Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Н.А. Гусевой,
судей С.В. Андреева, М.В. Дедюевой,
при секретаре Е.В. Беляевой
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации Костромской области Е.Е. Красавиной на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 30 июля 2013 года, которым удовлетворены исковые требования прокурора Сусанинского района Костромской области в интересах Бондаренко А.А. к администрации Костромской области о предоставлении жилого помещения: на субъект Российской Федерации - Костромскую область в лице администрации Костромской области возложена обязанность предоставить Бондаренко А.А. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма жилищного фонда Костромской области на территории Сусанинского муниципального района Костромской области в соответствии с порядком, предусмотренным действующим законодательством.
Заслушав доклад судьи Н.А. Гусевой, объяснения прокурора Е.Ю. Хрящевой, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Сусанинского района Костромской области, действуя в интересах А.А. Бондаренко (ранее - ФИО18, фамилия изменена в связи с вступлением в брак), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в суд с иском к администрации Костромской области об обязании субъект Российской Федерации - Костромскую область в лице администрации Костромской области предоставить А.А. Бондаренко по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное, изолированное жилое помещение специализированного жилищного фонда Костромской области, отвечающее санитарным и техническим требованиям, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, расположенное на территории Сусанинского муниципального района Костромской области.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Сусанинского района проведена проверка соблюдения законодательства о защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в результате которой было установлено, что А.А. Бондаренко является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее мать ФИО8 и отец ФИО9 "данные изъяты" "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ "данные изъяты". В 2007 г. А.А. Бондаренко окончила МОУ "данные изъяты" "адрес". В период с 01 сентября 2008 г. по 30 июня 2012 г. она обучалась в ОГБОУ СПО "данные изъяты", а с 01 сентября 2012 г. обучается в ОГОБУ СПО "данные изъяты" На основании постановления главы администрации Попадьинского сельского поселения Сусанинского муниципального района от 12 января 2009 г. А.А. Бондаренко поставлена на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Таким образом, исходя из положений Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст.ст.92, 98.1, 109.1 ЖК РФ А.А. Бондаренко подлежит обеспечению жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации Костромской области по доверенности Е.Е. Красавина просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что требования, предъявленные к администрации Костромской области, не мотивированы и не основаны на законе. В исковом заявлении в нарушение п.4 ч.2 ст.131 ГПК РФ не указано, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав истицы со стороны администрации и чем это подтверждается. Кроме того, суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и не принял во внимание то, что администрация Костромской области не предоставляет жилые помещения детям, оставшимся без попечения родителей, не ведет учет этих детей, в ведении администрации отсутствует специализированный жилищный фонд Костромской области, распорядителем бюджетных средств не является, у администрации отсутствуют полномочия по управлению и распоряжению государственным имуществом Костромской области. Не доказано также право истицы на обеспечение жилым помещением из специализированного жилищного фонда Костромской области, так как в материалы дела не представлена выписка из списка детей, оставшихся без попечения родителей, формируемого уполномоченным органом исполнительной власти Костромской области по опеке и попечительству, а также сведения о том, что А.А. Бондаренко включена в данный список, утвержденный надлежащим образом в 2013 г., как это предусмотрено ст.10.1 Закона Костромской области от 05.10.2007 г. N196-4-ЗКО. Правовое обоснование для возложения обязанности на администрацию Костромской области по исполнению заявленных требований в решении отсутствует. Из перечисленных в решении правовых актов не следует, что администрация заключает договоры по предоставлению специализированных жилых помещений указанной категории граждан. Суд не принял во внимание и тот факт, что свободное жилое помещение на территории Сусанинского района Костромской области, находящееся в казне Костромской области, отсутствует. Кроме того, отсутствует и предмет спора, так как наличие каких-либо препятствий для реализации прав А.А. Бондаренко судом не установлено, а заявленные требования подлежат рассмотрению в порядке главы 25 ГПК РФ. Также считает, что прокурор является ненадлежащим истцом по делу, поскольку между администрацией и истицей отсутствуют какие-либо гражданские правоотношения. Кроме того, в решении суда, по ее мнению, содержится правовая неопределенность в части того, какие действия должна совершить администрация, на которую законом не возложена обязанность по заключению договоров найма специализированных жилых помещений с лицами указанной категории. Указывает и на то, что закон, устанавливающий возрастной ценз, определяет период возникновения права у конкретного лица, а не период, когда это право может быть реализовано, как это толкует суд. В нарушение ч.4 ст.198 ГПК РФ суд не изложил мотивы, по которым он отверг доказательства и доводы, представленные администрацией.
В возражениях относительно апелляционной жалобы прокурор Сусанинского района ФИО11 считает решение суда законным и обоснованным и просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседание суда апелляционной инстанции представитель администрации Костромской области, представители департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, департамента имущественных и земельных отношений Костромской области, департамента финансов Костромской области, а также А.А. Бондаренко не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Разрешая возникший спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и пришел к обоснованным выводам о том, что А.А. Бондаренко относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилого помещения не имеет, является лицом, нуждающимся в жилом помещении, а потому должна быть обеспечена жильем, при этом обязанность по предоставлению жилья лежит на администрации Костромской области.
Данные выводы основаны на материалах дела, подробно мотивированы судом с указанием положений законодательства, регулирующего спорные правоотношения, основания для признания их неправильными отсутствуют.
Статус А.А. Бондарекно, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подтвержден материалами дела и никем из участников процесса не оспаривается.
