Апелляционное определение СК по гражданским делам Костромского областного суда от 28 октября 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Веремьевой И.Ю.,
судей Болонкиной И.В., Зиновьевой Г.Н.,
при секретаре Колесниковой И.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя Сергеева Владимира Андреевича по доверенности Глотовой Натальи Петровны на решение Свердловского районного суда г.Костромы от 30 мая 2013 г., которым отказано в удовлетворении исковых требований Сергеева Владимира Андреевича к департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, ОГКУ "Центр социальных выплат" о признании права на получение единовременной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, обязать включить в сводный список граждан.
Заслушав доклад судьи Веремьевой И.Ю., выслушав объяснения Сергеева В.А., его представителя Глотовой Н.П., представителя Департамента социальной защиты, опеки и попечительства Костромской области Евдокимовой С.В., представителя УМВД РФ по Костромской области Бебякова П.С., судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Сергеев В.А. обратился в суд с иском к департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области о признании за ним права на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилья путем предоставления жилищного сертификата; о признании незаконным решения департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, изложенное в письме N4215-12-04 от 09 июня 2012 г. о возврате учетного дела Сергеева В.А. и, соответственно, об отказе в предоставлении сертификата; о возложении обязанности предоставить ему жилищный сертификат, мотивируя тем, что в период с 14 августа 1995 г. по 05 июля 2010 г. проходил службу в ОВД по городскому округу город Мантурово и Мантуровскому муниципальному району на должностях младшего начальствующего состава, финансируемых из средств федерального бюджета. Приказом начальника N136 от 05 июля 2010 г. был уволен со службы по состоянию здоровья. Выслуга лет в календарном исчислении составила 30 лет 6 месяцев 16 дней, в льготном исчислении - 35 лет 02 месяца 18 дней. 10 июня 2010 г. он обратился с рапортом о постановке его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту прохождения службы. В постановке на учет ему было отказано. Постановлением администрации городского округа город Мантурово от 17 марта 2011 г. N129 он был восстановлен в очереди на улучшение жилищных условий с даты подачи заявления в 1984 г. Следовательно, он относится к категории нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 г. 05 мая 2012 г. он подал заявление о включении его в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством". Было сформировано его личное дело и направлено в департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области. Он был включен в состав участников подпрограммы. Директором департамента было принято решение о возврате его личного дела, поскольку обеспечение жилым помещением военнослужащих - граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 01 января 2005 г. осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти. Считает указанное решение незаконным и подлежащим отмене, в связи с неверной трактовкой норм материального права.
В ходе рассмотрения дела представитель Сергеева В.А. по доверенности Глотова Н.П. уточнила исковые требования, дополнительно предъявив их к ОГКУ "Центр социальных выплат", просила признать за Сергеевым В.А. право на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Федеральным законом от 08 декабря 2010 г. N342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", постановлением администрации Костромской области от 20 октября 2011 г. N377-а "О порядке предоставления отдельным категориям граждан жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма или предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в Костромской области"; обязать департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства по Костромской области включить Сергеева В.А. в сводный список граждан, обеспечиваемых жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Федеральным законом от 08 декабря 2010 г. N342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", постановлением администрации Костромской области от 20 октября 2011 г. N377-а "О порядке предоставления отдельным категориям граждан жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма или предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в Костромской области".
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены администрация городского округа город Мантурово Костромской области, УМВД России по Костромской области, Сергеева Л.Г., Сергеева О.В. в своих интересах и в качестве законного представителя несовершеннолетней Смирновой Е.Д., 15 декабря 2006 года рождения, Сергеев А.В.
