Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Веремьевой И.Ю.
судей Ивановой О.А. и Пелевиной Н.В.,
при секретаре Смирновой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации Костромской области Красавиной Е.Е. на решение Свердловского районного суда города Костромы от 6 июня 2013 года, которым удовлетворены исковые требования прокурора Костромского района Костромской области к администрации Костромской области о предоставлении жилого помещения, и субъект Российской Федерации - Костромская область - в лице администрации Костромской области обязан предоставить Волковой С.А. по договору найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда Костромской области благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение на территории Костромского муниципального района Костромской области из специализированного жилищного фонда Костромской области с учетом нормы предоставления площади жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Пелевиной Н.В., выслушав объяснения помощника прокурора Костромской области Хрящевой Е.Ю., истицы Волковой С.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Костромского района Костромской области, действуя в порядке статьи 45 ГПК РФ в интересах Волковой С.А., "дата" года рождения, обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя тем, что Волкова С.А. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее родители В.Е. и В.А. решением Костромского районного суда Костромской области от "дата" лишены родительских прав. Постановлением главы местного самоуправления Костромского района от "дата" N Волкова С.А. направлена в государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - "ГОУ", где воспитывалась до "дата". С "дата" по "дата" Волкова С.А. обучалась в "ГОУ" и на период обучения ей было предоставлено место в общежитии техникума. В настоящее время она получает второе профессиональное образование и продолжает проживать в указанном общежитии, другого жилья не имеет. Постановлением главы местного самоуправления Костромского района от "дата" N за Волковой С.А. было закреплено право пользования жилым помещением по адресу: "адрес", однако данное жилье муниципальной собственностью не являлось, поэтому названное постановление впоследствии постановлением главы администрации Костромского муниципального района от "дата" N признано утратившим силу. Заключением межведомственной комиссии от "дата" N указанное жилье признано непригодным для проживания. Приказом межрайонного комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства от "дата" N Волкова С.А. включена в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, ее учетное дело направлено в департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области.
Полагал, что Волкова С.А., как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с нормами Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Жилищного кодекса РФ, подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" должна быть обеспечена жилым помещением администрацией Костромской области.
В процессе рассмотрения дела прокурор исковые требования уточнил, просил обязать субъект Российской Федерации - Костромскую область - в лице администрации области предоставить Волковой С.А. на основании договора найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда Костромской области, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории Костромского муниципального района, изолированное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Костромской области.
К участию в деле в качестве соответчиков привлечены департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области и департамент имущественных и земельных отношений Костромской области, в качестве третьего лица - департамент финансов Костромской области.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации Костромской области Красавина Е.Е. выражает свое несогласие с решением суда, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Полагает, что суд при вынесении решения неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и дал неверную оценку имеющимся в деле доказательствам. Указывает, что заявленные к администрации Костромской области требования не мотивированы и на законе не основаны, в исковом заявлении не указано, в чем заключается нарушение прав истицы, какие нормы закона нарушены ответчиком и чем это подтверждается. Судом не принято во внимание то, что администрация Костромской области является ненадлежащим ответчиком по делу, так как не имеет полномочий на приобретение жилых помещений в жилищный фонд Костромской области и на заключение договора найма специализированного жилищного фонда, а также полномочий по управлению и распоряжению имуществом Костромской области, не ведет учет детей, оставшихся без попечения родителей, и не является распорядителем денежных средств, выделенных из бюджетов на приобретение и строительство жилых помещений для таких детей; казна Костромской области, где учитываются свободные жилые помещения специализированного жилищного фонда Костромской области, в ведении администрации области не находится. Считает, что право истицы на обеспечение жилым помещением из специализированного жилищного фонда Костромской области не доказано, так как сведения о том, что она включена в список детей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда, утвержденный надлежащим образом в 2013 году, не представлены. Полагает, что спор о праве на квартиру отсутствует, поскольку на территории Костромского района Костромской области свободного жилья, находящегося в казне Костромской области, не имеется, каких-либо доказательств наличия со стороны администрации области препятствий в реализации прав Волковой С.А. суду не представлено, причинно-следственная связь между фактом не предоставления истице жилого помещения и действиями (бездействием) администрации Костромской области судом не установлена. Кроме того, считает, что заявленные требования вытекают из публичных правоотношений, следовательно, подлежали рассмотрению в порядке главы 25 ГПК РФ, а не в порядке искового производства, и прокурор в данном деле является ненадлежащим истцом.
В возражениях относительно доводов апелляционной жалобы прокурор Костромского района Костромской области Антонов М.Ю. полагает решение суда законным и обоснованным.
В суде апелляционной инстанции помощник прокурора Костромской области Хрящева Е.Ю. и истица Волкова С.А. полагали доводы апелляционной жалобы не основанными на законе и просили в удовлетворении жалобы отказать.
Остальные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии с частью 3 статьи 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, судебная коллегия, проверяя законность и обоснованность решения суда первой инстанции согласно ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов жалобы, не находит оснований для его отмены.
Разрешая возникший спор, суд правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и пришел к выводу о том, что Волкова С.А. как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, должна быть обеспечена субъектом Российской Федерации - Костромской областью - в лице администрации области благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда.
Данный вывод соответствует номам закона, не противоречит материалам дела и оснований не согласиться с ним судебная коллегия не усматривает.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2013 года), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончания отбывания наказания в исправительных учреждениях.