Как следует из материалов дела и установлено судом, А.А. Бондаренко ранее проживала и зарегистрирована в жилом помещении по адресу: "адрес", "адрес", "адрес". Данное жилое помещение принадлежало совхозу "данные изъяты", в настоящее время является бесхозяйным, сведения о его принадлежности кому-либо отсутствуют; по заключению межведомственной комиссии, назначенной постановлением главы администрации Сусанинского района от 27.04.2009 г. N, указанный жилой дом признан непригодным для проживания.
В настоящее время А.А. Бондаренко снимает квартиру по адресу: "адрес", принадлежащую ФИО13, которая не является ее (истицы) родственницей.
Также судом установлено, что истица в собственности жилого помещения не имеет, нанимателем жилого помещения либо членом семьи нанимателя не является, что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами и не опровергнуто стороной ответчика.
Из материалов дела видно, что в 2007 г. А.А. Бондаренко окончила МОУ "данные изъяты" "адрес". В период с 01 сентября 2008 г. по 30 июня 2012 г. она обучалась в ГОУ СПО "данные изъяты", с 01 сентября 2012 г. обучается в ОГОБУ СПО "данные изъяты"
На основании постановления главы администрации Попадьинского сельского поселения Сусанинского муниципального района от 12 января 2009 г. А.А. Бондаренко поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилья как ребенок, оставшийся без попечения родителей.
По сообщению Межрайонного территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства N А.А. Бондаренко включена в льготный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, состоящих на учете на внеочередное предоставление им жилой площади.
Таким образом, право А.А. Бондаренко на получение жилого помещения возникло до 01 января 2013 г. и до настоящего времени не реализовано, в связи с чем отсутствие документального подтверждения о включении истицы в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, который формируется в соответствии со ст. 10.1 Закона Костромской области от 05.10.2007 г. N196-4-ЗКО "О специализированном жилищном фонде Костромской области", не может препятствовать ее праву на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
В силу изложенного доводы апелляционной жалобы по данному вопросу являются несостоятельными.
Согласно части 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, вступившего в силу с 01 января 2013 года), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончания отбывания наказания в исправительных учреждениях.
На основании ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие вышеприведенных положений ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (то есть до 01 января 2013 года).
В силу ст. 6 Закона Костромской области от 19 декабря 2005 года N 348-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области" (в редакции Закона Костромской области от 28 декабря 2012 года N 322-5-ЗКО, вступившего в силу с 01 января 2013 года), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, по месту жительства указанных лиц, в порядке, установленном Законом Костромской области от 05 октября 2007 года N 196-4-ЗКО "О специализированном жилищном фонде Костромской области", однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Костромской области по договорам найма специализированных жилых помещений.
Обеспечение жилыми помещениями лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями данной категории граждан, в порядке, установленном администрацией Костромской области.
Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Костромской области по вопросам обеспечения жилыми помещениями лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, определяется администрацией Костромской области.
Статьей 10.1 Закона Костромской области N 196-4-ЗКО "О специализированном жилищном фонде Костромской области", введенной Законом Костромской области от 28 декабря 2012 года N 322-5-ЗКО, определено, что однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений производится администрацией Костромской области по месту жительства указанных лиц, в порядке, установленном настоящим Законом.
Таким образом, действующим законодательством обеспечение специализированными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области отнесено к полномочиям администрации Костромской области.
С учетом изложенного суд обоснованно возложил обязанность по предоставлению А.А. Бондаренко специализированного жилого помещения на субъект Российской Федерации - Костромскую область в лице администрации Костромской области. Основанием для заключения с истцом договора найма специализированного жилого помещения в данном случае будет являться соответствующее распоряжение ответчика.
В этой связи доводы апелляционной жалобы о том, что администрация Костромской области не предоставляет жилые помещения детям, оставшимся без попечения родителей, не заключает договоры найма специализированных жилых помещений с лицами указанной категории, не ведет учет этих детей, что в ведении администрации отсутствует специализированный жилищный фонд Костромской области, распорядителем бюджетных средств она не является, что у администрации отсутствуют полномочия по управлению и распоряжению государственным имуществом Костромской области, не могут являться основанием к отмене решения суда.
Из содержания положений п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, вступившего в силу с 01 января 2013 года) и ст. 109.1 ЖК РФ (введенной в действие Федеральным законом от 29.02.2012 года N 15-ФЗ) следует, что основанием возникновения права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление специализированного жилого помещения является наличие следующих юридических фактов: нуждаемость таких детей в жилом помещении, достижение возраста 18-ти лет, окончание срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончания отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По настоящему делу такие юридические факты установлены, в связи с чем нельзя согласиться и с доводом жалобы, касающимся вопроса о периоде реализации права указанной категории граждан на получение жилого помещения.
Отсутствие в жилищном фонде Костромской области свободных жилых помещений не должно влиять на гарантированное истице право на предоставление жилого помещения в установленном законом порядке.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии спора между А.А. Бондаренко и администрацией Костромской области, неправильном рассмотрении судом дела в порядке искового производства, а не в порядке главы 25 ГПК РФ, ошибочны. Дело судом правильно рассмотрено в порядке искового производства, поскольку между сторонами по делу имеет место спор о праве истицы на предоставление жилого помещения.
Иск прокурором предъявлен в соответствии со статьей 10 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", согласно которой прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации за защитой прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем доводы апелляционной жалобы о том, что прокурор, выступивший в интересах А.А. Бондаренко, является ненадлежащим истцом по делу, нельзя признать обоснованными.
Нарушений норм процессуального права, о которых указано в апелляционной жалобе, судом не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой не опровергают содержащиеся в решении выводы, не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 30 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Костромской области по доверенности Е.Е. Красавиной - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.