По делу постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Сергеева В.А. по доверенности Глотова Н.П. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. Не согласна с выводом суда о злоупотреблении правом со стороны истца. Указывает, что Сергеев В.А. обратился с соответствующим заявлением, в установленном на тот период времени порядке, в надлежащий орган, в компетенцию которого входили вопросы постановки граждан на учет. Если в период нахождения его на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и имели место упущения, допущенные работниками органа местного самоуправления, то Сергеев не может нести за это ответственность. В данной ситуации следить за законностью принятия на учет нуждающихся в получении жилья заявителя, осуществлять контроль за соблюдением очередности и т.п. должен был орган местного самоуправления, что определено законом, в связи с чем вина истца в ненадлежащем исполнении уполномоченных лиц своих должностных обязанностей отсутствует. Отмечает, что, указывая в решении на то, что при издании постановления от 17 марта 2011 г. у администрации городского округа город Мантурово отсутствовали предусмотренные законом основания для восстановления Сергеева В.А. в очереди на улучшение жилищных условий с даты подачи заявления с 1984 г., судом не было учтено, что решение органа местного самоуправления о снятии с очереди Сергеева В.А. не принималось. Ссылаясь на нормы ст.38 ЖК РСФСР (действовавшего до 2005 г.), в соответствии с которой норма жилой площади устанавливалась в размере 12 кв.м на одного человека, указывает что Сергеев в период с 1984 по 2005 г. оставался нуждающимся в жилом помещении. Однако суд, вопреки указанной норме закона, посчитал обеспеченность общей площадью занимаемого помещения, а общая площадь учитывается при признании нуждающимися в улучшении жилищных условий лишь с 2005 г. Кроме того, полагает не основанным на законе и вывод суда о том, что суд в соответствии со ст.51 ЖК РФ учитывает, что факт благоустройства не имеет значения для определения нуждаемости истца в улучшении жилищных условий. Считает, что Сергеев В.А. имеет право на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Представители ОГКУ "Центр социальных выплат", администрации городского округа город Мантурово Костромской области, Сергеева Л.Г., Сергеева О.В., Сергеев А.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В силу ч.3 ст.167 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как видно из материалов дела и установлено судом, истец с 14 августа 1995 г. по 05 июля 2010 г. проходил службу в органах внутренних дел по городскому округу город Мантурово и Мантуровскому муниципальному району на должностях младшего начальствующего состава, финансируемых из средств федерального бюджета.
Согласно приказу начальника ОВД по городскому округу город Мантурово и Мантуровскому муниципальному району N136л/с от 05 июля 2011 г. старший прапорщик милиции Сергеев В.А. уволен с должности командира отделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания милиции общественной безопасности ОВД по городскому округу город Мантурово и Мантуровскому муниципальному району Костромской области по п."з" ч.7 ст.19 (по ограниченному состоянию здоровья), его выслуга лет на день увольнения составила в календарном исчислении 30 лет 06 месяцев 16 дней (л.д.15).
04 мая 2012 г. истец обратился в администрацию городского округа город Мантурово с заявлением о включении его в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством". Учетное дело было сформировано и направлено в департамент социальной защиты населения опеки и попечительства Костромской области. Согласно письму департамента от 09 июня 2012 г. Сергееву В.А. было отказано во включении в состав участников подпрограммы, поскольку он не подпадает под действие Федерального закона N342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" (л.д.11, 12).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции на основании исследования представленных документов, признал установленным, что по состоянию на 01 января 2005 г. Сергеев В.А. не являлся нуждающимся в предоставлении жилого помещения, в связи с чем, пришел к выводу о том, что основания для признания за ним права на получение единовременной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, отсутствуют.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они соответствуют нормам материального права и установленным по делу обстоятельствам.
Согласно пункту 2.1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 01 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
При этом ст. 2 Федерального закона от 08 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" предусмотрено, что порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15. Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции настоящего Федерального закона), распространяются на следующие категории граждан, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, являющихся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом РФ:
1) граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более,
2) граждане, уволенные с военной службы, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с законодательством СССР и подлежащие обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета.
Из анализа приведенных норм закона следует, что правом воспользоваться установленным порядком улучшения жилищных условий по данной норме обладают сотрудники внутренних дел, уволенные со службы на момент 1 января 2005 года и принятые органами местного самоуправления на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий к этому времени. Право на жилище, гарантированное Федеральным законом "О статусе военнослужащих", носит не абсолютный, а заявительный характер и для его реализации военнослужащему необходимо было предпринять определенные действия по признанию его в установленном порядке нуждающимся в получении жилого помещения.
