Судья Кировского областного суда Сметанина О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении
по жалобе и.о. главного врача Кировского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Богородская центральная районная больница" Калабина А.Л.
на постановление судьи Унинского районного суда Кировской области от 28 августа 2013 года, вынесенное в отношении Кировского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Богородская центральная районная больница" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст.20.4 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Унинского районного суда Кировской области от 28 августа 2013 года Кировское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Богородская центральная районная больница" (далее - КОГБУЗ "Богородская ЦРБ") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.4 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе, поданной в Кировский областной суд, и.о. главного врача КОГБУЗ "Богородская ЦРБ" Калабин А.Л. просит постановление судьи отменить, указывает, что в настоящее время конференц-зал, эвакуационные выходы из которого не соответствуют установленным требованиям пожарной безопасности, не эксплуатируется, о чем издан соответствующий приказ. Здание, где выявлены нарушения, построено в 1938 году, в связи с чем требования Технического регламента о пожарной безопасности не должны к нему применяться. Назначение административного наказания в виде административного штрафа ставит учреждение в тяжелое финансовое положение, не позволяющее производить оплату лекарственных средств. Также просит освободить учреждение от административной ответственности на основании ст.2.9 КоАП РФ.
Также в областной суд представлена информация КОГБУЗ "Богородская ЦРБ" об устранении нарушения по установке знака пожарной безопасности (N 295 от 07.10.2013).
В судебном заседании Калабин А.Л. доводы жалобы поддержал, пояснил, что о несоответствии эвакуационных выходов в конференц-зале административного здания требованиям пожарной безопасности ему известно с 2009 года. Конференц-зал для оказания медицинской помощи не используется, в настоящее время закрыт. Приглашенный для обследования здания инженер-строитель не смог разъяснить устройство входов и возможность их реконструкции. В 2013 году внутренняя дверь в конференц-зал была демонтирована.
Представитель УНД ГУ МЧС России по Кировской области Михайлов И.А. в судебном заседании пояснил, что считает назначенное наказание в виде штрафа, не соответствующим целям административного законодательства. Материалы были направлены в суд для назначения наказания в виде административного приостановления деятельности в части помещений в административном здании (конференц-зала). Закрытие данного помещения не отразится на услугах медицинского учреждения. По мнению Михайлова И.А. постановление судьи незаконно, так как выбран менее строгий вид наказания. Просил постановление судьи отменить, направить дело на новое рассмотрение ввиду необходимости назначения более строгого наказания.
Михайлов И.А. указал, что в зале, вместимостью более 50 человек, должно быть два эвакуационных выхода. Также пояснил, что на момент проверки внутренняя дверь в конференц-зал убрана не была, требованиям пожарной безопасности не отвечала, что подтверждается имеющимися в материалах дела фотоматериалами.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы,прихожу к следующему.
Частью 4 ст.20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность юридических лиц за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
В соответствии с ч.5 ст.20.4 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 или 4 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Под повторностью совершения административного правонарушения в силу п.2 ч.1 ст.4.3 и ст.4.6 КоАП РФ понимают совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, и со дня окончания исполнения постановления не истек один год. Однородным в данном случае считается любое из административных правонарушений, перечисленных в частях 3 или 4 ст.20.4 КоАП РФ. При этом годичный срок исчисляется со дня исполнения предыдущего постановления.
Как следует из материалов дела постановлением главного государственного инспектора Богородского района по пожарному надзору Останина А.Г. N 97 от 17 сентября 2012 года, вступившим в законную силу 06 октября 2012 года, КОГБУЗ "Богородская ЦРБ" привлечено к административной ответственности по ч.ч.1,3,4 ст.20.4 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа.
Постановление главного государственного инспектора N 97 от 17 сентября 2012 года исполнено КОГБУЗ "Богородская ЦРБ" 14 февраля 2013 года.
Из материалов дела усматривается, что в результате внеплановой выездной проверки, проведенной на основании распоряжения главного государственного инспектора Богородского района по пожарному надзору N36 от 05 июля 2013 года с 09-00 час. 16 июля 2013 года до 10-00 час. 12 августа 2013 года, в административном здании КОГБУЗ "Богородская ЦРБ", расположенном по адресу: "адрес", государственными инспекторами Богородского района по пожарному надзору выявлены нарушения требований пожарной безопасности к эвакуационным выходам и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре, а именно:
в нарушение п.6.16 СНиП 21-01-97*"Пожарная безопасность зданий и сооружений" (далее - СНиП 21-01-97*) ширина эвакуационного выхода из конференц-зала в коридор составляет 56 см;
в нарушение п.6.17 СНиП 21-01-97* дверь эвакуационного выхода из помещения конференц-зала открывается не по направлению выхода из здания;
в нарушение требований прил.Ж ГОСТа Р 12.4.026-2001 "Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний" в местах ручного пуска установок пожарной сигнализации отсутствует знак пожарной безопасности "Кнопка включения установок (систем) пожарной автоматики".
