Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
Председательствующего Кулаковой И.А.,
и судей: Лукьяновой С.Б., Дедюевой М.В.,
при секретаре Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя администрации Костромской области Афанасьева А.П. на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 02 июля 2013 года, которым удовлетворены исковые требования Мантуровского межрайонного прокурора в интересах К., субъект Российской Федерации - Костромская область в лице администрации Костромской области обязана предоставить К. по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Костромской области с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, на территории Мантуровского муниципального района.
Заслушав доклад судьи Лукьяновой С.Б., выслушав прокурора Т., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мантуровский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах К. к администрации Костромской области об обязании предоставить ему вне очереди по договору социального найма изолированное жилое помещение с учетом нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма жилищного фонда Костромской области, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории Мантуровского района Костромской области.
Исковые требования мотивированы тем, что К., ДД.ММ.ГГГГ.р., является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Его мать "данные изъяты" умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец "данные изъяты" решением "данные изъяты" суда Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ лишен в отношении К. родительских прав. К. 30.06.2011 года окончил службу в Вооруженных Силах РФ, именно с этого момента приобрел право на получение жилого помещения, которое до настоящего времени не реализовано. К. зарегистрирован в жилом помещении по адресу: Костромская обл., Мантуровский район, "адрес", которое было предоставлено его отцу работодателем - СПК " Л.". Данное жилое помещение принадлежит СПК " Л.", К. в указанное жилое помещение в качестве члена семьи нанимателя не вселялся. Родители К. жилых помещений в собственности либо на праве социального найма не имели. К. включен в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. В настоящее время К. не имеет постоянного места жительства, временно проживает у родственников в Мантуровском районе.
Со ссылкой на нормы Жилищного кодекса РФ, Федеральных Законов "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", Закона Костромской области от 19.12.2005 г. N 348-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области", Закона Костромской области от 25.12.2006 г. N98-4-ЗКО "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма", прокурор полагает, что на администрацию Костромской области следует возложить обязанность по обеспечению К. вне очереди жилым помещением по договору социального найма из жилищного фонда Костромской области по месту фактического проживания К. -на территории Мантуровского района Костромской области.
В процессе рассмотрения дела прокурор изменил исковые требования, просил обязать субъект РФ - Костромская область в лице администрации Костромской области предоставить К. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным статьей 6 Закона Костромской области от 25.12.2006г. N98-4-ЗКО "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма", на территории Мантуровского района.
По делу постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации Костромской области Афанасьев А.П. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Считает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Указывает, что суд необоснованно не привлек в качестве соответчиков департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области и департамент имущественных и земельных отношений Костромской области, поскольку предметом спора являются общие права и обязанности указанных органов исполнительной власти, которые являются непосредственными участниками спорных правоотношений.
В соответствии с Положением о департаменте социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области департамент приобретает благоустроенные жилые помещения детям-сиротам и приравненным к ним категориям лиц, формирует список подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Согласно Положению о департаменте имущественных и земельных отношений Костромской области департамент является уполномоченным органом по содержанию имущества казны. Администрация Костромской области не имеет полномочий ни на приобретение жилых помещений в жилищный фонд Костромской области, ни на заключение договора найма специализированного жилого фонда. Главным распорядителем бюджетных ассигнований на обеспечение жильем детей- сирот и детей из их числа, а также уполномоченным исполнительным органом государственной власти Костромской области в рамках рассматриваемых правоотношений является департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области. В соответствии с законодательством Костромской области у администрации Костромской области отсутствуют полномочия по приобретению жилых помещений и заключению договоров пользования этими помещениями.
Указывает, что суду не представлено доказательств того, что при реорганизации колхоза жилое помещение по адресу: Костромская обл., Мантуровский район, "адрес" предоставлялось на законных основаниях сначала ТОО, а затем СПК " Л.", в муниципальную собственность дом не передавался. Поскольку данное жилое помещение в установленном порядке не было передано колхозом своему правопреемнику, в силу Постановления Правительства РФ от 29.12.1991г. N86 "О реорганизации колхозов и совхозов" оно может принадлежать муниципальному образованию, на территории которого расположено. Полагает, что прокурором не доказан факт отсутствия у истца права пользования данным жилым помещением, поскольку истца никто не лишал этого права на законном основании, решения суда о его выселении из жилого помещения суду не представлено. Обращает внимание на то, что суду не были представлены документы, свидетельствующие о факте невозможности проживания истца в указанном жилом помещении.
В возражениях относительно апелляционной жалобы Мантуровский межрайонный прокурор "данные изъяты" просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции прокурор Т. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представитель администрации Костромской области, истец К., представители третьих лиц: департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, департамента имущественных и земельных отношений Костромской области, департамента финансов Костромской области в суд не явились, что не препятствует рассмотрению дела, поскольку о времени и месте судебного заседания они извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений не нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Разрешая возникший спор, суд, пришел к выводу о том, что К. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения, является лицом, нуждающимся в жилом помещении, свое право на обеспечение жилым помещением не реализовал, а потому должен быть обеспечен жильем в установленном законом порядке, при этом обязанность по предоставлению жилья лежит на субъекте РФ - Костромской области в лице администрации Костромской области.
