Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего - Михайлинского О.Н.,
судей - Лазовского С.И., Данцевой Т.Н.,
при секретаре - Асеевой П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Данцевой Т.Н.
гражданское дело по заявлению Климовой Н.Н. о признании незаконными действий ФГБУ "Федеральная кадастровая палата по Красноярскому краю", возложении обязанности снять объект с государственного учета
по апелляционной жалобе представителя ФГБУ "Федеральная кадастровая палата по Красноярскому краю"- Козупица С.А.
на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 31 июля 2013 года, которым постановлено:
"Признать незаконным решение ФГБУ "Федеральная кадастровая палата по Красноярскому краю" от 21 декабря 2012 года об отказе в снятии объекта недвижимости по адресу: "адрес", с кадастровым номером N
Обязать ФГБУ "Федеральная кадастровая палата по "адрес"" снять с государственного учета объект недвижимости по адресу: "адрес", с кадастровым номером N".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Климова Н.Н. обратилась в суд с заявлением о признании незаконными действий ФГБУ "Федеральная кадастровая палата по Красноярскому краю" по отказу в снятии с государственного учета объекта недвижимости с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес"; возложении обязанности снять данный объект с учета.
В обоснование своих требований сослалась на то. что на основании договоров купли-продажи от 9 сентября 2010 года и от 1 февраля 2011 года приобрела в собственность два земельных участка с кадастровыми номерами N на которых находился спорный двухквартирный жилой дом. В соответствии с информацией, полученной из регистрирующих органов, чьи-либо права на данный объект недвижимости не зарегистрированы, на техническом учете здание не состоит. Указанный дом, после возведения ею на земельном участке одноэтажного жилого дома, был снесен. Вновь построенному зданию на основании постановления главы Пировского сельсовета от 7 июня 2012 года N 31 присвоен адрес: "адрес". Кадастровым инженером 5 декабря 2012 года составлен акт обследования здания и акт о прекращении существования объекта капитального строительства с кадастровым номером N а 18 декабря 2012 года получен и технический паспорт на вновь возведенное здание с целью постановки на государственный кадастровый учет. Однако в осуществлении регистрационных действий, по ее мнению, необоснованно было отказано (решение от 21 декабря 2012 года) ввиду наличия в едином государственном реестре объектов иного дома с тем же адресом, с кадастровым номером N
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В своей апелляционной жалобе представитель ФГБУ "Федеральная кадастровая палатА по Красноярскому краю" Козупица С.А. ставит вопрос об отмене состоявшегося судебного акта, как принятого с нарушением норм материального и процессуального права.
Участники процесса, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела судом апелляционной инстанции (уведомления о вручении заказной корреспонденции на л.д. 189-190), не явились, причины неявки не сообщили. С учетом положений ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулирует Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости" от 24 тюля 2007 года N 221-ФЗ.
Согласно ч. 3 ст. 1 данного Закона государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Перечень документов, необходимых для кадастрового учета, приведен в ст. 22 Закона.
В то же время в силу ч.Ч. 1, 2.1 ст. 43 указанного нормативного правового акта закреплено, что до 1 января 2013 года устанавливается переходный период применения настоящего Федерального закона к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. В обозначенный период государственный учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства осуществляется в порядке, установленном на день вступления в силу настоящего Федерального закона нормативными правовыми актами в сфере соответственно осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и государственного технического учета жилищного фонда.
На основании ч. 2.2 ст. 43 Закона разработан Порядок осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период применения Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее - Порядок учета), утвержденный Приказом Министерства экономического развития РФ от 14 октября 2011 года N 577 (в редакции от 29 августа 2012 года).
Порядком устанавливались правила осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период, в том числе: основания и сроки осуществления такого учета; порядок представления документов для осуществления такого учета; состав необходимых для осуществления такого учета документов; основания для приостановления осуществления такого учета и отказа в его осуществлении; порядок включения в государственный кадастр недвижимости сведений о зданиях, сооружениях, помещениях, об объектах незавершенного строительства, государственный учет которых осуществлен в переходный период, с учетом предусмотренного ст. 7 Закона о кадастре состава сведений и содержащих эти сведения документов.
