Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего Шевченко Г.М.,
и судей Баталовой С.В., Мартыновой Т.А.,
с участием прокурора Новиковой И.В.,
при секретаре Скрябиной А.К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кирове 12 сентября 2013 года гражданское дело по апелляционной жалобе Главы администрации Малмыжского района Кировской области на решение Малмыжского районного суда Кировской области от 01 июля 2013 г., которым постановлено:
Исковые требования прокурора Малмыжского района Кировской области к администрации муниципального образования Малмыжский муниципальный район Кировской области, администрации муниципального образования Малмыжское городское поселение Кировской области удовлетворить частично:
признать незаконным бездействие администрации Малмыжского городского поселения, выразившееся в неприятии мер по контролю за состоянием свалки твердых бытовых отходов г. Малмыжа,
обязать администрацию Малмыжского городского поселения Кировской области осуществлять контроль за состоянием и воздействием на окружающую среду свалки твердых бытовых отходов г. Малмыжа,
обязать администрацию муниципального образования "Малмыжский муниципальный район Кировской области" осуществить заказ на изготовление проекта рекультивации земель под свалкой твердых бытовых отходов г. Малмыжа и организовать проведение подготовительных мероприятий в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Заслушав доклад судьи Баталовой С.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Малмыжского района Кировской области, действующий в интересах РФ и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Малмыжского района Кировской области, администрации Малмыжского городского поселения о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить допущенные нарушения. В обоснование заявленных исковых требований указал, что в ходе проведения проверки соблюдения законодательства об охране окружающей среды, на территории Малмыжского района Кировской области выявлена свалка твердых бытовых отходов, выведенная из эксплуатации, но не рекультивированная в соответствии с требованиями природоохранного законодательства. Вышеуказанный объект размещения твердых бытовых отходов общей площадью "данные изъяты" га, действовавший с 1977 по 2012 год, расположен на земляхМалмыжского городского поселения в юго-восточной части города в 500 метрах от жилого микрорайона. В настоящее время земля под свалкой твердых бытовых отходов находится в нарушенном, непригодном для последующего использования состоянии. При принятии решения о закрытии свалки вопрос о рекультивации нарушенных земель, восстановлении плодородия почв, а также о контроле за состоянием данной свалки органами местного самоуправления решен не был, в связи с чем с учетом уточненных исковых требований прокурор просил признать незаконным бездействие администрации Малмыжского района Кировской области, администрации Малмыжского городского поселения, выразившееся в непринятии мер по рекультивации земель, расположенных под свалкой твердых бытовых отходов г. Малмыжа и обязать ответчиков провести мероприятия по рекультивации нарушенных земель, а также предшествующие им подготовительные мероприятия.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого указана выше.
С решением суда не согласен Глава администрации Малмыжского района Кировской области. Указывает, что поскольку организация мероприятий по охране окружающей среды, организация сбора и вывоза мусора относится к вопросам местного значения поселения, возложение на администрацию муниципального района обязанности по проведению подготовительных мероприятий, предшествующих рекультивации, необоснованно. Кроме того, считает, что возложение обязанности по изготовлению проекта рекультивации земли в настоящее время является преждевременным. Просит решение суда в данной части отменить.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Малмыжского района Кировской области ссылается на законность принятого решения, отсутствие оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии со ст. 327 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Решение суда в части возложения на администрацию Малмыжского городского поселения обязанности осуществлять контроль за состоянием и воздействием на окружающую среду свалки твердых бытовых отходов г. Малмыжа, сторонами не обжаловано.
Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы и поступивших на неё возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В ст. 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ст. 22 Федерального закона N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 9, 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов и организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды относится к вопросам местного значения муниципального района.
Пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" также предусмотрено, что организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям органов муниципальных районов в области обращения с отходами.
Согласно ч. 4 ст. 12 ФЗ от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с "Инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов", утвержденной Минстроем 02.11.1996 года рекультивация закрытых полигонов - комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народнохозяйственной ценности восстанавливаемых территорий, а также на улучшение окружающей среды.
Прокуратурой Малмыжского района Кировской области была проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления.
В ходе проведенной проверки на территории муниципального образования Малмыжский муниципальный район Кировской области была выявлена свалка твердых бытовых отходов, эксплуатация которой осуществлялась с 1977 года, а в настоящее время прекращена.
Вышеуказанный объект размещения твердых бытовых отходов площадью "данные изъяты" га расположен на землях Малмыжского городского поселения в юго-восточной части города в 500 метрах от жилого микрорайона.
Постановлением администрации Малмыжского городского поселения от 26 апреля 2013 года N 83 указанная свалка закрыта, при этом до настоящего времени вопрос об утилизации размещенных на ней отходов не решен, работы по рекультивации земельного участка не проведены.
Согласно абз. 2 п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Исходя из фактических обстоятельств дела, учитывая, что организация утилизации и переработки бытовых отходов относится к компетенции муниципального района, рекультивация свалки требует выполнения большого объема подготовительных работ, в том числе проведения комплекса экологических исследований, решения вопросов по утилизации отходов и т.д., суд обоснованно пришел к выводу об удовлетворении требований прокурора.
Доводы жалобы о преждевременности возложения обязанности по изготовлению проекта рекультивации земельного участка, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку нарушения в сфере природоохранного законодательства в виде непринятия мер по восстановлению нарушенных свалкой твердых бытовых отходов земель, создают угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, их правам на благоприятную окружающую среду.
Суд первой инстанции дал надлежащую юридическую оценку представленным сторонами доказательствам и правильно применил нормы материального права, регулирующие спорное правоотношение. Выводы суда в решении подробно мотивированы, полностью соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела.
Доводы апелляционной жалобы администрации Малмыжского района Кировской области несостоятельны, основаны на неверном толковании ответчиком норм действующего законодательства, отмену обжалуемого решения не влекут.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Малмыжского районного суда Кировской области от 01 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.