Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего судьи Шевченко Г.М.
судей Мартыновой Т.А., Сидоркина И.Л.
при секретаре Некрасовой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кирове 24 сентября 2013 г. гражданское дело по апелляционной жалобе УМВД России по Кировской области на решение Первомайского районного суда города Кирова от 30 июля 2013 года, которым постановлено:
иск П. удовлетворить.
Признать право П. на получение государственного жилищного сертификата на состав семьи два человека.
Обязать управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кировской области включить П. в список очередников на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета с использованием государственного жилищного сертификата, оформить и направить необходимые документы в Министерство внутренних дел Российской Федерации для выделения П. государственного жилищного сертификата.
Заслушав доклад судьи Шевченко Г.М., представителя УМВД России по Кировской области Л. поддержавшую жалобу, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
П. обратился в суд с иском о признании незаконными действий должностных лиц управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кировской области (далее - УМВД России по Кировской области), указал, что 17.10.2011 уволен из органов внутренних дел по п."б" ст.58 Положения о службе в органах внутренних дел (по достижению предельного возраста) в звании капитана милиции с должности бывшего начальника изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых (ИВС) милиции общественной безопасности при отделе внутренних дел по "адрес" району, находящегося в распоряжении межмуниципального отдела МВД РФ "адрес"". По состоянию на дату увольнения (17.10.2011г.) выслуга лет составила в календарном исчислении - 24 года 03 месяца 13 дней, в льготном - 29 лет 06 месяцев 24 дня. В должности начальника ИВС проходил службу с 20.09.1996 и до момента увольнения. 11.08.2011 им направлен рапорт об увольнении с предоставлением жилья (жилищного сертификата) с приложенными документами на имя начальника УМВД РФ по Кировской области. 21.09.2011 ему направлен ответ, что УМВД РФ по Кировской области не имеет правовых оснований для постановки его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, ему рекомендовано обратиться в администрацию по месту своего жительства. В ОВД по "адрес" району очереди по учету нуждающихся в улучшении жилищных условий не ведется. С 14.10.1999 он, согласно его заявлению, состоит на учете по улучшению жилищных условий в администрации "адрес" сельского поселения "адрес" района Кировской области, он является ветераном боевых действий, имеет 3 группу инвалидности, заболевание получил в период прохождения военной службы. С учетом уточненных требований просил признать за ним право на получение государственного жилищного сертификата на семью из двух человек, обязать УМВД РФ по Кировской области включить его в список очередников на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета с использованием государственного жилищного сертификата.
Судом постановлено указанное выше решение.
С решением суда не согласно УМВД России по Кировской области, в жалобе просит решение суда отменить и отказать в удовлетворении в полном объеме, считает, что суд не учел, что в данном случае решение о постановке на учет принималось администрацией Кырчанского сельского поселения, куда истец обратился с заявлением о постановке на учет, а не ОВД, в связи с чем, оснований для удовлетворения требований не имелось. Кроме того, истец не представил доказательств обращения с рапортом к руководству ОВД о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 2005 года. При указанных обстоятельствах, у ответчика отсутствовали законные основания для постановки истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Заявление об участии в программе необходимо подавать в тот орган, в котором гражданин стоит на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, после чего гражданина информируют об условиях реализации права, а указанный гражданин дает письменное согласие на участие в программе. Указанные обстоятельства свидетельствуют о праве истца на включение в состав участников подпрограммы "Жилище" на 2011-2015 года в администрации "адрес" сельского поселения, где он состоит на учете как нуждающийся в улучшении жилищных условий, а не в УМВД России по Кировской области либо его территориальных органах.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 44 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Действие положений статьи 44 распространяется на сотрудников органов внутренних дел, не являющихся сотрудниками полиции (пункт 2 статьи 56).
Указом Президента РФ от 28.06.1999 года N 825 "Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов, службы и учреждений" и Постановлением Правительства РФ от 29.09.1999 года N 1095 "Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов и учреждений" установлено, что увольняемые со службы сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащихся за счет средств федерального бюджета, граждане, уволенные со службы, а также члены их семей, признанные в установленном порядке нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, и имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, обеспечиваются жилыми помещениями преимущественно путем выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов.
Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом. Этим Постановлением утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
Из содержания п.п. "а" п. 5 и п. 19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, следует, что право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, признанные в установленном порядке нуждающимися в жилом помещении подают по месту службы заявление (рапорт) и необходимые документы для включения в список очередников на улучшение жилищных условий и получение жилищного сертификата.
П. обращаясь в суд, указывал на наличие фактических данных, предусмотренных федеральными правовыми актами для включения его в список очередников на получение жилищного сертификата.
Как следует из материалов дела, П. с 01 ноября 1996 года проходил службу в должности начальника в ИВС ОВД по "адрес" району, находящегося в распоряжении Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "адрес" финансируемого из федерального бюджета.
11.08.2011 года П. обратился с рапортом в УМВД России по Кировской области об увольнении из органов внутренних дел с предоставлением жилья.
21.09.2011 г. на данный рапорт дан ответ, согласно которому, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан, поданных ими в указанный орган по месту жительства. Принятие граждан на жилищный учет по месту работы после 1 марта 2005 года ЖК РФ не предусмотрено. Для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении истцу рекомендовано обратиться в администрацию по своему месту жительства.
Приказом от 17.10.2011 г. П. уволен по п. "б" ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ (по достижении предельного возраста). Выслуга лет на день увольнения составила в календарном исчислении 24 года 03 месяца 13 дней, в льготном исчислении 29 лет 06 месяцев 24 дня.
П. с 14.10.1999 года состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в администрации "адрес" сельского поселения "адрес" района Кировской области.
П. с составом семьи из двух человек ( П. П.Н. проживает по адресу: "адрес" в квартире, выделенной П.Н. СХА колхозом " Л". Год постройки дома - 1982, процент износа составляет 90 % и требует капитального ремонта. Иного жилого помещения на праве собственности не имеет.
Руководствуясь указанными правовыми нормами, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что истец, как сотрудник органов внутренних дел, содержащихся за счет средств федерального бюджета, признанный в установленном порядке нуждающимся в жилом помещении, уволенный со службы по достижении предельного возраста, общая продолжительность службы которого в календарном исчислении составила более 10 лет, имеет право на получение государственного жилищного сертификата.
Дав надлежащую оценку представленным доказательствам, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворений требований истца.
Доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными, они были предметом рассмотрения, им была дана оценка в решении суда.
При разрешении заявленного спора, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
При рассмотрении дела ответчиком не оспаривалось то обстоятельство, что истец нуждается в предоставлении жилого помещения.
Поскольку П. в установленном законом порядке (по нормам Жилищного кодекса РСФСР) был признан администрацией "адрес" сельского поселения "адрес" района нуждающимся в улучшении жилищных условий, отсутствие постановки его на учет по месту службы в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), самостоятельным основанием для отказа в признании его участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" не является.
С 01.01.2011 года функции по жилищному обеспечению сотрудников органов внутренних дел возложены на ответчика.
Вывод суда о признании за истцом права на получение жилищного сертификата, о возложении на ответчика обязанности включить его в список очередников на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета с использованием жилищного сертификата судебная коллегия признает правильным, соответствующим нормам материального закона, подтвержденным документально.
Решение суда является законным и обоснованным и не может быть отменено по доводам жалобы.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Первомайского районного суда города Кирова от 30 июля 2013 года оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.