В соответствии с п. 21 Порядка к заявлению в орган кадастрового учета должны быть приобщены следующие документы: 1) технический план объекта учета (при постановке на учет, учете изменений, за исключением государственного учета в связи с изменением указанных в пп. 6, 8 - 11, 13, 16 п. 14 Порядка сведений); 2) акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта учета (при снятии с учета такого объекта учета); 3) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя); 4) копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект учета (при постановке на учет образуемого объекта учета, при учете изменений объекта учета или снятии с учета объекта учета и отсутствии сведений о зарегистрированном праве данного заявителя на такой объект учета в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним); 5) копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом изменение назначения здания, помещения или сооружения, наименования сооружения (при государственном учете в связи с изменением указанных в пп. 10, 11, 13, 16 п. 14 Порядка сведений о таком здании, помещении или сооружении); 6) копия документа, подтверждающего в соответствии с законодательством присвоение (изменение) адреса объекту учета (при государственном учете в связи с изменением адреса объекта учета).
При этом в силу п. 20 Порядка с заявлениями о снятии с учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства вправе обратиться собственники таких объектов учета, с заявлениями о снятии с учета зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства - также собственники земельных участков, на которых были расположены такие объекты учета. С заявлениями о снятии с учета помещений вправе обратиться также собственники земельных участков, на которых были расположены соответствующие здания или сооружения, прекратившие существование.
Несоответствие документов по форме или содержанию требованиям действующего законодательства является основанием для отказа в осуществлении кадастрового учета (ст. 70 Порядка).
Как усматривается из материалов дела, Климова Н.Н., приобретшая в собственность два земельных участка с кадастровыми номерами N, расположенных по адресу: "адрес", и построившая на данном наделе жилой дом, обратилась в кадастровый орган с заявлением о снятии с кадастрового учета ранее находившегося на указанных участках дома. К заявлению ею были приобщены, в том числе правоустанавливающие документы на земельные наделы, постановление Пировского сельсовета от 7 июня 2012 года N 31 о присвоении адреса возведенному заявительницей зданию, подготовленные кадастровым инженером акты обследования здания и о прекращении существования объекта капитального строительства с кадастровым номером N (двухквартирного дома по. "адрес" в "адрес").
Поскольку согласно сведениям, предоставленным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Лесосибирским отделением ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ", права на объекты недвижимого имущества - две квартиры в доме, ранее находившегося на обозначенных земельных участках - за кем-либо не зарегистрированы, на техническим учете спорное имущество не стоит, требование кадастрового органа о возложении на Климову Н.Н. обязанности предоставить правоустанавливающие документы на указанный дом обоснованно признано судом неправомерным. Это обусловлено и тем, что в данном случае она выступала не в качестве владельца объекта, о снятии которого с учета ставится вопрос, а в соответствии с п. 20 Порядка как собственник земельного участка, на котором таковой располагался до прекращения существования. В связи с этим доводы в апелляционной жалобе об обратном являются несостоятельными.
Ссылка кадастрового органа в жалобе на то, что вследствие отсутствия требуемых документов не представляется возможным осуществить привязку здания к местности (действительно ли оно находилось на принадлежащих заявительнице земельных участках), также подлежит отклонению. Согласно свидетельствам о государственной регистрации права собственности Климовой Н.Н. на земельные участки (л.д. 10-11), их местоположение установлено относительно ориентира - жилого дома по "адрес" в "адрес", расположенного в границах участков.
При таком положении суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у ФГБУ "Федеральная кадастровая палата по Красноярскому краю" не имелось предусмотренных ст. 70 Порядка оснований для отказа заявительнице в снятии с учета обозначенного объекта недвижимости. В связи с этим оспариваемое решение от 21 декабря 2012 года правомерно признано незаконным с возложением на названное учреждение обязанности осуществить требуемые действия.
Решение суда принято на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, а потому является законным и обоснованным, а жалоба - не содержащей доводов, опровергающих выводы суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Красноярска от 31 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФГБУ "Федеральная кадастровая палата по Красноярскому краю",- Козупица С.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.