Красноярский краевой суд в составе:
председательствующего - судьи Михайлинского О.Н.,
при секретаре: Бухаровой Е.Н., с участием:
прокурора - Назаркина В.П.,
представителя заявителя - Ильина А.С,
представителя Правительства Красноярского края - Захаровой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Млечкова Р.Р. о признании недействующими отдельных положений долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Красноярском крае" на 2012-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 13 октября 2011 года N 596-п,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Правительства Красноярского края от 13 октября 2011 г. N 596-п утверждена долгосрочная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей в Красноярском крае" на 2012-2015 годы (далее также - Программа).
Данное Постановление опубликовано в печатном издании "Наш Красноярский край", N 106 от 23 ноября 2011 г., и в соответствии с пунктом 3 Постановления вступило в силу с 1 января 2012 г.
Постановлениями Правительства Красноярского края от 17 июля 2012 г. N 351-п, от 5 октября 2012 г. N 520-п и от 26 февраля 2013 г. N 49-п (опубликованы в печатном издании "Наш Красноярский край" соответственно N 77 от 25 июля 2012 г., N 108 от 24 октября 2012 г., N 16 от 6 марта 2013 г.) внесены изменения Программу.
Обоснование программы дано в разделе 2 Программы.
Целью программы является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. Задачи программы: предоставление молодым семьям - участникам программы социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома; создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, финансовых средств кредитных организаций и других организаций, предоставляющих кредиты и займы, в том числе ипотечные жилищные кредиты, для приобретения жилья или строительства индивидуального жилого дома (подраздел 2.2 Программы).
Механизм реализации программы предполагает оказание государственной поддержки молодым семьям - участникам программы, нуждающимся в жилых помещениях, путем предоставления им социальных выплат (подпункт 1 пункта 2.3.1 подраздела 2.3 раздела 2 Программы).
Подпункт 4 пункта 2.3.1 подраздела 2.3 раздела 2 Программы предусматривает цели использования социальной выплаты и в соответствии с абзацем седьмым указанного подпункта социальная выплата может быть использована на погашение основной суммы долга и уплату процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам, предоставленным для приобретения жилья или строительства индивидуального жилого дома, полученным до 1 января 2011 года, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.
Для участия в программе в целях использования социальной выплаты в соответствии с абзацем седьмым подпункта 4 пункта 2.3.1 подраздела 2.3 раздела 2 программы молодая семья до 1 июля года, предшествующего планируемому; подает в орган местного самоуправления по месту жительства ряд документов, в частности, кредитный договор (договор займа), заключенный в период с 1 января 2006 года по 31 декабря 2010 года включительно (подпункт "г" подпункта 2 пункта 2.3.2 подраздела 2.3 раздела 2 Программы).
Абзац второй подпункта 9 пункта 2.3.2 подраздела 2.3 раздела 2 Программы предусматривает, что если в месте жительства или составе молодой семьи произошли изменения, она представляет документы, подтверждающие произошедшие изменения (паспорт, свидетельство о браке, свидетельство о расторжении брака, свидетельство о рождении, свидетельство о смерти). Утрата молодой семьей нуждаемости в жилых помещениях, за исключением случая приобретения (строительства) жилого помещения с использованием средств, предоставленных по ипотечному кредитному договору (договору займа), заключенному в период с 1 января 2006 года по 31 декабря 2010 года (включительно), подпадает под случай, предусмотренный подпунктом "д" подпункта 16 настоящего пункта для снятия органом местного самоуправления молодой семьи с учета (исключения из списка молодых семей - участников программы).
Пункт 2.3.6 подраздела 2.3 раздела 2 Программы устанавливает правила выдачи и реализации свидетельств на получение социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома
Для получения свидетельства молодая семья - претендент на получение социальной выплаты в текущем году в течение 1 месяца после получения уведомления о необходимости представления документов для получения свидетельства в целях использования социальной выплаты в соответствии с абзацем седьмым подпункта 4 пункта 2.3.1 подраздела 2.3 раздела 2 программы направляет в орган местного самоуправления по месту жительства заявление о выдаче свидетельства (в произвольной форме) и ряд документов, в том числе, кредитный договор (договор займа), заключенный в период с 1 января 2006 года по 31 декабря 2010 года включительно (подпункт "в" подпункта 4 пункта 2.3.6 подраздела 2.3 раздела 2 Программы).
