Краснодарский краевой суд в составе:
председательствующего, судьи Леганова А.В.,
при секретаре судебного заседания Нагорной Н.В.,
с участием:
прокурора Краснодарской краевой прокуратуры Пономаревой П.Г.,
представителя заявителя " Ф.И.О. "1, действующего на основании доверенности, " Ф.И.О. "4,
представителя Законодательного собрания Краснодарского края, действующей на основании доверенности, " Ф.И.О. "5,
представителя администрации Краснодарского края, действующего на основании доверенности, " Ф.И.О. "6,
представителя департамента имущественных отношений Краснодарского края, действующего на основании доверенности, " Ф.И.О. "3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению " Ф.И.О. "1, поданного в суд через представителя, действующего на основании доверенности, " Ф.И.О. "4, о признании частично недействующим Закона Краснодарского края "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" от 05 ноября 2002 года N 532-КЗ в части признания противоречащими федеральному закону ст.ст. 14.1, 14.2 Закона Краснодарского края "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском края" в той части, в которой указанные нормы не предполагают права у гражданина, имеющего трех и более детей и имеющего место жительства на территории муниципального района, факт проживания которого на указанной территории в течение пяти лет подтвержден в судебном порядке, но отсутствует регистрация по месту жительства в течение пяти лет, на предоставление земельного участка на данной территории из установленного ч. 1 ст. 14.1 Перечня земельных участков, предназначенных для предоставления в аренду,
УСТАНОВИЛ:
" Ф.И.О. "1 обратилась в суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта. Заявление мотивировано тем, что, решением Геленджикского городского суда от " дата обезличена " установлен факт проживания " Ф.И.О. "1 с момента рождения в г. Геленджик, за установлением которого она обращалась с целью приобретения земельного участка по месту жительства, как гражданка, имеющая троих детей.
Письмом администрации муниципального образования г.-к. Геленджик от " дата обезличена " " номер обезличен " " Ф.И.О. "1 отказано в предоставлении земельного участка по месту жительства, со ссылкой на пп. 2 п. 1 ст. 14.1 Закона Краснодарского края "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" от 05 ноября 2002 года N 532-КЗ и его разъяснения ЗС КК, в связи с отсутствием регистрации по месту жительства в течение последних пяти лет на данной территории. " Ф.И.О. "1 в связи с постоянной регистрацией по месту жительства в г. Лабинске Краснодарского края разъяснено право обращения с заявлением о предоставлении земельного участка, предусмотренном ст. 14.1 Закона Краснодарского края "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" от 05 ноября 2002 года N 532-КЗ, в администрацию муниципального образования Лабинский район.
" Ф.И.О. "1 считает, что положения ст. 14.1, содержащей спорный подпункт, в редакции от 19 июля 2011 года N 30, действия которой началось с 02 августа 2011 года, нарушают ее право на предоставление земельного участка на соответствующей территории Краснодарского края у гражданина, имеющего трех и более детей, по причине отсутствия у него регистрации по месту жительства на данной территории в течение необходимого срока, в случае, если факт его проживания в течение этого срока подтвержден в судебном порядке.
В ходе рассмотрения гражданского дела, в судебном заседании 30 июля 2013 года представителем " Ф.И.О. "1 " Ф.И.О. "4 в письменном виде заявлено ходатайство об уточнении заявленных требований, в соответствии с которым заявитель просит признать ст.ст. 14.1, 14.2 Закона Краснодарского края "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" от 05 ноября 2002 года N 532-КЗ противоречащими федеральному закону и недействующими с 28 июля 2013 года в части, не предполагающей у гражданина, имеющего трех и более детей и имеющего место жительства на территории муниципального района (городского округа, в том числе вошедшего в состав муниципального района в процессе преобразования), факт проживания которого на указанной территории в течение пяти лет подтвержден в судебном порядке, права на предоставление земельного участка на данной территории из установленного ч. 1 ст. 14.1 Перечня земельных участков, предназначенных для предоставления в аренду заявителям, - по причине отсутствия у него регистрации по месту жительства на данной территории в течение пяти лет.
В судебном заседании представитель " Ф.И.О. "1 " Ф.И.О. "4 поддержал заявленные требования, просил удовлетворить в полном объеме.
Представитель Законодательного собрания Краснодарского края, действующая на основании доверенности, " Ф.И.О. "5 требования, заявленные " Ф.И.О. "1, считает не подлежащими удовлетворению, предоставив свои возражения в письменном виде.
Представитель администрации Краснодарского края, действующий на основании доверенности, " Ф.И.О. "6 возражал против удовлетворения требований " Ф.И.О. "1, предоставив свои возражения в письменном виде.
Представитель департамента имущественных отношений Краснодарского края, действующая на основании доверенности, " Ф.И.О. "3 просила отказать в удовлетворении требований " Ф.И.О. "1, предоставив возражения в письменном виде.
