01.1987, с 12.05.1987 по 30.05.1987, с 10.11.1987 по 08.12.1987, с 19.04.1988 по 01.07.1988, всего 5 месяцев 28 дней.
Признать незаконным решение Управления пенсионного фонда
Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ленинск-
Кузнецком и Ленинск-Кузнецком районе об отказе в назначении досрочной
трудовой пенсии по старости С. в соответствии с пп. 11 п. 1 ст.27
Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федераций" от
24.02.2013 N140679/13.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ленинск-Кузнецком и Ленинск-Кузнецком районе назначить С. трудовую пенсию по старости по пп.11 п.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с 12 марта 2013 года.
В апелляционной жалобе представитель УПФ РФ (ГУ) в г. Ленинске - Кузнецком и Ленинск - Кузнецком районе Кемеровской области П., действующая на основании доверенности, с решением Ленинск - Кузнецкого городского суда от 01.07.2013г. не согласна, просит его отменить как незаконное и необоснованное.
В обоснование своих доводов ссылается на пп.11 п.1 ст.27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001г. N173-Ф3; Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г N 516; ст.114 ТК РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ; статью 116 ТК РФ.
Апеллянт указывает, что в стаж работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию по старости, могут быть включены ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска, предусмотренные федеральным законодательством.
Также указывает, что Трудовым законодательством предусмотрены другие дополнительные отпуска, которые также являются оплачиваемыми, т.е. за работниками, которым предоставляются такие отпуска, сохраняется средняя заработная плата. Но эти отпуска не являются ежегодными. Такие отпуска в соответствии со статьями 173-176 ТК РФ предоставляются работникам, совмещающим работу с обучением.
Дополнительные, в том числе оплачиваемые отпуска, предоставляемые как локальными нормативными актами, так и федеральными законами, которые не являются ежегодными, в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, не включаются.
Указывает, что в соответствии со ст.424 ТК РФ, настоящий кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие. Поэтому, в стаж на соответствующих видах работ засчитываются дополнительные ежегодно оплачиваемые отпуска, предоставляемые только после 01.02.2002г., т.е. после ввода в действие настоящего Кодекса.
До введения Трудового кодекса РФ работникам, обучающимся без отрыва от производства в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, предоставлялись отпуска на основании статьи 196 КЗоТ РФ от 09.12.1971г. Этой статьей регулировалось предоставление оплачиваемых отпусков в связи с обучением, а также другие льготы. Учебные отпуска не относились к дополнительным, поэтому работникам, совмещающим работу с обучением в период действия КЗоТ РФ, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не включаются.
По мнению истца УПФР нарушил его права, не включив службу в армии в льготный стаж, т.к. он до этого спорного периода работал по профессии "подземным горнорабочим".
Апеллянт с данными доводами не согласен, ссылается на п.п. "а" п. 16, которым предусмотрено, что рабочие и служащие на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах имеют право на пенсию по старости на льготных условиях - по списку производств, цехов, профессий и должностей, утверждаемому Советом Министров СССР. Указанные Списки N1, 2 не содержат ссылку на включение службы в армии в льготный стаж.
Указывает, что истец относит период службы в Советской Армии к деятельности до 01.01.2002года, то есть до установления нового правого регулирования назначения досрочных трудовых пенсий.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О, указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Однако, Закон "О государственных пенсиях", принятый Верховным Советом СССР 14.07.1956г. и Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 действовали на период до 01.01.1992 года, т.е. до вступления в силу закона "О государственных пенсиях в РФ" от 20.11.1990 N340-1.
Также обращает внимание, что статьей 78 закона "О государственных пенсиях в РФ" от 20.11.1990 N 340-1, действовавшего в период с 01.01.1992 по 31.12.2001 и подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 закона N173-Ф3 "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001года предусмотрено назначение пенсии независимо от возраста гражданам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах по добыче угля, если они трудились на указанных работах полный рабочий день не менее 25 лет (по Списку утвержденным Правительством РФ).
Апеллянт указывает, что данные нормы в период службы С. не действовали, т.к. впервые введены с 01.01.1992, поэтому засчитывать период службы в армии в льготный стаж нет оснований.
Стороны в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о рассмотрении дела были извещены.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пп. 11 п. 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего закона лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий -горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2002 г. N 537 при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" применяется Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, что истец претендует на льготное пенсионное обеспечение за работу с вредными условиями труда, предусмотренную Списком N 1, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10.
При этом, Пенсионным фондом был учтен специальный стаж работы истца в льготном исчислении по ведущим профессиям 24 года 06 месяцев 12 дней.