По результатам проведенной проверки государственными инспекторами Богородского района по пожарному надзору составлен акт проверки от 12 августа 2013 года N 36.
21 августа 2013 года государственным инспектором Богородского района по пожарному надзору в отношении КОГБУЗ "Богородская ЦРБ" составлен протокол об административном правонарушении N64 по ч.5 ст.20.4 КоАП РФ.
21 августа 2013 года государственным инспектором Богородского района по пожарному надзору вынесено определение о передаче дела об административном правонарушении в отношении КОГБУЗ "Богородская ЦРБ" в Унинский районный суд Кировской области, уполномоченный назначать административное наказание в виде административного приостановления деятельности.
Факт совершения КОГБУЗ "Богородская ЦРБ" административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.4 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности на основании ст.26.11 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах действия КОГБУЗ "Богородская ЦРБ" правильно квалифицированы по ч.5 ст.20.4 КоАП РФ.
Постановление о привлечении КОГБУЗ "Богородская ЦРБ" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.4 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.5 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Из имеющегося в материалах дела предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности N 64/1/30-71 от 01 августа 2012 года, выданного КОГБУЗ "Богородская ЦРБ", следует, что в ходе проведенной в июле 2012 года государственными инспекторами Богородского района по пожарному надзору проверки было установлено несоответствие ширины эвакуационного выхода из конференц-зала в коридор требованиям п.6.16 СНиП 21-01-97*, а также нарушение п.6.17 СНиП 21-01-97*, выразившегося в том, что дверь эвакуационного выхода из помещения конференц-зала открывается не по направлению выхода из здания. Предписанием установлен срок для устранения нарушений до 30 июня 2013 года.
Доказательств невозможности соблюдения юридическим лицом требований пожарной безопасности и принятия мер, направленных на соблюдение этих требований, до повторного выявления нарушений в материалах дела не имеется.
Принятие лицом, привлекаемым к административной ответственности, мер по устранению выявленных в ходе проверки нарушений не влечет освобождение от административной ответственности.
Довод жалобы о дате введения в эксплуатацию здания, в котором расположены административные помещения КОГБУЗ "Богородская ЦРБ", и не применении Технического регламента о требованиях пожарной безопасности не является основанием к отмене вынесенного по делу постановления. В материалах дела отсутствуют доказательства соответствия данного объекта защиты на момент его введения в эксплуатацию требованиям пожарной безопасности, предъявляемым к административным зданиям лечебных учреждений.
Административное наказание за совершение административного правонарушения назначено в пределах санкции ч.5 ст.20.4 КоАП РФ.
С мнением представителя УНД ГУ МЧС России по Кировской области Михайлова И.А. о необходимости назначения КОГБУЗ "Богородская ЦРБ" административного наказания в виде административного приостановления деятельности согласиться нельзя. Как следует из данных в ходе судебного разбирательства пояснений законного представителя КОГБУЗ "Богородская ЦРБ" с 2009 года мер к исполнению требований пожарной безопасности по помещению конференц-зала учреждением не принималось. Длящееся противоправное бездействие юридического лица также подтверждается материалами настоящего дела. Доказательств того, что такие меры принимаются в настоящее время, после запрещения администрацией учреждения эксплуатации конференц-зала, суду не представлено. При указанных обстоятельствах, временное приостановление деятельности, как мера административного воздействия, не будет способствовать побуждению лица к устранению нарушений. В данном случае достижению целей административного наказания будет способствовать назначенное судьей наказание в виде административного штрафа.
Финансовое положение учреждения не является обстоятельством, исключающим возможность назначения такого вида наказания как административный штраф и освобождающим от исполнения обязанностей по соблюдению требований пожарной безопасности.
Характер административного правонарушения, допущенного КОГБУЗ "Богородская ЦРБ", представляющего повышенную степень общественной опасности, не дает оснований для признания его малозначительным.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу постановления судьи, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.
Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Унинского районного суда Кировской области от 28 августа 2013 годаоставить без изменения, жалобу и.о.главного врача Кировского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Богородская центральная районная больница" Калабина А.Л. - без удовлетворения.
Судья Кировского областного суда
О.Н. Сметанина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.