Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Никулинской Н.Ф.,
судей Ивановой О.А., Лукьяновой С.Б.,
при секретаре Качаловой Л.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области на решение Нейского районного суда Костромской области от 12 августа 2013 года, которым исковые требования Мельниковой Л.Л. к администрации Николо-Поломского сельского поселения, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области об исправлении технической ошибки в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество удовлетворены.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области обязано исправить техническую ошибку в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество:
наименование объекта: двухкомнатная квартира (жилое), общая площадь "адрес" заменить на наименование объекта: жилой дом, общая площадь "адрес"
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области обязано выдать Мельниковой Л.Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке "данные изъяты", проживающей и зарегистрированной: "адрес" новое свидетельство на жилой дом, расположенный по адресу: "адрес"
Заслушав доклад судьи Ивановой О.А., выслушав объяснения представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области Добровольской Е.С., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мельникова Л.Л. обратилась в суд с иском к Администрации Николо-Поломского сельского поселения, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области об обязании ответчика внести исправления в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, указав адрес местонахождения объекта " "адрес"", обязать ответчика выдать новое свидетельство о государственной регистрации права.
Свои требования мотивировала тем, что согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ она приобрела у З. жилой дом, находящийся по адресу: Костромская "адрес" При заключении договора купли-продажи была допущена ошибка: в договоре вместо дома N N было указано "Дом N квартира 1", так как у прежнего собственника в свидетельстве о государственной регистрации права был указан адрес местонахождения объекта недвижимости " "адрес"". Данный договор был зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области ДД.ММ.ГГГГ запись N N. В выданном ей свидетельстве о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ N N также была допущена ошибка, адрес места нахождения объекта недвижимости указан " "адрес" вместо " "адрес"". В данном доме имеется только одна квартира, что подтверждается технической документацией на дом. В кадастром паспорте и в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок указано, что по данному адресу находится дом, инв. N N без указания квартир. В связи с допущенной технической ошибкой, она не может реализовать свое право на распоряжение этим имуществом. Исправление данной ошибки не причинит ущерб и не нарушит законные интересы правообладателей и иных лиц, которые полагались на соответствующие регистрационные записи.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе руководитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области просит решение суда отменить.
Требования жалобы мотивированы тем, что государственная регистрация прав З органом, осуществляющим государственную регистрацию, не проводилась. Указывает, что первоначальная редакция Закона РСФСР от 04 июля 1991 года N1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" не устанавливала возможность приватизации гражданами жилых домов. На основании распоряжения Парфеньевского МУП ЖКХ от ДД.ММ.ГГГГ Вологодское отделение - филиала ФГУП "Северная железная дорога" передало в муниципальную собственность пятьдесят жилых домов, в том числе и дом, ранее переданный З в порядке приватизации. На основании Постановления Главы Николо-Поломской сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ дом, принадлежащий З., имеет адресные данные: "адрес". Из вышеуказанного следует, что право собственности на один и тот же объект недвижимого имущества возникло как у З. так и у муниципального образования, что противоречит нормам действующего законодательства.
Согласно п. 23 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 года N219, подраздел 1 содержит краткое описание объекта недвижимого имущества на основании документов, удостоверенных организацией (органом) по учете объектов недвижимого имущества на территории регистрационного округа. В данном случае подраздел 1-3 ЕГРП (форма, соответствующая жилому помещению) был открыт в ДД.ММ.ГГГГ году при регистрации права собственности З ... Документом-основанием занесения данных в ЕГРП об объекте недвижимого имущества послужила справка Галичского межрайонного филиала ГП "Костромаоблтехинвентаризация" N N от ДД.ММ.ГГГГ в связи с чем, объект недвижимости имеет следующее описание: 2-комнатная квартира, "данные изъяты"м., адрес объекта: "адрес". Правоустанавливающий документ имеет приоритет перед записями Единого государственного реестра прав. При проведении правовой экспертизы документов государственный регистратор удостоверился в том, что сведения об объекте недвижимого имущества, указанные в документах, удостоверенных государственной организацией (органом) по учете объектов недвижимого имущества, соответствуют аналогичным сведениям, указанным в правоустанавливающем документе. Правоустанавливающий документ З. - свидетельство о праве на наследство по закону N N от ДД.ММ.ГГГГ, а также договор купли - продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Г. действующей от имени З. и Мельниковой Л.Л. содержит аналогичные сведения об описании объекта недвижимости, а именно: 2-х комнатная квартира, адрес объекта: "адрес".
Таким образом, при осуществлении государственной регистрации регистратор руководствовался действующим законодательством РФ, учитывал документы, представленные на государственную регистрацию прав. В связи с этим полагает, что вывод суда о необходимости исправления технической ошибки является необоснованным.
