Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Веремьевой И.Ю.,
судей Ивановой О.А., Пелевиной Н.В.,
при секретаре Лбовой Ю.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Чукавина А.С. на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 14 августа 2013 года, которым в удовлетворении требований Чукавина А.С. к Администрации г. Костромы об оспаривании отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении отказано.
Заслушав доклад судьи Ивановой О.А., выслушав объяснения Чукавина А.С., его представителя Чукавиной Г.А., адвоката Шульги С.С., выступавшей в его интересах, поддержавших доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя Администрации г. Костромы по доверенности Якимовой Н.В., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Чукавин А.С. обратился в суд с иском к Администрации г.Костромы об обязании муниципального образования городской округ город Кострома в лице Администрации г.Костромы принять его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Свои требования мотивировал тем, что он проживает по адресу: "адрес" вместе со своей семьей: дочерью - Чукавиной Г.А., ее мужем - Шиманским А.В., их дочерью - Болтнер Н.А. и внуком Болтнер М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Квартира, в которой он проживает, - двухкомнатная, общей площадью "данные изъяты" принадлежит на праве собственности Чукавиной Г.А. На каждого члена семьи приходится по "данные изъяты" кв.м. общей площади. В силу решения Думы города Костромы N54 от 23 июня 2005 года по уровню обеспеченности общей площадью жилого помещения семья является нуждающейся в улучшении жилищных условий. Истец является инвалидом Великой Отечественной войны "данные изъяты" группы, получил ранение при защите Родины: остался с одной рукой. У него имеется удостоверение серия Р N N, на основании чего имеет право на льготы и преимущества, установленные действующим законодательством для инвалидов Великой Отечественной войны. Со ссылками на положения ФЗ "О ветеранах", ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Постановление Правительства РФ N614 от 15 октября 2005 года, Постановление администрации Костромской области от 08 июля 2008 года N224а, полагает, что имеет право на социальную поддержку по обеспечению жильем, однако Администрация г.Костромы не желает ставить его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, что является препятствием для получения им социальной выплаты. Администрация г. Костромы в письме от ДД.ММ.ГГГГ отказа ему в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий на основании того, что ДД.ММ.ГГГГ истцу в г. "данные изъяты" была предоставлена однокомнатная квартира. Полагает, что предоставление в середине "данные изъяты"х годов квартире как инвалиду и участнику войны никакого правового значения для его настоящей фактической нуждаемости в жилом помещении не имеет. Законы Российской Федерации не предусматривают в таком случае запрет на улучшение со временем его жилищных условий. Продажа квартиры в г. "данные изъяты" и переезд в г. "данные изъяты" носили исключительно вынужденный характер, поскольку при его возрасте и состоянии здоровья он не может жить один. Считает, что нельзя ставить ему в вину как умышленные действия и недобросовестность в целях искусственного создания нуждаемости в улучшении его жилищных условий - его вселение к родным, которые осуществляют за ним надлежащий уход.
В дополнении к исковому заявлению указывает, что ранее он не получал никакой социальной поддержки по обеспечению жильем от Российской Федерации, в том числе и по ФЗ "О ветеранах". Квартира в г. "данные изъяты" где он ранее проживал, была предоставлена ему в середине "данные изъяты"-х годов прошлого столетия, СССР и никакой социальной поддержкой не именовалась. Его жилищные условия квартиры в г. "данные изъяты" в которой он проживает, бесспорно свидетельствуют о необходимости их улучшения. На основании ст. 27 ФЗ "О ветеранах" просит удовлетворить заявленные требования.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Чукавин А.С. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Требование жалобы мотивировал тем, что судом при вынесении решения неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. О том, что Закон РФ "О ветеранах" является систематизацией прежнего законодательства РСФСР и СССР о гарантиях социальной защиты ветеранов, ни в одном законодательном документе Российской Федерации не упоминается. В своем решении суд вышел за пределы толкования имеющегося российского законодательства. Сами по себе правовые основания, на которые сослался в решении суд, не являются основаниями, предусматривающими ограничения в дальнейшем улучшении жилищных условий инвалидов Великой Отечественной войны, т.е. юридически значимыми обстоятельствами. В п. 15 Положения предусматривал то, что "инвалиды Отечественной войны и семьи погибших военнослужащих, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, в первоочередном порядке обеспечиваются жилой площадью, в том числе за счет жилой площади, передаваемой министерствами и ведомствами в распоряжение исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов". То есть, оба нормативных документа предусматривали порядок обеспечения в СССР и РСФСР жилыми помещениями одной из льготных категорий граждан. Полагает, что судом расширительно истолкованы те положения, которые заложены в ФЗ "О ветеранах", в ст. 14 Меры социальной поддержки инвалидов войны". Названные правоустанавливающие документы, касающиеся гарантий и льгот инвалидов Великой Отечественной войны, не являются декларативными, более того, распространяются в том числе на правоотношения возникшие с 1 января 2010 года. Положение п. 1 подп.4 ст. 14 ФЗ "О ветеранах", согласно которому инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, как таковой не исключает и не запрещает быть истцу в настоящее время нуждающимся в улучшении жилищных условий и встать на учет. В силу разъяснений Конституционного суда РФ в определении от 04 апреля 2006 года N89-0 не лишаться тех прав, которые в настоящее время предусмотрены действующим российским законодательством, в частности, на получение социальной выплаты. Судом не принято во внимание то, что обстоятельства осуществления бытового ухода за ним со стороны родственников основано на общечеловеческих взаимоотношениях, что соответствует положениям ст. 38 Конституции РФ, ст. 87 СК РФ, Федеральному закону РФ от 15 декабря 2001 года N166-ФЗ, Постановлению Правительства РФ от 24 июля 2002 года N555 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий", которым предусмотрена необходимость ухода за лицами, достигшими возраста 80 лет. Полагает, что с учетом фактических обстоятельств дела, у суда не имелось оснований считать его действий умышленными и именно в целях созданиях искусственного ухудшения его жилищных условий. Возраст и состояние здоровья обрекли его на перемену места жительства, что не может не быть принято во внимание при оценке всех обстоятельств, имеющих существенной значение для постановки судом законного решения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Чукавин А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом Великой Отечественной войны, инвалидом "данные изъяты" группы.