Как следует из материалов дела, истец не подпадает под категорию лиц, на которых распространяются указанные выше положения пункта 2.1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Сергеев В.А. уволен со службы 05 июля 2010 года, а не на 1 января 2005 года, как того требуют приведенные положения закона. Истец в 2011 году был восстановлен на учете нуждающихся в жилых помещениях с 22 июня 1984 года, однако состоял в общей очереди, а не на специальном учете, по основаниям и в порядке, предусмотренном Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы, службы в органах внутренних дел, нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06 сентября 1998 года N 1054.
Согласно книге учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий г.Мантурово, Сергеев В.А. с членами семьи: женой ФИО8, сыном ФИО12, 1984 года рождения, проживающие по адресу "адрес" (одна комната 12 кв.м, своей жилплощади не имеют) ДД.ММ.ГГГГ поставлен на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Постановка на учет осуществлена на основании заявления ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что его семья состоит из четырех человек. Как следует из акта проверки жилищных условий, лицевой счет был открыт на имя ФИО11, 1927 года рождения с членами ее семьи: сыном ФИО2 1961 года рождения, снохой ФИО8 1963 года рождения, внуком ФИО12 1984 года рождения (л.д.85, 86).
10 июня 2010 г. Сергеев В.А. обратился к начальнику ОВД по городскому округу город Мантурово и Мантуровскому муниципальному району с рапортом о принятии его на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Письмом от 15 июня 2010 г. ему было отказано в постановке на учет по месту службы в соответствии с ч.3 ст.52 ЖК РФ (л.д.17).
Письмами УВД по Костромской области от 28 июня 2011 г. и от 27 июля 2011 г. истцу разъяснено, что по вопросу предоставления Государственного жилищного сертификата он может обратиться в органы местного самоуправления, так как сотрудники ОВД на жилищный учет по месту прохождения службы с 01 марта 2005 г. не принимаются (л.д.18-20).
22 февраля 2011 г. Сергеев В.А. обратился в муниципальный орган с заявлением о восстановлении его в очереди на улучшение (получение) жилищных условий с 1984 г. (л.д.146), предоставил справку о регистрации по месту жительства по адресу: "адрес", из которой следует что вместе с ним в квартире зарегистрированы: жена ФИО8, дочь ФИО9, сын ФИО12, внучка ФИО13 (л.д.43).
Постановлением администрации городского округа город Мантурово от 17 марта 2011 г. N129 Сергеев В.А. восстановлен в очереди на улучшение жилищных условий с даты подачи заявления в 1984 г. (л.д. 16). Как пояснил в судебном заседании представитель администрации городского округа, Сергеев В.А. был восстановлен на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на том основании, что не имел жилья в собственности.
Суд, исследовав представленные доказательства, проанализировав нормы действовавшего в период постановки Сергеева В.А. на учет нуждающегося в улучшении жилищных условий и действующего в настоящее время законодательства, пришел к обоснованному выводу о том, что в связи с изменением в 1989 году места жительства Сергеев В.А. перестал быть нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку был обеспечен жилой площадью, в связи с чем подлежал снятию с учета, оснований для восстановления его на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в 2011 года с даты подачи заявления в 1984 году не имелось.
Судом было установлено, что в 1989 году семье Сергеевых была предоставлена квартира по адресу: "адрес"2. В указанную квартиру вселились и были за регистрированы по месту жительства ФИО2, его жена ФИО8, дочь ФИО9, сын ФИО10
Общая площадь указанной квартиры составляла 72, 4 кв.м, включая площадь дощатой пристройки, общая площадь жилого помещения - 50,4 кв.м, жилая площадь - 30,6 кв.м.
Таким образом, на каждого члена семьи приходилось, как правильно указал суд, по 7,65 кв.м жилой площади, и по 12,6 кв.м общей площади.
Между тем в соответствии с п.1 ч.1 ст. 29 ЖК РСФСР, действовавшего до 01 марта 2005 года, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
Действовавшие в период с 1985 по 2005 годы Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Костромской области предусматривали, что нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи менее 7 кв.метров.
