Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда
в составе:
председательствующего Шалагиной О.В.,
судей Евтифеевой О.Э., Быковой С.В.,
при секретаре Беляниной А.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шалагиной О.В. гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Колыонского сельского поселения на решение Ижморского районного суда Кемеровской области от 31 июля 2013 года по делу по заявлению прокурора Ижморского района к администрации Колыонского сельского поселения о признании бездействия администрации по разработке и утверждении лесохозяйственного регламента в отношении земельных участков под муниципальными лесами незаконным,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ижморского района Кемеровской области обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Колыонского сельского поселения по разработке и утверждению лесохозяйственного регламента в отношении земельных участков под муниципальными лесами.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства при использовании, охране лесов и обороте древесины.
В ходе проверки установлено следующее:
Согласно ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Сохранение лесов является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.
Согласно ч.2 ст.4 Лесного кодекса РФ от имени муниципальных образований в лесных отношениях участвуют органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
В силу ст.87 Лесного кодекса РФ, лесохозяйственный регламент устанавливается нормативным правовым актом, поскольку издается в установленном порядке управомочным органом местного самоуправления, устанавливает правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитан на неоднократное применение, направлен на урегулирование общественных отношений в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Согласно п.9 ч.1 ст.39 Устава Колыонского сельского поселения администрация при решении вопросов местного значения, в том числе, организует использование, охрану, защиту и воспроизводство городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа, и участвует в решении вопросов использования и охраны природных ресурсов на территории городского округа в порядке, установленном законодательством.
В соответствии с ч.1 ст.37 Федерального закона N131-Ф3 от 06.10.2003г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения.
Таким образом, в полномочия Администрации Колыонского сельского поселения входит разработка и утверждение лесохозяйственного регламента.
Однако установлено, что в нарушение действующего законодательства ответчик не принял достаточных мер по разработке и утверждению лесохозяйственного регламента, что явилось основанием для обращения прокурора с соответствующим иском в суд.
Выявленные нарушения федерального законодательства и бездействие органа местного самоуправления нарушает права неопределенного круга лиц, создает условия для нанесения вреда окружающей среде и здоровью человека.
Просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Колыонского сельского поселения по неисполнению требований лесного законодательства, обязать ответчика в пределах своих полномочий, предусмотренных Уставом, разработать и утвердить в установленном законом порядке Лесохозяйственный регламент лесов Колыонского сельского поселения. Установить ответчику срок для совершения действий.
В судебном заседании прокурор ФИО6 поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель Администрации Колыонского сельского поселения ФИО7 иск признала в полном объеме.
Решением Ижморского районного суда Кемеровской области от 31 июля 2013 года постановлено:
Требования прокурора Ижморского района удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Колыонского сельского поселения по неисполнению требований лесного законодательства.
Обязать администрацию Колыонского сельского поселения в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу в пределах своих полномочий, предусмотренных Уставом, разработать и утвердить в установленном законом порядке Лесохозяйственный регламент лесов Колыонского сельского поселения.
В апелляционной жалобе глава Колыонского сельского поселения ФИО8 просит решение суда отменить, указывая, что судом неправомерно принято признание иска. Принимая решение об обязании разработать и утвердить Лесохозяйственный регламент Колыонского сельского поселения, суд не учел, что расположенные на указанной территории леса находятся не в муниципальной собственности, поэтому, исполняя данное решение, органы местного самоуправления превысят свои полномочия, что и будет являться нарушением действующего законодательства и нарушением законных прав и интересов других лиц.
Считает, что суд принял решение в отношении ненадлежащего ответчика. Согласно Уставу Колыонского сельского поселения, Глава Колыонского сельского поселения является органом местного самоуправления Колыонского сельского поселения, а также высшим должностным лицом сельского поселения с собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Кемеровской области.
При вынесении решения суд делает ссылку на не существующий пункт 9 части 1 статьи 39 Устава Колыонского сельского поселения, к тому же статья 39 Устава муниципального образования Колыонского сельского поселения регламентирует иные вопросы, а именно расходы на муниципальную службу.
Также судом были нарушены требования ГПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Колыонского сельского поселения ФИО9, поддержавшую доводы жалобы, и заключение прокурора Бесхлебной Г.Н., полагавшей решение суда отменить и производство по делу прекратить, рассмотрев дело в соответствии с ч.2 ст.327.1 ГПК РФ в интересах законности в полном объеме, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене с прекращением производства по делу по следующим основаниям.
Статьей 10 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
По смыслу приведенной правовой нормы органы указанных ветвей власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга. На этом основании суд не может обязать орган законодательной или исполнительной власти принять или дополнить какой-либо нормативный акт.
Статьей 12 Конституции Российской Федерации установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления.
В соответствии с п.2 ст.7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органам местного самоуправления предоставлено право принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Из данных норм следует, что суд также не вправе обязать и орган местного самоуправления принять или дополнить какой-либо нормативный правовой акт, поскольку это является исключительной компетенцией органа местного самоуправления.
Данный вывод подтверждается также положениями главы 24 ГПК РФ, из которой следует, что суд рассматривает заявления, содержащие требования о признании нормативных правовых актов противоречащими Конституции Российской Федерации, федеральному закону или иному другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. При этом суд не вправе обязать соответствующий орган государственной власти принять какой-либо нормативный правовой акт.
Принимая к производству суда и рассматривая по существу заявление прокурора в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия администрации Колыонского сельского поселения по разработке и утверждению лесохозяйственного регламента в отношении земельных участков под муниципальными лесами и возложении на орган местного самоуправления обязанности по его принятию, суд не учел названных положений законодательства, из которых следует, что данное требование не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.
В соответствии с абз.2 ст.220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 134 настоящего Кодекса.
Учитывая изложенное, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а производство по делу - прекращению.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ижморского районного суда Кемеровской области от 31 июля 2013 года отменить, производство по делу прекратить.
Председательствующий: Шалагина О.В.
Судьи: Быкова С.В.
Евтифеева О.Э.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.