Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
Председательствующего: Корытниковой Г.А.,
судей: Ворожцовой Л.К., Молчановой Л.А.
при секретаре Щегловой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Корытниковой Г.А.,
гражданское дело по апелляционной жалобе Горкунова Н.А.
на решение Калтанского районного суда Кемеровской области от 09 сентября 2013 года
по иску Горкунова Н.А. к муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения "Центральная городская больница" г. Калтана Кемеровской области (далее по тексту - МБУЗ "ЦГБ") о предоставлении бесплатной медицинской помощи,
УСТАНОВИЛА:
Горкунов Н.А обратился в суд с требованием принудить главного врача муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная городская больница" г. Калтана Кемеровской области предоставить бесплатную медицинскую помощь -изготовление и ремонт зубных протезов, обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения, другим медицинским имуществом при лечении по рецептам, выданным врачами в медицинских учреждениях г. Калтан.
Требования мотивированы тем, что в июне 1997 года он уволен с военной службы в запас по возрасту с правом получения пенсии. Согласно ст. 16 Закона "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 года N 76-ФЗ он имеет право на бесплатное получение медицинской помощи, в том числе изготовление и ремонт протезов, обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначении, другим медицинским имуществом при лечении по рецептам, выданным врачами в военно-медицинских подразделениях.
Поскольку по месту его жительства отсутствуют военно-медицинские подразделения, то он обратился в поликлинику г.Калтан МБУЗ "ЦГБ" за бесплатным обеспечением лекарствами, в связи с необходимостью замены зубных протезов, но получил отказ. В 2006 году ему дали ответ, что он обязан лекарства на лечение приобретать за свой счет, после чего чеки, рецепты высылать в Кемеровский областной военкомат для возмещения его расходов. Областной военкомат так же не оплатил его расходы, сославшись на Постановление Правительства РФ от 31.12.2004 года N 911. Согласно которого расходы на лечение осуществляются только учреждениями здравоохранения.
МУЗ "ЦГБ" на его заявления дают ответ, что они не руководствуются Законом "О статусе военнослужащих". Считает, что ответчик нарушает его права, лишает его Конституционного права на получение бесплатной медицинской помощи.
В судебном заседании истец Горкунов Н.А. уточнил исковые требования, просил обязать предоставить бесплатную медицинскую помощь -изготовление и ремонт зубных протезов, обеспечить лекарствами, изделиями медицинского назначения, другим медицинским имуществом при лечении по рецептам, выданным врачами в медицинских учреждениях г. Калтан муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Центральная городская больница" г. Калтана Кемеровской области.
Представитель ответчика МБУЗ "ЦГБ" Кузьмина Е.М., действующая на основании доверенности от 11.10.2012 года, возражала против удовлетворения заявленного требования.
Третье лицо ООО "Сибирь" своего представителя в суд не направило.
Представитель третьего лица Военного комиссариата Кемеровской области Пивоварова О.Ю., действующая на основании доверенности N 826 от 24.05.2013 года посчитала, что исковые требования Горкунова Н.А. подлежат удовлетворению.
Решением Калтанского районного суда Кемеровской области от 09 сентября 2013 года постановлено:
Отказать Горкунову Н.А. в удовлетворении иска к муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения "Центральная городская больница о предоставлении бесплатной медицинской помощи.
В апелляционной жалобе Горкунов Н.А. указывает, что не согласен с решением суда от 09 сентября 2013 года и просит его отменить, поскольку в своих возражениях представитель ответчика не заявлял о том, что истцу было необходимо соблюсти порядок обращения за бесплатной медицинской помощью, установленный действующим законодательством, и что он (Горкунов Н.А.) его нарушил.
Судья, рассмотревший спор и посчитавший необходимым доказательством по делу справку территориального органа исполнительной власти, в котором Горкунов Н.А. состоит на пенсионном учете о том, что истец имеет право на бесплатную квалифицированную медицинскую помощь также в нарушение положений ст.57 ГПК РФ не обязал его предоставить справку, подтверждающую право заявителя на бесплатную медицинскую помощь.
На апелляционную жалобу принесены возражения Муниципальным бюджетным учреждением здравоохранения "Центральная городская больница" в лице главного врача Кречетовой В.Н. (л.д.72-73)
Представитель Военного комиссариата Кемеровской области Пивоварова О.Ю. в своих возражениях на апелляционную жалобу полагает, что решение суда законно.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы Горкунова Н.А., возражения Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная городская больница" в лице главного врача Кречетовой В.Н., возражения представителя Военного комиссариата Кемеровской области Пивоваровой О.Ю., действующего на основании доверенности N 826 от 24.05.2013 года, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, в соответствии со ст.327.1 ГПК РФ судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции было установлено, что Горкунов Н.А. проходил службу в войсковой части А1510 Киевской области.
В настоящее время Горкунов Н.А. является гражданином РФ и получателем пенсии в соответствии с законодательством РФ.
Таким образом, у граждан Российской Федерации, проходящих военную службу в вооруженных силах и иных воинских формированиях государств - участников Содружества Независимых Государств, являющихся участниками перечисленных выше двусторонних договоров, сохраняются права, льготы и гарантии военнослужащего, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона N 76-ФЗ от 27 мая 1998 года "О статусе военнослужащих" военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатную медицинскую помощь, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения по рецептам врачей в медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - военно-медицинские учреждения). При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих военно-медицинских учреждений или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения. Расходы указанным учреждениям здравоохранения по оказанию медицинской помощи военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, возмещаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно абзацу 1 пункта 5 данной статьи права и социальные гарантии военнослужащих и членов их семей, указанные в пунктах 2-4 настоящей статьи, распространяются на офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения и на членов их семей, а также на прапорщиков и мичманов, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более.
