Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего - Зинченко И.Н.,
судей - Маркатюк Г.В., Данцевой Т.Н.,
при секретаре - Шамбер Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Данцевой Т.Н.
гражданское дело по иску прокурора Туруханского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Туруханского сельсовета в части организации специализированной службы по похоронному делу и определения стоимости гарантированных услуг по погребению, возложении обязанности
по апелляционному представлению и.о. прокурора Туруханского района - Беликова А.С.
на решение Туруханского районного суда Красноярского края от 31 июля 2013 года, которым постановлено:
"В удовлетворении требований прокурора Туруханского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании бездействия администрации Туруханского сельсовета в части похоронного дела и понуждении организовать специализированную службу по похоронному делу и определении стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению - отказать".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Туруханского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Туруханского сельсовета, выразившегося в неорганизации специализированной службы по похоронному делу и в неопределении стоимости гарантированных услуг по погребению; возложении обязанности по выполнению необходимых мероприятий.
В обоснование своих требований сослался на то, что сотрудниками прокуратуры проведена проверка на предмет соблюдения указанным органом местного самоуправления законодательства о погребении и похоронном деле. В ходе таковой выявлено нарушение положений Федерального закона "О погребении и похоронном деле" от 12 января 1996 года N 8-ФЗ, а именно, не создана специализированная служба по похоронному делу и не определена стоимость гарантированных услуг, вследствие чего нарушаются права граждан.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционном представлении и.о. прокурор Туруханского района - Беликов А.С. просит данный судебный акт отменить как незаконный и необоснованный, указывая на те же доводы, что и в изначально поданном заявлении.
Представитель администрации Туруханского сельсовета, надлежащим образом извещенный о времени месте слушания дела судом апелляционной инстанции (расписка на л.д. 147), не явился, причины неявки не сообщил. С учетом положений ст.167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения прокурора Дозорцевой Е.Г., поддержавшей доводы апелляционного представления, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены принятого судом решения.
Как установлено в ходе судебного заседания, сотрудниками прокуратуры Туруханского района проведена проверка в отношении администрации Туруханского сельсовета на предмет соблюдения законодательства о погребении и похоронном деле. По итогам выполнения указанного мероприятия выявлено, что на территории названного административно-территориального образования отсутствует специализированная организация по похоронному делу. Данное обстоятельство явилось основанием для предъявления прокурором иска в суд.
Исходя из принципов самостоятельности органов местного самоуправления и разделения властей, закрепленного в статьях 10 и 12 Конституции РФ, суд не вправе разрешать вопросы, относящиеся к исключительной компетенции соответствующего органа местного самоуправления.
В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения, городского округа, муниципального района относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
То есть органам местного самоуправления предоставлено право принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В частности, обозначенные органы обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений для решения вопросов местного значения, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формированию и размещению муниципального заказа (п. 3 ч 1, ст. 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").Согласно ч. 2 ст. 25, ст. 29 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Отказывая в удовлетворении предъявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что положения приведенных норм права не носят императивный характер. Из смысла упомянутых законов следует, что органы местного самоуправления вправе самостоятельно принимать решения по вопросам создания специализированных служб похоронного дела в пределах предоставленных им полномочий, в том числе определяя лиц, к ведению которых будут относиться выполнение подобных обязанностей.
Как усматривается из представленных материалов, администрацией Туруханского сельсовета аспекты организации ритуальных услуг и содержания мест захоронений разрешаются посредством заключения гражданско-правовых договоров и размещения муниципальных контрактов. В частности, ежеквартально данным органом местного самоуправления оформляются соглашения о возмездном оказании услуг с лицами, которые принимают на себя обязательства производить отвод земельных участков под захоронение, оформлять документацию при захоронении безродных граждан, вести учет (регистрацию) умерших, выполнять иные поручения администрации. Приобретенный ответчиком автомобиль ГАЗЕЛЬ передан в аренду ОАО "Горизонт" в целях оказания последим ритуальных услуг. Содержание муниципальных кладбищ, находящихся на территории Туруханского сельсовета, осуществляет на основании муниципальных контрактов ООО УК "СЕВЕРСЕРВИС". Согласно положениям долгосрочной целевой программы "Благоустройство территории муниципального образования Туруханский сельсовет на 2013-2015 года, утвержденной постановлением администрации Туруханского сельсовета от 24 октября 2012 года N 92, предусмотрено направление ассигнований на ремонт ограждений муниципальных кладбищ, установку ограждений мест захоронений и т.д. Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела договорами, которым судом дана надлежащая оценка с точки зрения их относимости, допустимости и достоверности.
Прокурор же, предъявляя требования о возложении на администрацию Туруханского сельсовета обязанности создать специализированную службу по похоронному делу, фактически вторгся в сферу действия органа местного самоуправления, имеющего право самостоятельно определить на какой орган, организацию или лицо возложить обязанность по разрешению подобных задач. Вследствие этого игнорируется позиция органа местного самоуправления относительно наиболее оптимального варианта распределения функциональных обязанностей, что недопустимо. Таким образом, судебная коллегия полагает, что заявителем избран неверный способ защиты.
Предельная же стоимость гарантированного перечня услуг по погребению определена как постановлением администрации Туруханского района от 21 октября 2010 года N 67-п, действующего на всей территории муниципального образования Туруханский район, так и постановлением администрации Туруханского сельсовета, находившегося на момент разрешения настоящего спора на рассмотрении представительного органа и утвержденного решением Туруханского сельского Совета депутатов от 23 августа 2013 года N 29-153.
При таком положении верным является вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для возложения на администрацию Туруханского сельсовета требуемых обязанностей. Вместе с тем прокурор в рамках реализации своих дискреционных полномочий не лишен возможности предъявления к органу местного самоуправления иных требований относительно выполнения мероприятий по организации предоставления гарантированных ритуальных услуг (услуг по погребению).
При рассмотрении дела нарушений норм материального и процессуального права не допущено, выводы суда обстоятельно мотивированы, сделаны по результатам оценки представленных сторонами доказательств и установления юридически значимых обстоятельств, на которые ссылается и прокурор в своем апелляционном представлении. Иных доводов, ставящих под сомнение правильность состоявшегося судебного акта, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Туруханского районного суда Красноярского края от 31 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционное представление и.о. прокурора Туруханского района - Беликова А.С. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.