Ответчиком было отказано истцу во включении в специальный стаж периодов нахождения в учебных отпусках во время обучения в Ленинск-Кузнецком горном техникуме на факультете "Подземная разработка угольных месторождений" с 05.09.1985 по 12.09.1985, с 06.01.1986 по 01.02.1986, с 01.09.1986 по 08.09.1986, с 05.01.1987 по 26.01.1987, с 12.05.1987 по 30.05.1987, с 10.11.1987 по 08.12.1987, с 19.04.1988 по 01.07.1988, всего 5 месяцев 28 дней.
При этом, как усматривается из протокола Комиссии, указанные периоды не были включены в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку указанные отпуска не являются ежегодными, в силу чего не подпадают под действие п.5 Правил исчисления периодов работы ... , утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N516.
По иным основаниям отказано в зачете указанных периодов не было, кроме того, в суде первой инстанции представитель Пенсионного фонда не оспаривала тот факт, что непосредственно работа в данные период подлежит включению в специальный стаж по пп. 11 п. 1 ст.27 Федерального закона N173-Ф3.
Разрешая спор, оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд обоснованно не согласился с позицией ответчика в данной части и посчитал её основанной на неправильном применении действующего законодательства.
Так, в соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
В силу статьи 173 Трудового кодекса Российской Федерации работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной форме обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
Статьей 174 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в указанных учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
Поскольку истец в указанные периоды обучался в Ленинск-Кузнецком горном техникуме на факультете "Подземная разработка угольных месторождений", что ответчиком не оспаривалось, и данное учебное заведение имело государственную аккредитацию, а также не оспаривался факт успешного обучения, то суд пришел к правильному выводу, что указанные периоды подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по пп.11 п.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", поскольку ученические отпуска являются разновидностью дополнительных отпусков и, следовательно, подлежат включению в специальный стаж для получения досрочного пенсионного обеспечения.
Кроме того, как обоснованно отметил суд первой инстанции, что истцу фактически, было отказано во включении в специальный стаж периода службы в Советской Армии с 24.04.1982 по 11.06.1984 общей продолжительностью 2 года 1 месяц 7 дней, хотя в протоколе и решении ответчика факт отказа прямо не отражен.
Между тем, из трудовой книжки следует, что как в период до службы в Советской Армии, так и после истец работал на подземных работах, предусмотренных Списком 1.
Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Вместе с тем, принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 г. N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
В противоречие данному разъяснению Конституционного Суда РФ и Пенсионный фонд не принял во внимание, что в спорный период времени (с 18.11.1985 по 24.11.1988) действовало "Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий", утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 г. N 590.
Подпунктом "к" пункта 109 названного Положения было предусмотрено, что при назначении на льготных условиях или в льготном размере пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца, период службы в составе Вооруженных Сил СССР приравнивался по выбору обратившего за пенсией либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Поскольку период службы истца в рядах Советской Армии имел место до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий, то он подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права, иное толкование противоречило бы положениям ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18, 19, ч. 1 ст. 55 Конституции РФ и правовой позиции, изложенной в Постановлениях Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. N 2-п и от 24.05.2001 г. N 8-П, а также в Определении Конституционного Суда РФ от 05.11.2002 г. N 320-О.
Таким образом, суд первой инстанции, удовлетворяя требования истца, правомерно исходил из того, что периоды службы истца в Советской Армии с 24.04.1982 по 11.06.1984 общей продолжительностью 2 года 1 месяц 7 дней подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В силу требований ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).
Учитывая, что на момент обращения истца к ответчику (12.03.2013) последний включил в специальный стаж С. 24 года 06 месяцев 12 дней, исключив названные выше периоды, то суд пришел к верному выводу, что специальный стаж на момент обращения за назначением пенсии истца составил (24г. 06 м. 12 д. + 2г. 1м. 7д. (Армия) + 5 м.28д ... (уч. отпуск)) 27 лет 1 месяц 17 дней.
Поскольку на момент обращения за пенсией с учетом спорных периодов, у истца имелся необходимый стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости - 25 лет, суд так же обоснованно обязал ответчика назначить ему требуемую пенсию.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, были в суде первой инстанции предметом исследования и оценки, с которой судебная коллегия согласна, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств дела и представленных доказательств, и по мотивам, приведенным выше, являются необоснованными.
Судебная коллегия полагает, что судом верно установлен круг обстоятельств, подлежащих установлению для рассмотрения и разрешения настоящего дела, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Судом верно применены нормы процессуального и материального права. Представленным доказательствам, в соответствие с ст.67 ГПК РФ дана надлежащая оценка.
Оснований для отмены решения в соответствии с положениями ч. 3 ст. 327.1, ч. 4 ст. 330 ГПК РФ не установлено.
Руководствуясь ч.1 ст. 327.1, ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинск - Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 01 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение)в г. Ленинске - Кузнецком и Ленинск - Кузнецком районе - без удовлетворения.
Председательствующий: М.В. Лавник
Судьи: Г.А. Корытникова
Г.В. Строганова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.