Указывает, что понятие технической ошибки действующим законодательством не определяется. Обычно к техническим ошибкам относят грамматические ошибки, опечатки, неправильное указание наименований, имен, адресов участников регистрационного правоотношения, неправильное указание цифр. Сам термин предполагает случайный характер таких ошибок (отсутствие умысла со стороны лица, допустившего ошибку). Полагает, что в данном случае отсутствует техническая ошибка, допущенная в записях при государственной регистрации права собственности. Управление Росреестра своими действиями не нарушало прав, свобод и законных интересов заявителей.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ДД.ММ.ГГГГ между З. и Муниципальным унитарным предприятием технической инвентаризации "Гортехинвентаризация", действующей от имени Вологодского отделения Северной железной дороги заключен договор на передачу квартиры, расположенной по адресу "адрес" в собственность З ... в соответствии с Законом РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ". Данный договор был зарегистрирован в администрации Парфеньевского района ДД.ММ.ГГГГ
Согласно акту приемки-передачи основных средств от ДД.ММ.ГГГГ комиссия Вологодского отделения Северной железной дороги передала в эксплуатацию директору МП ЖКХ Парфеньевского района Зайцеву В.А. жилой дом, расположенный по адресу: "адрес"
ДД.ММ.ГГГГ главой самоуправления муниципального образования "Парфеньевский район" было издано распоряжение "О безвозмездной передаче в муниципальную собственность жилых помещений, инженерных коммуникаций, благоустройства к жилью, котельной с баланса ФГУП "Северная железная дорога" МПС РФ" за N N Согласно указанному распоряжению Парфеньевскому МУП ЖКХ разрешалось принять от Вологодского отделения - филиала ФГУП "Северная железная дорога" в муниципальную собственность пятьдесят жилых домов, благоустройство жилых домов, технические коммуникации и котельную согласно приложению.
В соответствии с постановлением Главы Николо - Поломской сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ "Об уточнении адресных данных" дом, принадлежащий З. имеет адресные данные: "адрес"
ДД.ММ.ГГГГ З. было выдано свидетельство о праве на наследство по закону после смерти З ... на наследственное имущество: квартиру, находящуюся по адресу: "адрес" "адрес" принадлежащую наследодателю на основании договора на передачу жилья в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ. Квартира расположена в одноэтажном жилом доме, состоит из двух комнат, общей площадью "данные изъяты" Право собственности З. на указанную квартиру было зарегистрировано Управлением федеральной регистрационной службы по Костромской области ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ между Г. действующей от имени З. и Мельниковой Л.Л. был заключен договор купли - продажи квартиры, находящейся по адресу: "адрес"
Переход права собственности и право собственности Мельниковой Л.Л. на жилое помещение было зарегистрировано Управлением федеральной регистрационной службы по Костромской области ДД.ММ.ГГГГ.
Мельникова Л.Л. обратилась в суд с настоящим иском об исправлении технической ошибки в ЕГРП, полагая, что при внесении записи об объекте недвижимости ошибочно вместо жилого дома была указана квартира в жилом доме, поскольку фактически дом по адресу: "адрес" представляет собой единое жилое помещение, без выделения отдельных квартир.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу, что при заключении договора передачи жилого помещения в собственность З ... от МУП "Гортехинвентаризация", действующей от имени Вологодского отделения Северной железной дороги, была допущена ошибка, так как жилой дом "адрес" (имеющий на тот момент N "адрес"), был обозначен как квартира. В дальнейшем из-за данной ошибки и недостоверной информации, указанной в техническом паспорте жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, составленном ГУП "Костромское областное бюро технической инвентаризации "Взаимопомощь", где данное жилое помещение было поименовано как квартира "адрес", в государственный реестр прав на недвижимое имущество ошибочно была внесена информация о возникновении у З. а затем у Мельниковой Л.Л. права собственности не на жилой дом, а на двухкомнатную квартиру, несмотря на фактическое отсутствие данного объекта недвижимости.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о наличии технической ошибки в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним по следующим основаниям.
Согласно статье 12 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.
Единый государственный реестр прав содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях.
В соответствии с ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" к компетенции федерального органа в области государственной регистрации при проведении им государственной регистрации прав в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, и органов по государственной регистрации относятся: проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственная регистрация прав; выдача документов, подтверждающих государственную регистрацию прав; выдача информации о зарегистрированных правах; принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав, бесхозяйных недвижимых вещей; выдача в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав, правообладателям, их законным представителям, лицам, получившим доверенность от правообладателей или их законных представителей, по их заявлениям в письменной форме копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме.
