Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего судьи Орлова А.М.,
судей Маркина В.А., Бакиной Е.Н.,
при секретаре Савиных Е.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 24 сентября 2013 года дело по апелляционной жалобе департамента финансов Кировской области на решение Оричевского районного суда Кировской области от 02 августа 2013 года, которым постановлено иск Соколовой "данные изъяты" удовлетворить.
Взыскать с департамента финансов Кировской области за счёт средств казны субъекта Российской Федерации "Кировская область" в пользу Соколовой "данные изъяты" компенсацию за отопление жилого помещения и использование электроэнергии в сумме "данные изъяты". и расходы по оплате государственной пошлины в размере "данные изъяты".
Заслушав доклад судьи Кировского областного суда Орлова А.М., заслушав Соколову Л.Г. и ее представителя Криницына А.А., не согласных с апелляционной жалобой, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Соколова Л.Г. обратилась в суд с иском к департаменту финансов Кировской области о взыскании денежной компенсации за отопление жилого помещения и использование электроэнергии. В обосновании своих требований указала, что она медицинский работник, проживающий и работающий в сельской местности ( "данные изъяты" третьего легочного отделения КОГКУЗ "Кировский областной клинический противотуберкулезный диспансер"), и имеет право на бесплатное жилье с бесплатным отоплением и освещением. Ею оплачено за отопление жилья с "дата" по "дата" - "данные изъяты"., за электроэнергию с "дата" по "дата" включительно - "данные изъяты". В соответствии с Законом Кировской области N 267-ЗО от 3 ноября 2004 года ей начислили и выплатили компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальные услуги за период с "дата" по "дата" "данные изъяты". Разница между уплаченными денежными средствами, на которые она имела право, и реально выплаченными средствами составила "данные изъяты".
Просит взыскать с департамента финансов Кировской области за счёт средств казны субъекта Российской Федерации "Кировская область" в её пользу в качестве компенсации за отопление жилого помещения и использование электроэнергии "данные изъяты"., а также за счет средств бюджета муниципального образования "город Киров" расходы по оплате госпошлины в сумме "данные изъяты".
Оричевским районным судом Кировской области постановлено вышеуказанное решение.
С решением суда не согласен департамент финансов Кировской области. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить. В обоснование указывает, что установленные Законом Кировской области от 3 ноября 2004 года N 267-30 меры социальной поддержки перед истцом полностью исполнены. Считает, что факт получения истцом коммунальных льгот до 01.01.2005 года не подтвержден допустимыми доказательствами. Если гражданин пользовался коммунальными льготами по оплате жилья, это должно подтверждаться документами о начислении платы за жилое помещение и коммунальных услуг и документами о предоставлении льгот по оплате коммунальных услуг, предоставленными уполномоченными лицами. Указывает, что в силу правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в его постановлениях от 17.06.2004 N12-П и от 15.05.2006 N5-П недостаточность собственных доходных источников на уровне субъекта РФ или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Следовательно, данные льготы должны предоставляться работникам, работающим и проживающим в сельской местности, которые пользовались данными льготами до 01.01.2005 за счет средств федерального бюджета.
Проверив материалы дела, заслушав Соколову Л.Г. и ее представителя Криницына А.А., не согласных с апелляционной жалобой, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему:
в соответствии с пунктом"ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
В силу пункта 50 статьи 35 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" часть 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан утратила силу.
С 01.01.2005 года в соответствии с частями 5, 6 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в ред. Федерального закона РФ от 22.08.2004 года N 122-ФЗ) меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ; меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.
Пункт 2 статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ содержит требование о том, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных актов, должны быть соблюдены условия, при которых вновь устанавливаемые размеры мер социальной поддержки в денежной форме не могут быть ниже размеров мер социальной поддержки, установленных социальных выплат в денежной форме, предоставлявшихся соответствующей категории граждан по состоянию на 31.12.2004.