Прокурор Краснодарской краевой прокуратуры Пономарева П.Г. в судебном заседании не поддержала требования " Ф.И.О. "1, просила в удовлетворении заявления отказать.
Выслушав мнение лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему.
" Ф.И.О. "1, " дата обезличена " года рождения, является многодетной матерью и имеет право на льготы, установленные Законом Краснодарского края от 22 февраля 2005 года N 836 "О социальной поддержке многодетных семей в Краснодарском крае", что подтверждается удостоверением от " дата обезличена " " номер обезличен ".
Решением Геленджикского городского суда от " дата обезличена " установлен факт проживания " Ф.И.О. "1 на территории муниципального образования г.-к. Геленджик с момента рождения.
В целях приобретения земельного участка по месту жительства, как гражданка, имеющая троих детей, " Ф.И.О. "1 обратилась в администрацию муниципального образования г.-к. Геленджик, на что письмом от " дата обезличена " " номер обезличен " заявительнице было отказано в предоставлении земельного участка по месту жительства, со ссылкой на пп.2 п.1 ст. 14.1 Закона Краснодарского края "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" от 05 ноября 2002 года N 532-КЗ и его разъяснения ЗС КК, в связи с отсутствием регистрации по месту жительства в течение последних пяти лет на данной территории. " Ф.И.О. "1 в связи с постоянной регистрацией по месту жительства в г. Лабинске Краснодарского края разъяснено право обращения с заявлением о предоставлении земельного участка, предусмотренном ст. 14.1 Закона Краснодарского края "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" от 05 ноября 2002 года N 532-КЗ, в администрацию муниципального образования Лабинский район.
Оспариваемый нормативный правовой акт - Закон Краснодарского края от 05 ноября 2002 года N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" принят на LXV сессии Законодательного Собрания Краснодарского края второго созыва 23 октября 2002 года, подписан Главой администрации края 05 ноября 2002 года, вступил в силу со дня его официального опубликования, за исключением ст.ст. 21 - 29 и 40, которые вступили в силу с 28 января 2003 года. Текст Закона опубликован в газете "Кубанские новости" от 14 ноября 2002 года N 240 и в Информационном бюллетене Законодательного Собрания Краснодарского края от 18 ноября 2002 года N 40 (70) (часть 1), стр. 53.
Закон Краснодарского края "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" был принят Законодательным Собранием Краснодарского края с соблюдением порядка принятия нормативных правовых актов Краснодарского края, установленного статьями 32, 34 Устава Краснодарского края, статьями 5, 7 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьями 16-18 Закона Краснодарского края от 28 июня 1995 года N 10-КЗ "О Законодательном Собрании Краснодарского края", в пределах полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации федеральным законодательством.
В указанный закон неоднократно вносились изменения, в частности, с 2012 года - Законами Краснодарского края от 02 марта 2012 года N 2449-КЗ, от 26 марта 2012 года N 2468-КЗ, от 04 июня 2012 года N 2506-КЗ, от 04 июня 2012 года N 2513-КЗ, от 19 июля 2012 года N 2550-КЗ, от 02 апреля 2013 года N 2683-КЗ, от 16 июля 2013 года N 2772-КЗ.
Последние изменения в Закон Краснодарского края были внесены Законом Краснодарского края от 16 июля 2013 года N 2772-КЗ, официально опубликованным на официальном сайте администрации Краснодарского края http://admkrai.krasnodar.ru 17 июля 2013 года.
Согласно положениям пунктов "в", "ж", "к" части 1 статьи 72, части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации, вопросы владения, пользования и распоряжения землей; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение; семейное, жилищное, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации
Положениями пункта 7 части 1 статьи 1 и пункта 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что земельное законодательство основывается на принципе платности использования земли, и предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.
В исключение из общего правила положениями статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Так, граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Приведенные нормы являются основанием для регулирования органами законодательной власти Краснодарского края в порядке конкретизации отношений по безвозмездной передаче земельных участков в собственность или в аренду указанной категории граждан, если такие земельные участки соответствуют предъявляемым требованиям по целевому назначению и правовому режиму разрешенного использования.
Таким образом, Закон Краснодарского края N 2550-КЗ принят Законодательным Собранием Краснодарского края в пределах полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации.
Рассматривая требования " Ф.И.О. "1 по существу заявленных требований о признании вышеуказанного нормативного правового акта Краснодарского края противоречащим Федеральному закону в части оспариваемых нормоположений, суд руководствуется следующим.
Согласно статье 36 Конституции Российской Федерации, граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Согласно пункту 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", вопросы социальной поддержки семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Земельного кодекса Российской Федерации, земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
Земельным кодексом Российской Федерации (часть 1 статьи 28) предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
В силу части 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 14.1 Закона Краснодарского края от 05 ноября 2002 года N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае", гражданин, претендующий на получение земельного участка, на момент подачи заявления в течение последних пяти лет должен быть зарегистрирован по месту жительства на территории муниципального района (городского округа, в том числе вошедшего в состав муниципального района в процессе преобразования) Краснодарского края, в границах которого испрашивается земельный участок.