Млечков P.P. обратился в Красноярский краевой суд с заявлением о признании недействующими отдельных положений долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Красноярском крае" на 2012-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 13 октября 2011 года N 596-п, а именно: абзаца седьмого подпункта 4 пункта 2.3.1 подраздела 2.3 раздела 2 в части слов "полученным до 1 января 2011 года", подпункта "г" подпункта 2 пункта 2.3.2 подраздела 2.3 раздела 2 в части слов "заключенный в период с 1 января 2006 года по 31 декабря 2010 года включительно", абзаца второго подпункта 9 пункта 2.3.2 подраздела 2.3 раздела 2 в части слов "заключенному в период с 1 января 2006 года по 31 декабря 2010 года (включительно)", подпункта "в" подпункта 4 пункта 2.3.6 подраздела 2.3 раздела 2 в части слов "заключенный в период с 1 января 2006 года по 31 декабря 2010 года включительно",
Требования мотивированы тем, что заявителю и его супруге предоставлен жилищный ипотечный кредит по кредитному договору, заключенному 12 января 2011 г. Оспариваемые положения нормативного правового акта, устанавливающие право участвовать в Программе и получить социальную выплату на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам только в случае заключения кредитного договора в период 2006-2010 гг., противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не отвечают требованиям разумности и справедливости, нарушают права и законные интересы молодой семьи заявителя, желающей участвовать в Программе (л.д. 54-55).
Заявитель Млечков P.P. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом и заблаговременно - 6 марта 2013 г. (л.д. 173-174), суд о причинах своей неявки не известил, доказательства уважительности этих причин не представил.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает рассмотреть дело в отсутствие заявителя Млечков P.P.
В судебном заседании представитель заявителя Ильин А.С, действующий по доверенности от 3 декабря 2012 г. (л.д. 6) заявленные требования поддержал по вышеприведенным основаниям, изложенным в заявлении.
В судебном заседании представитель Правительства Красноярского края Захаровой Т.Н., действующая по доверенности от 4 мая 2012 г. (л.д. 169), возражала против удовлетворения заявления, пояснила, что оспариваемые заявителем нормы Программы не противоречат действующему федеральному законодательству, поэтому требования Млечкова P.P. полагала необоснованными.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Красноярского края Назаркина В.П., полагавшего заявленные требования не подлежащими удовлетворению, суд находит, что в удовлетворении заявления Млечкова P.P. надлежит отказать по следующим основаниям.
Гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части (часть 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу пункта "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в Совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится жилищное законодательство.
Часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации предусматривает, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты, принятые субъектами Российской Федерации, не должны противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Как следует из пункта 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти обеспечивают условия для осуществления; гражданами права на жилище, в частности, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования. Сроки реализации долгосрочных целевых программ определяются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке (пункт 1 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации).В соответствии с пунктом 4 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации долгосрочной целевой программой, реализуемой за счет средств федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации), может быть предусмотрено предоставление субсидий бюджету субъекта Российской Федерации (местному бюджету) на реализацию аналогичных долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (местных бюджетов).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы, в которую входит подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" (далее также - Подпрограмма).
Целью Подпрограммы является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Основными источниками финансирования Подпрограммы являются, в том числе, средства федерального бюджета, предоставляемые в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий подпрограммы; средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Механизм реализации подпрограммы предполагает указание государственной поддержки молодым семьям -участникам подпрограммы в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат.
Предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья осуществляется в соответствии с Правилами, приведенными в приложении N 4 к Подпрограмме.
Пункты 2 и 3 Правил (приложение N 4 к Подпрограмме) предусматривают, что субсидии предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации, отобранным для участия в подпрограмме в планируемом году на основе конкурсного отбора. Условием участия в конкурсном отборе субъекта Российской Федерации является, в частности, наличие региональной программы обеспечения жильем молодых семей, предусматривающей предоставление социальных выплат молодым семьям в соответствии c условиями подпрограммы.
Подпункт 12 пункта 2.3.2 и подпункт 1 пункта 2.3.4 подраздела 2.3 раздела 2 Программы устанавливают, что на основании сводного списка молодых семей - участников программы с учетом средств, которые планируется выделить на предоставление социальных выплат из бюджета края и местных бюджетов на соответствующий год, формируется заявку на выделение из федерального бюджета средств для софинансирования программы. Социальная выплата, предоставляемая участнику программы, формируется на условиях софинансирования за счет средств федерального, краевого и местного бюджетов.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2012 г. N 582-р утверждено распределение в 2012 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, из которого видно, что получателем субсидии является, в том числе, Красноярский край.