Этот вывод судом мотивирован, соответствует требованиям закона, основания для признания его неправильным отсутствуют.
Как видно из материалов дела, К. относится к лицам из числа детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, указанный статус лицами, участвующими в деле не оспаривается.
С 30.06.2011г. по 30.06.2012г. К. состоял на действительной военной срочной службе.
Как указано в справке Межрайонного территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства N департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области от 26.11.2012г., К. включен в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
Обоснованность включения истца в указанный список ответчиком в ходе рассмотрения дела не оспаривалась.
Таким образом, право истца на получение жилого помещения возникло до 01 января 2013 г. и до настоящего времени не реализовано, в связи с чем отсутствие документального подтверждения о включении К. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, который формируется в соответствии со ст. 10.1 Закона Костромской области от 05.10.2007 г. N196-4-ЗКО "О специализированном жилищном фонде Костромской области", не может препятствовать его праву на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
В силу изложенного доводы апелляционной жалобы по данному вопросу являются несостоятельными.
Согласно части 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, вступившего в силу с 01 января 2013 года), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончания отбывания наказания в исправительных учреждениях.
На основании ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие вышеприведенных положений ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (то есть до 01 января 2013 года).
В силу ст. 6 Закона Костромской области от 19 декабря 2005 года N 348-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области" (в редакции Закона Костромской области от 28 декабря 2012 года N 322-5-ЗКО, вступившего в силу с 01 января 2013 года), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, по месту жительства указанных лиц, в порядке, установленном Законом Костромской области от 05 октября 2007 года N 196-4-ЗКО "О специализированном жилищном фонде Костромской области", однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Костромской области по договорам найма специализированных жилых помещений.
Обеспечение жилыми помещениями лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями данной категории граждан, в порядке, установленном администрацией Костромской области.
Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Костромской области по вопросам обеспечения жилыми помещениями лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, определяется администрацией Костромской области.
Статьей 10.1 Закона Костромской области N 196-4-ЗКО "О специализированном жилищном фонде Костромской области", введенной Законом Костромской области от 28 декабря 2012 года N 322-5-ЗКО, определено, что однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений производится администрацией Костромской области по месту жительства указанных лиц, в порядке, установленном настоящим Законом.
Таким образом, действующим законодательством обеспечение специализированными жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в субъекте РФ - Костромской области отнесено к полномочиям администрации Костромской области.
С учетом изложенного суд обоснованно возложил обязанность по предоставлению К. специализированного жилого помещения на администрацию Костромской области.
Основанием для заключения с К. договора найма специализированного жилого помещения в данном случае будет являться соответствующее распоряжение ответчика, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы о не привлечении к участию в деле в качестве соответчиков департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области и департамента имущественных и земельных отношений Костромской области, являются несостоятельными.
Кроме того, как усматривается из материалов дела, такого ходатайства в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции представителем администрации Костромской области заявлено не было.
Делая вывод об отсутствии у К. закрепленного жилья и о его праве на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда на территории Мантуровского района, суд исходил из того, что К. не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения.
Указанный вывод суда основан на исследованных материалах дела, мотивирован и соответствует собранным по делу доказательствам и требованиям действующего законодательства.
Нельзя согласиться с доводами апелляционной жалобы о недоказанности факта отсутствия у истца права пользования жилым помещением по адресу: Костромская обл., Мантуровский район, "адрес".
Судом первой инстанции на основании представленных доказательств было установлено, что указанное жилое помещение не числится в реестре муниципальной собственности, а находится с 1986г. на балансе СПК " Л.", который является правопреемником ТОО " Л.", образовавшегося в результате реорганизации колхоза " Л.". На основании Типового договора найма от 01.08.1987г. указанное жилое помещение было предоставлено колхозом " Л." колхознику К.А.С. (отцу истца) с членами семьи - женой "данные изъяты" и дочерью "данные изъяты" сроком на 5 лет.
Суд обоснованно учел, что жилое помещение предоставлялось К.А.С. как работнику колхоза (впоследствии - ТОО " Л." и СПК " Л."), договор найма носил временный характер, в связи с чем несовершеннолетний К. был вселен в данное жилое помещение для временного проживания.
Доказательств того, что названное жилое помещение передавалось в муниципальную собственность, о чем указано в апелляционной жалобе, материалы дела не содержат.
С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что нуждаемость К. в жилом помещении подтверждена материалами дела, истец не реализовал свое право на получение жилого помещения в порядке реализации мер социальной поддержки лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем он подлежит обеспечению жильем в соответствии с приведенными выше нормами законодательства.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 02 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Костромской области Афанасьева А.П. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.