Таким образом, истец с 1989 года и на 01 января 2005 года был обеспечен жильем по нормам предоставления, т.е. не нуждался в получении жилого помещения.
Данные обстоятельства сами по себе свидетельствуют об утрате Сергеевым В.А. права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на 1 января 2005 г. В соответствии с ч.2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Поскольку и после введения в действие Жилищного кодекса РФ обеспеченность общей площадью на одного члена семьи Сергеевых составляла более 12 кв.метров общей площади, оснований для сохранения права стоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и восстановления на данном учете не имелось.
Доводы апелляционной жалобы о том, что норма жилой площади в соответствии с Жилищным кодексом РСФСР была установлена в размере 12 кв.метров жилой площади на одного человека, в связи с чем Сергеев В.А. оставался нуждающимся в улучшении жилищных условий, несостоятельны, поскольку ст. 38 ЖК РСФСР, действовавшего до 2005 года, была установлена "норма жилой площади" для обозначения предельного размера жилого помещения, предоставляемого по договору найма. Учетная норма, несоответствие жилой площади которой дает право состоять на учете, по своему понятию не совпадает с нормой предоставления жилой площади. Из ст.ст. 29, 32, 38 и 40 ЖК РСФСР следует, что понятие нуждаемости в улучшении жилищных условий, определяемое в основном учетной нормой, введено для определения круга лиц, которым государство гарантирует предоставление жилых помещений в государственном, муниципальном или общественном жилищных фондах. Правила же предоставления жилого помещения регулируют процесс улучшения жилищных условий граждан, а не процесс постановки их на учет по поводу нуждаемости в улучшении жилищных условий. Таким образом, обеспеченность заявителя жилой площадью менее норм предоставления права состоять на учете в качестве нуждающегося не порождает.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не проверен вопрос благоустроенности жилого помещения и соответствия его санитарно-техническим требованиям, в то время как указанное обстоятельство также является основанием для признания истца нуждающимся в улучшении жилищных условий, необоснованны, поскольку данный вопрос судом был поставлен на обсуждение сторон, сторонам было предложено представить соответствующие доказательства.
В ответ на запрос суда администрацией городского округа город Мантурово было сообщено, что нормативно-правовой акт об установлении нормы предоставления жилого помещения по видам благоустройства на территории городского округа не принимался, жилой "адрес" не признан непригодным для проживания.
Каких-либо объективных доказательств, что жилой дом признан в установленном законом порядке, непригодным для проживания, суду истцом и его представителем не представлено.
Таким образом, у суда первой инстанции не имелось оснований для вывода о том, что занимаемое истцом жилое помещение не отвечает установленным для жилых помещений требованиям. Жилое помещение, занимаемое Сергеевыми, не является полностью благоустроенным, однако такой критерий, как степень благоустроенности, не установлен жилищным законодательством в качестве основания для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий. Ссылка на положения ст. 40 ЖК РСФСР несостоятельна, поскольку по смыслу приведенной нормы, указаны критерии благоустроенности, которым должно отвечать жилое помещение, предоставляемое гражданам. При таких обстоятельствах истец не может быть признан лицом, нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд необоснованно пришел к выводу о наличии в действиях Сергеева В.А. злоупотребления правом, поскольку он не может нести ответственности за упущения, допущенные работниками органа местного самоуправления, что решение о снятии Сергеева В.А. с учета органами местного самоуправления не принималось, не являются основанием к отмене решения, поскольку при разрешении данного спора суд первой инстанции в качестве юридически значимого обстоятельства обоснованно обратил внимание на соблюдение законодательства на момент постановки на учет истца, его восстановления на учете, на законность оснований признания его нуждающимся и соблюдение порядка учета граждан, нуждающихся в получении жилых помещений, поскольку необходимым условием реализации права на обеспечение жилым помещением является признание данного гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий и принятие его на соответствующий учет.
С учетом изложенного оснований к отмене решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Свердловского районного суда г.Костромы от 30 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:-
Судьи:-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.