Таким образом, реализация подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы осуществляется на условиях софинансирования.
Высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации не предоставлено право использовать субсидии из федерального бюджета, предоставленные на условиях софинансирования, для осуществления молодым семьям социальных выплат на цели, не предусмотренные подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
Поэтому использование средств федерального бюджета для осуществления социальных выплат участникам долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Красноярском крае" на 2012-2015 годы; является правомерным только при условии соответствия положений данной Программы правилам, установленным на федеральном уровне.
Приложением N 3 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее также - Правила).
В соответствии с подпунктом "е" пункта 2 Правил социальные выплаты используются, в частности, для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 1 января 2011 г., за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.
Согласно подпункту "д" пункта 15(1) Правил для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктом "е" пункта 2 настоящих Правил молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства ряд документов, в том числе, копию кредитного договора (договора займа), заключенного в период с 1 января 2006 г. по 31 декабря 2010 г. включительно.
Пункт 27 Правил предусматривает, что для получения свидетельства молодая семья - претендент на получение социальной выплаты в соответствующем году в течение 1 месяца после получения уведомления о необходимости: представления документов для получения свидетельства направляет в орган местного самоуправления по месту своего постоянного жительства заявление о выдаче свидетельства (в произвольной форме) и следующие документы: в случае использования социальных выплат в соответствии с подпунктом "е" пункта 2 настоящих Правил - документы, предусмотренные подпунктами "б"-"д" и "ж" пункта 15(1) настоящих Правил.
Следовательно, оспариваемые заявителем положения долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Красноярском крае" на 2012-2015 годы, устанавливающие одной из целей использования социальной выплаты погашение основной суммы долга и уплату процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам, предоставленным для приобретения жилья или строительства индивидуального жилого дома, полученным до 1 января 2011 г., включающие в перечень документов, подлежащих представлению молодой семьей для участия в Программе и получения свидетельства, кредитный договор (договор займа), заключенный в период с 1 января 2006 г. по 31 декабря 2010 г. включительно, а также предусматривающие, что молодая семья, приобретшая жилое помещение с использованием средств, предоставленных по такому кредитному договору (договору займа), не подлежит снятию с учета (исключению из списка молодых семей -участников программы) не противоречат Правилам предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
Суд не находит правовых оснований согласиться с доводами заявителя, мотивированными ссылками на положения долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2009-2011 годы, утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 19 декабря 2008 г; N 247-п.
Постановление Правительства Красноярского края от 19 декабря 2008 г. N 247-п не может быть признано нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, по отношению к оспариваемым положениям долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Красноярском I крае" на 2012-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 13 октября 2011 г. N 596-п.
Кроме того, срок реализации долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2009-2011 годы, утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 19 декабря 2008 г. N 247-п, истек 31 декабря 2011 г., то есть заявитель ссылается на нормативный правовой акт, утративший силу в связи с ограничением его действия временными рамками, указанными в самом акте, а также формально не отмененный, но фактически не действующий в силу издания более позднего акта.
При таких обстоятельствах, суд, в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, признав, что оспариваемые заявителем положения долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Красноярском крае" на 2012-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 13 октября 2011 года N 596-п, не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194, 198, 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Млечкова Р.Р. о признании недействующими абзаца седьмого подпункта 4 пункта 2.3.1 подраздела 2.3 раздела 2 в части слов "полученным до 1 января 2011 года", подпункта "г" подпункта 2 пункта 2.3.2 подраздела 2.3 раздела 2 в части слов "заключенный в период с 1 января 2006 года по 31 декабря 2010 года включительно", абзаца второго подпункта 9 пункта 2.3.2 подраздела 2.3 раздела 2 в части слов "заключенному в период с 1 января 2006 года по 31 декабря 2010 года (включительно)", подпункта "в" подпункта 4 пункта 2.3.6 подраздела 2.3 раздела 2 в части слов "заключенный в период с 1 января 2006 года по 31 декабря 2010 года включительно" долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Красноярском крае" на 2012-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 13 октября 2011 года N 596-п - отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации путем подачи апелляционной жалобы, принесения апелляционного представления через Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий О.Н. Михайлинский
Решение вступило в законную силу 03 мая 2013 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.