Законом Кировской области от 03.11.2004 г. N 267-ЗО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских поселениях или поселках городского типа Кировской области" фармацевтическим и медицинским работникам учреждений здравоохранения, работающим, вышедшим на пенсию и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа предоставляется частичная компенсация их расходов за оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты. В соответствии со ст. 4 указанного закона размер частичной компенсации устанавливается ежегодно законом области об областном бюджете. Размер частичной компенсации составил ежемесячно в 2009 и 2010 годах - 400 рублей; в 2011 г. - 460 рублей; с 2012 году - 488 рублей.
Бюджет субъекта РФ или местный бюджет не существуют изолированно, а являются составной частью финансовой системы РФ, в связи с чем обязанность по обеспечению льготами законодательно перенесена на нижестоящие уровни публичной власти. Обеспечение социальных прав, которые ранее до 31.12.2004 года были предоставлены медицинским работникам, продолжающим после указанной даты до настоящего времени работать в учреждениях здравоохранения и проживать в сельской местности или поселках городского типа, не должно ставиться в зависимость от наличия и достаточности собственных доходных источников на уровне субъектов РФ или муниципальных образований.
Установлено, что Соколова Л.Г. работает в КОГКУЗ "Кировский областной клинический противотуберкулезный диспансер" с "дата" по настоящее время, последнее время "данные изъяты" 3-го легочного отделения, которое находится по адресу: г. Киров, Октябрьский район, сельский округ Русское, деревня Студенец.
Соколова Л.Г. зарегистрирована по месту жительства по адресу: "адрес".
Соколовой Л.Г., как медицинскому работнику, до 01.01.2005 года бесплатно предоставлялось отопление и освещение, то есть она не утратила право на получение компенсации за отопление и электроснабжение.
Размер частичной компенсации Соколовой Л.Г. расходов на оплату жилого помещения и коммунальные услуги за период с "дата" по "дата" составил в сумме "данные изъяты".
С "дата" по "дата" Соколовой Л.Г. начислено и оплачено за отопление "данные изъяты"., за электроснабжение "данные изъяты".
Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании и приведенными в решении суда доказательствами.
Районный суд обоснованно, с учетом представленных доказательств удовлетворил требования истца о взыскании с ответчика денежных средств за период с "дата" по "дата" в пределах заявленной суммы исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы, что факт получения истцом коммунальных льгот до 01.01.2005 года не подтвержден допустимыми доказательствами, судебная коллегия отвергает.
Факт получения Соколовой Л.Г. льгот по отоплению и освещению до 01.01.2005 года подтвержден допустимыми и достаточными доказательствами, в частности, договором N 5 от 01.12.2003 г. на возмещение затрат по предоставленным льготам на жилищно-коммунальные услуги между лечебным учреждением и МУПП ЖКХ "Юбилейный", а также сметой административно-хозяйственных расходов на 2004 год Кировского областного клинического противотуберкулезного диспансера, где указано, что в 2004 году "данные изъяты" Соколовой Л.Г. выделено "данные изъяты" на оплату льгот по коммунальным услугам за отопление и освещение.
Довод апелляционной жалобы, что льготы должны предоставляться за счет средств федерального бюджета, а не бюджета субъекта Российской Федерации, судебная коллегия не считает основанием для отмены судебного постановления, так как имущество учреждения КОГКУЗ "Кировский областной клинический противотуберкулезный диспансер" находится в собственности Кировской области и финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется за счет средств областного бюджета на основании бюджетной сметы.
В то же время предметом настоящего спора не является соблюдение бюджетного законодательства в части передачи средств в виде субсидий из одного уровня бюджета в другой в порядке межбюджетных отношений.
Остальные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, и сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую дал суд исследованным по делу доказательствам. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется, поэтому апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
С учетом изложенного решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Оричевского районного суда Кировской области от 02 августа 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу департамента финансов Кировской области - без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.