С ДД.ММ.ГГГГ Чукавин А.С. зарегистрирован и проживает по адресу: "адрес" в качестве члена семьи собственника квартиры Чукавиной Г.А. Общая площадь квартиры составляет "данные изъяты" кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ Чукавин А.С. обратился в Администрацию г. Костромы с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в качестве основания для принятия на учет указывает, что он является инвалидом Великой Отечественной войны "данные изъяты" группы, имеет боевое ранение полученное при защите СССР.
ДД.ММ.ГГГГ Администрация г. Костромы направило истцу письмо об отказе в постановке на учет, поскольку обеспеченность Чукавина А.С. составляет "данные изъяты" кв.м. общей площади жилья, что превышает учетную норму в размере 12 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека, установленную решением Думы города Костромы от 23 июня 2005 года N54 "Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в городе Костроме".
Впоследствии ДД.ММ.ГГГГ в указанном жилом помещении был зарегистрирован Болтнер М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, после чего обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи стала ниже учетной нормы.
ДД.ММ.ГГГГ Чукавина Г.А., действующая в интересах Чукавина А.С., обратилась в Администрацию г. Костромы с заявлением о принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, как инвалида Великой Отечественной войны, поскольку обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи ниже учетной нормы.
ДД.ММ.ГГГГ Чукавиной Г.А. отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях инвалидов Великой Отечественной войны Чукавина А.С. на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ. При этом указано, что по имеющейся в Администрации г.Костромы информации, предоставленной Администрацией муниципального образования "Город Киров" Чукавин А.С. состоял на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях в Ленинском райисполкоме с ДД.ММ.ГГГГ как инвалид Великой Отечественной войны. Решением исполкома от ДД.ММ.ГГГГ N N ему была предоставлена однокомнатная благоустроенная квартира по адресу: "адрес"
Чукавин А.С., не согласен с указанным отказом, обратился в суд с настоящим иском.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (п. 1). Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (п. 3).
Подпунктом 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" предусмотрено, что инвалидам войны предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
На основании п. 3 - 5 ст. 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии со ст. 51 ЖК гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
Анализ приведенных норм с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 19 апреля 2007 года N 258-О-О, свидетельствует о том, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
При решении вопроса о том, можно ли рассматривать действия, совершенные самим истцом, умышленными и недобросовестными и является ли это препятствием для признания нуждающимся в жилом помещении, необходимо оценивать все фактические обстоятельства дела в их совокупности.
Как указывалось выше, ДД.ММ.ГГГГ в квартиру по адресу: "адрес", был зарегистрирован Болтнер М.
Чукавина Г.А. в суде апелляционной инстанции пояснила, что после переезда отца в "данные изъяты", ее дочь и внук выехали из квартиры и на момент регистрации Болтнера М., внук в квартире фактически не проживал и не проживает в ней в настоящее время.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что регистрация Болтнера М. в указанной квартире была связана с созданием оснований для нуждаемости в обеспечении жильем ее отца Чукавина А.С.
При этом представителем истца намеренно были ухудшены жилищные условия, поскольку до регистрации в квартире Болтнера М. обеспеченность общей площади жилья на каждого члена семьи превышала учетную норму, в связи с чем Администрацией г. Костромы и было отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в ДД.ММ.ГГГГ года. С заявлением о постановке отца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Чукавина Г.А., действующая в его интересах, вновь обратилась непосредственно после регистрации внука, при отсутствии изменения числа фактически проживающих в квартире лиц.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в силу состояния здоровья и возраста истец не мог проживать в г. "данные изъяты", переезд носил вынужденный характер, правового значения для рассмотрения настоящего спора не имеют, поскольку имело место преднамеренное ухудшение жилищных условий в связи с иными обстоятельствами, указанными выше, что является основанием для отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В результате совершения названных действий, истец в соответствии с требованиями ст. 53 ЖК РФ может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий не ранее чем через пять лет со дня их совершения.
При таких обстоятельствах суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, оснований для отмены решения не имеется.
Факт продажи квартиры в г. "данные изъяты" не имеет правового значения для рассмотрения настоящего гражданского дела, поскольку при вселении в квартиру дочери Чукавин Г.А. не являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Вывод суда о том, что Чукавин А.С. реализовал свое право на однократное получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем, не повлиял на правильность принятого судом решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Свердловского районного суда г.Костромы от 14 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Чукавина А.С. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.