Анализ указанных правовых норм позволяет суду сделать вывод о том, что поскольку условия предоставления земельных участков бесплатно, без торгов и предварительного согласования места размещения объекта предусмотрены законодательством не для всех граждан, а только для граждан, имеющих трех и более детей, они являются льготными, упрощенными и учитывающими специфическое положение указанной категории граждан.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713, Правила в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", жилищным, гражданским и другим законодательством Российской Федерации регулируют порядок регистрации и снятия граждан Российской Федерации (далее именуются - граждане) с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее именуется -регистрационный учет). В Правилах указано, что регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
В соответствии с пунктом 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение.
Согласно пункту 16 указанных Правил, гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить установленные Правилами документы.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 09 апреля 2002 года N 123-O, от 29 мая 2012 года N 960-O, установление наличия постоянной регистрации гражданина в качестве условия приобретения соответствующего права не нарушает конституционных прав граждан на свободу передвижения, предусмотренных статьями 17, 19, 27, 40 Конституции Российской Федерации.
Правовой режим ограничений права на выбор места жительства может вводиться только федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации). Так же и согласно части третьей статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах право на свободное передвижение и свобода выбора места жительства не могут быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других и совместимы с признаваемыми в Пакте иными правами.
Следовательно, общим требованием Конституции Российской Федерации и международно-правовых норм является положение о том, что ограничения права на свободный выбор места жительства могут быть установлены только законом.
Ограничения прав граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в процессе осуществления этих прав связаны с необходимостью поиска равновесия между общественными и частными интересами и зависят от ряда социально-экономических факторов.
Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", регулируя данную сферу общественных отношений, вводит институт регистрации в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Из этого следует, что уведомление гражданином Российской Федерации органов регистрационного учета о месте своего пребывания и жительства в соответствии с установленным законом порядком является не только его правом, но и обязанностью.
Законодатель в целях исключения злоупотребления правом может предусмотреть в нормативных правовых актах определенные организационно-учетные правила.
Введение условия о наличии у гражданина регистрации по месту жительства не может рассматриваться как не согласующееся с предписаниями статей 17, 19, 27 и 40 Конституции Российской Федерации.
Указанные правовые позиции отражены, в частности, в Определении Конституционного суда Российской Федерации от 09 апреля 2002 года N123-О, Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 04 апреля 1996 года N 9-П и от 02 февраля 1998 года N 4-П.
Применительно к " Ф.И.О. "1, имевшей регистрацию по месту жительства в г. Лабинске Краснодарского края, а с " дата обезличена " в г.Геленджике Краснодарского края, оспариваемые положения Закона Краснодарского края "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" не нарушают прав и свобод заявительницы, поскольку не ограничивают ее право, при наличии соблюдения других условий, предусмотренных статьями 14.1 и 14.2 указанного Закона, обратиться в установленном порядке в администрацию муниципального образования Лабинский район или в администрацию муниципального образования г. Геленджик за предоставлением земельного участка и реализовать свое право, предоставленное Земельным кодексом Российской Федерации.
Учитывая, что Закон Краснодарского края от 16 июля 2013 года N2772-КЗ принят Законодательным Собранием Краснодарского края с соблюдением порядка принятия нормативных правовых актов Краснодарского края, в пределах полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации федеральным законодательством, не противоречит Земельному кодексу Российской Федерации, Закону Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", другим федеральным законам или нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также то, что " Ф.И.О. "1 могла реализовать предусмотренное оспариваемой нормой Закона Краснодарского края право на получение земельного участка, подав соответствующее заявление в администрацию муниципального образования Лабинский район (в период её регистрации в г. Лабинск), имеет возможность в настоящее время реализовать вышеуказанное право, с учетом положений абзаца первого части 2 статьи 14.1 (в редакции Закона Краснодарского края от 16.07.2013 года N 2772-КЗ), суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований " Ф.И.О. "1
На основании изложенного, руководствуясь статьями 26, 194 - 199, 245 - 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении требований заявления " Ф.И.О. "1 о признании частично недействующим Закона Краснодарского края "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" от 05 ноября 2002 года N 532-КЗ в части признания противоречащими федеральному закону ст.ст. 14.1, 14.2 Закона Краснодарского края "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском края" в той части, в которой указанные нормы не предполагают права у гражданина, имеющего трех и более детей и имеющего место жительства на территории муниципального района, факт проживания которого на указанной территории в течение пяти лет подтвержден в судебном порядке, но отсутствуем регистрация по месту жительства в течение пяти лет, на предоставление земельного участка на данной территории из установленного ч. 1 ст. 14.1 Перечня земельных участков, предназначенных для предоставления в аренду.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 02 августа 2013 года.
Судья Краснодарского краевого суда А.В. Леганов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.