С учетом установленных обстоятельств и приведенных положений действующего законодательства суд пришел к правильному выводу о наличии у истца права на бесплатную медицинскую помощь.
26 сентября 1994 года Правительством Российской Федерации принято Постановление N 1093 "О порядке возмещения расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, санаторно-курортным лечением и отдыхом военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, санаторно-курортным лечением членов их семей, а также медико-психологической реабилитацией военнослужащих", в соответствии с которым офицерам, прапорщикам и мичманам, указанным в абзаце первом пункта 5 статьи 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих", медицинская помощь, в том числе изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения по рецептам, выданным врачами медицинских, военно-медицинских подразделений, частей, учреждений Министерства обороны РФ и федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба оказывается бесплатно за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на содержание Министерства обороны Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих или граждан, уволенных с военной службы, военно-медицинских учреждений или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения с возмещением расходов на оказание медицинской помощи указанным учреждениям здравоохранения Министерством обороны Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
31 декабря 2004 года Правительством Российской Федерации принято Постановление N 911, которым утверждены Правила возмещения учреждениям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, а также отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы (применяемые в отношении аналогичной категории лиц).
В соответствии с данными Правилами расходы учреждений здравоохранения на оказание медицинской помощи военнослужащим и сотрудникам, а также гражданам, уволенным с военной службы, возмещаются военным округом, региональным командованием внутренних войск, территориальным органом соответствующего федерального органа исполнительной власти в субъекте Российской Федерации, где проходят военную службу (службу) военнослужащие и сотрудники, на территории которого проживают граждане, уволенные с военной службы, по тарифам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (в учреждении здравоохранения) на момент оказания медицинской помощи, в соответствии с договором, заключенным между территориальным органом федерального органа исполнительной власти (по представлению командиров (начальников) соединений, воинских частей, учреждений и организаций, органов безопасности, органов внутренних дел и др.) и учреждением здравоохранения.
Граждане, уволенные с военной службы, нуждающиеся в оказании медицинской помощи (за исключением медицинской помощи в экстренной и неотложной форме), не входящей в территориальную программу обязательного медицинского страхования, в случае отсутствия по месту жительства военно-медицинских учреждений или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования обращаются в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, в котором они состоят на пенсионном обеспечении, для подтверждения права на бесплатное оказание медицинской помощи.
При обращении в учреждение здравоохранения гражданином, уволенным с военной службы, предъявляется справка, выданная территориальным органом федерального органа исполнительной власти, в котором он состоит на пенсионном обеспечении, подтверждающая право на бесплатное оказание медицинской помощи.
Учреждение здравоохранения в течение 5 суток после завершения стационарного или амбулаторного лечения, либо обследования гражданина, уволенного с военной службы, оформляет выписку из медицинской карты больного, счет-фактуру за оказанную медицинскую помощь и направляет их в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, с которым заключен договор об оказании медицинской помощи.
Исходя из приведенного законодательства, право истца на бесплатную медицинскую помощь подлежит реализации в установленном законом порядке.
В заседании суда первой инстанции установлено, что Горкунов Н.А. является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации, с военной службы был уволен по возрасту (л.д.8).
Таким образом, как правильно указал суд в решении от 09 сентября 2013 года Горкунов Н.А. в соответствии со ст.16 ч.2, ч.5 ФЗ "О статусе военнослужащих" имеет право на бесплатную медицинскую помощь как военнослужащий-прапорщик, уволенный в запас с военной службы.
Из представленных материалов дела видно, что Горкунов Н.А. обратился по месту жительства в МБУЗ "ЦГБ" г.Калтан для получения бесплатной медицинской помощи, при этом справку, выданную территориальным органом федерального органа исполнительной власти, в котором он состоит на пенсионном обеспечении, подтверждающую право на бесплатное оказание медицинской помощи, не представил. Из заявления Горкунова Н.А. на имя главного врача МБУЗ "ЦГБ" Калтан (л.д.48) не усматривается какую конкретно медицинскую помощь просил оказать истец.
Направление на лечение в данное учреждение Горкуновым Н.А. согласовано не было, доказательств того, что в указанное учреждение истец был направлен уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации, представлено также не было, отсутствуют такие доказательства и в жалобе апеллянта. Факт выдачи рецептов и нуждаемости в какой-либо медицинской помощи ни чем не подтвержден.
Таким образом, исходя из изложенного, Горкуновым Н.А. не был соблюден порядок обращения за бесплатной медицинской помощью.
Учитывая, что нарушений законодательства, регулирующего спорные правоотношения, со стороны ответчика не установлено, правовые основания для возложения на ответчика обязанности по оказанию истцу бесплатной медицинской помощи отсутствуют, суд обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований.
Разрешая дело, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил и истолковал нормы законодательства в области охраны жизни и здоровья граждан. Выводы суда основаны на обстоятельствах, установленных судом, подтверждены доказательствами, которым суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, с которой судебная коллегия согласна. Суд отразил в решении результаты оценки доказательств, представленных сторонами в обоснование своих требований и возражений и привел в решении мотивы, по которым он не согласен с доводами истца.
Решение суда является законным и обоснованным и по доводам апелляционной жалобы Горкунова Н.А. не подлежит отмене.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Калтанского районного суда Кемеровской области от 09 сентября 2013 года оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Горкунова Н.А. - без удовлетворения.
Председательствующий: Корытникова Г.А.
Судьи: Молчанова Л.А.
Ворожцова Л.К.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.