Как указано в ст. 21 указанного Федерального закона, техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, при государственной регистрации права и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в Единый государственный реестр прав, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр прав (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора в трехдневный срок после обнаружения указанной ошибки или получения в письменной форме от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, информирует соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, в тот же срок об исправлении технической ошибки в записях в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав. Исправление технической ошибки в записях, допущенной при государственной регистрации прав, осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимого имущества.
Как указано в п. 70 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Приказом Минюста РФ от 01 июля 2002 года N 184, технические ошибки, подлежащие исправлению на основании статьи 21 Закона, могут быть допущены в записях Единого государственного реестра прав и, соответственно, в свидетельствах о государственной регистрации прав и в штампах регистрационной надписи на документах, выражающих содержание сделок.
Рекомендуется принимать во внимание, что характер технических ошибок может быть различен. Например, технические ошибки могут быть связаны с тем, что: в Едином государственном реестре прав, в свидетельстве о государственной регистрации права, в штампе регистрационной надписи на документе неверно указан номер государственной регистрации права, сделки; в штампе регистрационной надписи на документе неверно указаны реквизиты свидетельства о государственной регистрации права, дата и номер государственной регистрации сделки; сведения, внесенные в Единый государственный реестр прав и, соответственно, в свидетельство о государственной регистрации права, не соответствуют аналогичным сведениям в правоустанавливающем документе, который имеет приоритет перед записями Единого государственного реестра прав (абзац третий пункта 8 статьи 12 Закона), например, допущена описка в написании фамилии, имени, отчества правообладателя, в указании реквизитов правоустанавливающего документа; сведения об объекте недвижимого имущества (например, общей площади), внесенные в подраздел I Единого государственного реестра прав на основании документов, удостоверенных организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества (пункт 23 Правил ведения ЕГРП) и в свидетельство о государственной регистрации права, не соответствуют аналогичным сведениям, содержащимся в правоустанавливающем документе.
Из материалов дела усматривается, что при первоначальной регистрации Управлением федеральной регистрационной службы по Костромской области права собственности на спорный объект недвижимости за З. правоустанавливающим документом являлось свидетельство о праве на наследство по закону, в котором объект недвижимости был указан в виде квартиры, что соответствовало техническому паспорту жилого помещения. Описание объекта недвижимости в ЕГРП было внесено на основании технического паспорта жилого помещения.
Так, согласно техническому паспорту жилого помещения (квартиры) "адрес" выданному Галичским межрайонным филиалом ГП "Костромаоблтехинвентаризация" от ДД.ММ.ГГГГ квартира N1 состоит из двух комнат, двух кладовых, туалета, кухни, коридора и прихожей, общая площадь квартиры составляет "данные изъяты".
Таким образом, записи в ЕГРП была внесена в соответствии с представленными на регистрацию документами, согласно которым объект недвижимости представлял собой квартиру, а не жилой дом.
При приобретении права собственности Мельниковой Л.Л. по договору купли - продажи спорный объект недвижимости также был указан как квартира, расположенная в жилом доме.
В свидетельстве о государственной регистрации права, выданном Мельниковой Л.Л., объект права указан как 2-комнатная квартира (жилое), общая площадь "адрес"
Таким образом, сведения относительно спорного объекта недвижимости, внесенные в Единый государственный реестр прав, и указанные в свидетельстве о государственной регистрации права, соответствуют аналогичным сведениям, содержащимся в правоустанавливающих документах, техническом паспорте жилого помещения. Оснований полагать, что запись в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена случайно, по причине ошибки, не имеется.
В связи с изложенным вывод суда о том, что в данном случае имеет место именно техническая ошибка, подлежащая исправлению на основании ст. 21 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" является ошибочным.
То обстоятельство, что фактически существующий объект недвижимости не соответствует тому объекту, который указан в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, само по себе не может являться основанием для исправления записей в ЕГРП в порядке, предусмотренном ст.21 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", поскольку, как указывалось выше, существующая запись в реестре относительно объекта права полностью соответствует имеющимся у истицы правоустанавливающим документам.
Каких-либо документов, подтверждающих тот факт, что Мельникова Л.Л. является собственником жилого дома, а не квартиры, материалы дела не содержат, что лишает ее в настоящее время возможности ставить вопрос о внесении изменений в ЕГРП.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных требований не имелось, в связи с чем решение суда подлежит отмене, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нейского районного суда Костромской области от 12 августа 2013 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Мельниковой Л.Л. к Администрации Николо-Поломского сельского поселения, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области об исправлении технической ошибки в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.