На основании статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие вышеприведенных положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если лица указанной категории не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (то есть до 1 января 2013 года).
Как видно из материалов дела, решением Костромского районного суда Костромской области от "дата" В.Е. и В.А. лишены родительских прав в отношении Волковой С.А., "дата" года рождения.
Жилых помещений в пользовании по договору социального найма или на праве собственности Волкова С.А. не имеет, членом семьи собственника или нанимателя жилого помещения, понятия которых раскрыты в статьях 31 и 69 Жилищного кодекса РФ, не является. Право пользования жилым помещением по адресу: "адрес", в котором Волкова С.А. проживала со своими родителями до направления в государственное учреждение, и которое закреплялось за ней органами местного самоуправления, за истицей не сохранилось, так как постановление главы местного самоуправления Костромского района от "дата" N о закреплении указанного жилья за ней признано утратившим силу. Более того, заключением межведомственной комиссии от "дата" N данное жилое помещение признано не соответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению, непригодным для проживания.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что в несовершеннолетнем возрасте Волкова С.А. осталась без попечения родителей и относится к лицам, жилищные права которых подлежат защите в соответствии с вышеприведенными нормами закона.
Данный статус истицы ответчиком в апелляционной жалобе не оспаривается.
В силу части 1 статьи 6 Закона Костромской области от 19 декабря 2005 года N 348-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области" (в редакции Закона Костромской области от 28 декабря 2012 года N 322-5-ЗКО, вступившего в силу с 1 января 2013 года) лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, по месту жительства указанных лиц, в порядке, установленном Законом Костромской области от 5 октября 2007 года N 196-4-ЗКО "О специализированном жилищном фонде Костромской области", однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Костромской области по договорам найма специализированных жилых помещений.
Обеспечение жилыми помещениями указанных лиц осуществляется за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями данной категории граждан, в порядке, установленном администрацией Костромской области.
Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Костромской области по вопросам обеспечения жилыми помещениями лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, определяется администрацией Костромской области.
Статьей 10.1 Закона Костромской области N 196-4-ЗКО "О специализированном жилищном фонде Костромской области", введенной Законом Костромской области от 28 декабря 2012 года N 322-5-ЗКО, определено, что однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений производится администрацией Костромской области по месту жительства указанных лиц, в порядке, установленном настоящим Законом.
Таким образом, действующим законодательством обеспечение специализированными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области отнесено к полномочиям администрации Костромской области.
С учетом этого суд обоснованно возложил обязанность по предоставлению специализированного жилого помещения Волкова С.А. на администрацию Костромской области, а довод апелляционной жалобы об обратном является несостоятельным.
Основанием для заключения с Волковой С.А. договора найма специализированного жилого помещения в данном случае будет являться соответствующее распоряжение ответчика.
Поскольку в силу пункта 7 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, действующей с 1 января 2013 года) жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений рассматриваемой категории граждан предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, а таковыми на территории Костромской области согласно части 10 статьи 10.1 Закона Костромской области от 5 октября 2007 года N 196-4-ЗКО (в редакции от 28 декабря 2012 года) "О специализированном жилищном фонде Костромской области" являются нормы, установленные статьей 6 Закона Костромской области от 25 декабря 2006 года N 98-4-ЗКО "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма", суд обоснованно обязал ответчика предоставить Волковой С.А. специализированное жилое помещение по нормам предоставления.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии спора между Волковой С.А. и администрацией Костромской области, неправильном рассмотрении судом дела в порядке искового производства, а не в порядке главы 25 ГПК РФ, ошибочны. Дело судом правильно рассмотрено в порядке искового производства, поскольку между сторонами по делу имеет место спор о праве истца, имеющего статус лица, оставшегося без попечения родителей, на предоставление жилого помещения.
Иск прокурором предъявлен в соответствии со статьей 10 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", согласно которой прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации за защитой прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем доводы апелляционной жалобы о том, что прокурор, выступивший в интересах Волковой С.А., является ненадлежащим процессуальным истцом по делу, нельзя признать состоятельными.
Ссылка в апелляционной жалобе на отсутствие на территории Костромского муниципального района Костромской области свободных жилых помещений специализированного жилищного фонда правового значения для разрешения спора не имеет, поскольку как реализацию права лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения, так и обязанность администрации Костромской области предоставить жилое помещение закон не ставит в зависимость от наличия свободных жилых помещений.
Вопреки доводам апелляционной жалобы не свидетельствует о незаконности постановленного судом решения и об отсутствии у истицы права на получение жилого помещения по нормам Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" непредставление в материалы дела сведений о ее включении в список детей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда, утвержденный надлежащим образом в 2013 году.
Приказом межрайонного комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства от "дата" N Волкова С.А. включена в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. Этот приказ имеется в материалах дела, не отменялся и не признавался утратившим силу.
Объективная нуждаемость истицы в жилье подтверждена имеющимися в деле доказательствами, оценка которых приведена в судебном решении.
По своей сути доводы апелляционной жалобы аналогичны тем, которые приводил представитель администрации Костромской области в суде первой инстанции, все они являлись предметом рассмотрения суда и получили надлежащую оценку в решении суда. Эти доводы выводов, к которым пришел суд, не опровергают, по существу направлены на иное толкование законодательства и переоценку доказательств по делу, однако правовых оснований для этого не имеется.
В этой связи решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба ответчика удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 6 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Костромской области Красавиной Е.Е. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.