Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Ильиной И.Н.,
судей Андреева С.В. и Пелевиной Н.В.,
при секретаре Смирновой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации Костромской области Красавиной Е.Е. на решение Свердловского районного суда города Костромы от 16 сентября 2013 года, которым удовлетворены исковые требования прокурора Солигаличского района Костромской области, действующего в интересах Поповой Н.А., к администрации Костромской области о предоставлении жилого помещения, и администрация Костромской области обязана предоставить Поповой Н.А., "дата" года рождения, по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения на территории г. Солигалича Костромской области.
Заслушав доклад судьи Пелевиной Н.В., выслушав объяснения помощника прокурора Костромской области Рыловой Т.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Солигаличского района Костромской области, действуя в порядке статьи 45 ГПК РФ в интересах Поповой Н.А., "дата" года рождения, обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя тем, что Попова Н.А. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее родители П.А. и С.Л. решением Солигаличского районного суда Костромской области от "дата" лишены родительских прав. В период с "дата" по "дата" Попова Н.А. воспитывалась в "ОГКОУ", где до сих пор зарегистрирована по месту жительства. В настоящее время она обучается в "ОГБОУ" и проживает в общежитии техникума, другого жилья не имеет. При направлении Поповой Н.А. в государственное учреждение жилое помещение за ней не закреплялось, постановлением администрации Солигаличского района от "дата" N предписано решить вопрос о предоставлении жилья по достижении ею совершеннолетнего возраста и возвращении из государственного детского учреждения. На основании данного постановления Попова Н.А. включена в список детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.
Полагал, что Попова Н.А., как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в силу норм Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Жилищного кодекса РФ, подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" должна быть обеспечена специализированным жилым помещением на территории г.Солигалич Костромской области субъектом Российской Федерации - Костромской областью - в лице администрации Костромской области.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, департамент имущественных и земельных отношений Костромской области и департамент финансов Костромской области.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации Костромской области Красавина Е.Е. выражает несогласие с решением суда, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. Указывает, что суд неправильно определил порядок обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, в частности, не принял во внимание то, что роль администрации Костромской области в обеспечении жилыми помещениями лиц данной категории заключается лишь в принятии распоряжения о предоставлении жилого помещения, полномочиями же по приобретению жилых помещений в жилищный фонд Костромской области обладает департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, который следовало привлечь к участию в деле в качестве соответчика, а не третьего лица. Считает, что объективная нуждаемость истицы в жилье не доказана, так как малоимущей и нуждающейся в жилом помещении она в установленном порядке не признана. Выводы суда о том, что истица является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и нуждается в предоставлении жилого помещения, полагает основанными на недопустимых доказательствах, поскольку документы, подтверждающие данные обстоятельства, в частности, решение суда о лишении родителей истицы родительских прав, надлежащим образом не заверены, их оригиналы суду не представлялись. Кроме того, считает, что заявленные требования вытекают из публичных правоотношений и подлежали рассмотрению в порядке главы 25 ГПК РФ, а не в порядке искового производства.
В суде апелляционной инстанции помощник прокурора Костромской области Рылова Т.В. полагала доводы апелляционной жалобы не основанными на законе и просила в удовлетворении жалобы отказать.
Остальные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Истица Попова Н.А. просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия, проверяя законность и обоснованность решения суда первой инстанции согласно ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов жалобы, не находит оснований для его отмены.
Разрешая возникший спор, суд правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и пришел к выводу о том, что Попова Н.А. как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, должна быть обеспечена администрацией Костромской области благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда.
Данный вывод соответствует номам закона, не противоречит материалам дела и оснований не согласиться с ним судебная коллегия не усматривает.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2013 года), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончания отбывания наказания в исправительных учреждениях.
На основании статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие вышеприведенных положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если лица указанной категории не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (то есть до 1 января 2013 года).
Как следует из материалов дела, родители Поповой Н.А., "дата" года рождения, П.А. и С.Л. решением Солигаличского районного суда Костромской области от "дата" были ограничены в родительских правах, в связи с чем Попова Н.А. была направлена на содержание и воспитание в специализированную вспомогательную школу-интернат "адрес", где находилась с "дата" по "дата".
Решением Солигаличского районного суда Костромской области от "дата" П.А. и С.Л. лишены родительских прав в отношении истицы, которая с "дата" по "дата" находилась на полном государственном обеспечении в "ОГКОУ".
При направлении истицы в государственное учреждение какое-либо конкретное жилое помещение органами местного самоуправления за ней не закреплялось, жилых помещений в пользовании по договору социального найма или на праве собственности она не имеет, членом семьи нанимателя жилого помещения не является.
Право пользования жилым помещением по адресу: "адрес", в котором Попова Н.А. проживала с родителями до направления ее в государственное учреждение, за ней не сохранилось, данное жилое помещение принадлежит на праве собственности ее тете - С.С., а помещение по адресу: "адрес", в котором истица зарегистрирована с "дата" и до настоящего времени, является зданием "ОГКОУ".
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что в несовершеннолетнем возрасте Попова Н.А. осталась без попечения родителей и относится к лицам, жилищные права которых подлежат защите в соответствии с вышеприведенными нормами закона.
В силу части 1 статьи 6 Закона Костромской области от 19 декабря 2005 года N 348-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области" (в редакции Закона Костромской области от 28 декабря 2012 года N 322-5-ЗКО, вступившего в силу с 1 января 2013 года) лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, по месту жительства указанных лиц, в порядке, установленном Законом Костромской области от 5 октября 2007 года N 196-4-ЗКО "О специализированном жилищном фонде Костромской области", однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Костромской области по договорам найма специализированных жилых помещений.
Обеспечение жилыми помещениями указанных лиц осуществляется за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями данной категории граждан, в порядке, установленном администрацией Костромской области.
Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Костромской области по вопросам обеспечения жилыми помещениями лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, определяется администрацией Костромской области.
Статьей 10.1 Закона Костромской области N 196-4-ЗКО "О специализированном жилищном фонде Костромской области", введенной Законом Костромской области от 28 декабря 2012 года N 322-5-ЗКО, определено, что однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений производится администрацией Костромской области по месту жительства указанных лиц, в порядке, установленном настоящим Законом.
Таким образом, действующим законодательством обеспечение специализированными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области отнесено к полномочиям администрации Костромской области.
С учетом этого суд обоснованно возложил обязанность по предоставлению специализированного жилого помещения Поповой Н.А. на администрацию Костромской области, а доводы апелляционной жалобы об обратном несостоятельны.
Ссылка в жалобе на отсутствие в отношении истицы решения органа местного самоуправления о признании ее малоимущей и нуждающейся в жилом помещении, также не обоснована и о незаконности судебного решения не свидетельствует.
Так, в силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ к категориям граждан, которым по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда, относятся иные категории граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
К таким иным категориям относятся, в том числе, лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, право которых на получение жилого помещения действующим законодательством не связано с признанием их малоимущими. Содержащиеся в апелляционной жалобе суждения по этому вопросу основаны на неверном толковании закона.
Объективная нуждаемость истицы в жилье ввиду отсутствия у нее в пользовании жилых помещений на праве собственности или по договору социального найма подтверждается материалами дела, и сведений, опровергающих это обстоятельство, в апелляционной жалобе не приводится.
Вопреки доводам апелляционной жалобы имеющиеся в деле доказательства свидетельствуют о том, что "дата" Попова Н.А. принята на учет органами опеки и попечительства Солигаличского района как оставшаяся без попечения родителей, а распоряжением главы городского поселения город Солигалич от "дата" N принята на учет нуждающихся в жилых помещениях (л.д.27, 50 оборот).
Не влечет отмену постановленного судом решения довод жалобы и о том, что суду не были представлены подлинные документы, подтверждающие статус истицы как лица, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, а также ее нуждаемость в предоставлении жилого помещения.
В силу части 7 статьи 67 и части 2 статьи 71 ГПК РФ предоставление подлинных документов требуется тогда, когда обстоятельства дела согласно законам или иным нормативным правовым актам подлежат подтверждению только такими документами, когда дело невозможно разрешить без подлинных документов или когда представлены копии документа, различные по своему содержанию (часть 2 статьи 71 ГПК РФ).
Между тем по настоящему гражданскому делу такие обстоятельства отсутствуют.
С учетом этого оснований не доверять представленным копиям документов, содержание которых ответчиком не оспаривалось и не опровергалось какими-либо доказательствами, у суда не имелось.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии спора между Поповой Н.А. и администрацией Костромской области, неправильном рассмотрении судом дела в порядке искового производства, а не в порядке главы 25 ГПК РФ, ошибочны. Дело судом правильно рассмотрено в порядке искового производства, поскольку между сторонами по делу имеет место спор о праве истицы, имеющей статус лица, оставшегося без попечения родителей, на предоставление жилого помещения.
По своей сути доводы апелляционной жалобы выводов, к которым пришел суд первой инстанции, не опровергают, по существу направлены на иное толкование законодательства и переоценку доказательств по делу, однако правовых оснований для этого не имеется.
В этой связи решение суда является законным, обоснованным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Свердловского районного суда города Костромы от 16 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Костромской области Красавиной Е.Е. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.