судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Полынцева С.Н.,
судей Зинченко И.Н., Пашковского Д.И.,
при секретаре Привалихине Д.В.,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Полынцева С.Н.,
дело по иску Норильского транспортного прокурора к Открытому акционерному обществу "ГМК "Норильский никель" в защиту неопределенного круга лиц,
по апелляционной жалобе ОАО "ГМК "Норильский никель",
на решение Норильского городского суда Красноярского края от 25 июля 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования Норильского транспортного прокурора удовлетворить.
Обязать ОАО "ГМК "норильский никель": нанести дневную маркировку труб N1 и N2 Надеждинского металлургического завода им. Б.И.Колесникова ЗФ ОАО "ГМК "Норильский никель" в соответствии с требованиями п.3.3.14 РЭГА РФ-94, с шириной полос дневной маркировки составляющих 1/9 высоты объекта, но не более 30 м, с окраской крайних полос в темный цвет - красный (оранжевый); окрасить верхнюю часть дымовой трубы N1 в темный цвет в соответствии с требованиями п.3.3.14 РЭГА РФ-94, в срок до 1 ноября 2013 года.
Взыскать с ОАО "ГМК "Норильский никель" в доход муниципального бюджета государственную пошлину 4000 рублей".
Выслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Норильский транспортный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц, указывая на то, что в ходе прокурорской проверки деятельности ОАО "ГМК "Норильский никель" по исполнению законодательства, направленного на обеспечение безопасности полетов был выявлен ряд нарушений.
Требования мотивировал тем, что на территории Надеждинского металлургического завода им. Б.И.Колесникова, расположено 2 дымовые трубы, высотой по 250,5 м. каждая. В соответствии с проектной документацией обе трубы окрашены в 5 полос красного и белого цвета, 4 из них шириной 40-50 м. Ширина полосы.у основания трубы 70,5 м, что не соответствует требованиям п.3.3.14 РЭГА РФ-94. Согласно положениям указанного документа дымовые трубы должны быть окрашены в 9 полос шириной 27,7 м, но не более 30 м, причем крайние полосы должны быть окрашены темным цветом, то есть красным (оранжевым). Визуальным осмотром определить цвета маркировки труб невозможно, что не соответствует требованиям п.3.3.11 РЭГА РФ -94. Также установлено, что верхняя часть дымовой трубы N1 Надеждинского металлургического завода им. Б.И.Колесникова (плавильный цех N2), оборудована титановой накладкой светлого цвета, которая вопреки требованиям нормативных документов, не окрашена.
Несоответствия дневной маркировки дымовых труб может стать причиной авиационных события и инцидентов, может повлечь нарушение прав авиапассажиров, членов экипажей воздушных судов, а также иных граждан.
Судом постановлено вышеуказанное решение об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе ОАО "ГМК "Норильский никель" просит решение отменить, считая его незаконным и необоснованным в связи с неправильным применением норм материального права, неправильным определением обстоятельств, имеющие значение для разрешения дела, несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, недоказанностью установленных судом обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ОАО "ГМК "Норильский никель" Винникова Д.И., прокурора Назаркина В.П., считает, что судебное решение подлежит отмене по следующим основаниям.
Пункт 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ предусматривает в качестве основания для отмены судебного решения в апелляционном порядке, неправильное применение норм материального права.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции ошибочно полагал, что в данном случае подлежит применению, утверждённое Приказом директора Департамента воздушного транспорта от 19.09.1994 года NДВ-98, Руководство по эксплуатации аэродромов Российской Федерации (РЭГА РФ-94).
Как обоснованно указывает в апелляционной жалобе представитель ОАО "ГМК "Норильский никель", РЭГА РФ-94 не прошло государственную регистрацию и не было опубликовано в установленном порядке. Такой порядок был предусмотрен ранее Указом Президента РФ от 21.01.1993 года N104 "О нормативных актах центральных органов государственного управления Российской Федерации", а в настоящее время Указом Президента РФ от 23.05.1996 года N763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти". Таким образом, РЭГА РФ-94 не имеет силу нормативного правового акта.
В решении суд первой инстанции, ссылаясь на положения РЭГА РФ-94, указал, что аналогичные положения содержатся в "Федеральных авиационных правилах", утверждённых Приказом Федеральной аэронавигационной службы от 28.11.2007 года N119.
Этот вывод суда неверен, поскольку не следует из норм, содержащихся в Федеральных авиационных правилах.
Регулируя размещение дневной маркировки на объектах Федеральные авиационные правила в частности предусматривают, что дневная маркировка наносится на все объекты, расположенные в пределах от границы спланированной части до границы летной полосы, а также на препятствия в виде зданий и сооружений, выступающие за установленные переходные поверхности, внутреннюю горизонтальную поверхность, поверхность взлета и захода на посадку в пределах 4000 м от нижних границ (пункт 2.1).
В пункте 3.1 Федеральных авиационных правил закреплено, что объекты в виде зданий и сооружений, линий связи и линий электропередач, радиотехнических и других искусственных сооружений, выступающих за внутреннюю горизонтальную, коническую или переходную поверхность, поверхность взлета или поверхность захода на посадку в пределах 6000 м от их внутренних границ, должны иметь световое ограждение.
Как следует из представленных ОАО "ГМК "Норильский никель" Перечня препятствий аэродрома Норильск (Алыкель) (л.д. 135-138) и плана внешней горизонтальной поверхности этого аэродрома (л.д.139) трубы, расположенные на территории Надеждинского металлургического завода им. Б.И.Колесникова, находятся за пределами поверхностей ограничений препятствий, на которые указано в пунктах 2.1 и 3.1 Федеральных авиационных правилах.
О том, что порядок размещения дневной маркировки, предусмотренный Федеральными авиационными правилами не должен применяться в отношении дымовых труб Надеждинского металлургического завода им. Б.И.Колесникова, сообщается также в письме Генерального директора ООО "Аэропорт "Норильск" в адрес ОАО "ГМК "Норильский никель" от 09.10.2013 года (л.д. 134).
Таким образом, у суда не имелось оснований для возложения на ОАО "ГМК "Норильский никель" обязанности нанесения дневной маркировки на трубы Надеждинского металлургического завода им. Б.И.Колесникова, в соответствии с требованиями РЭГА РФ-94.
Решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворения требования прокурора.
Руководствуясь статьёй 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Норильского городского суда Красноярского края от 25 июля 2013 года отменить.
Прокурору в удовлетворении требования к ОАО "ГМК "Норильский никель" о возложении обязанности нанесения дневной маркировки на трубы Надеждинского металлургического завода им. Б.И.Колесникова, в соответствии с требованиями Руководства по эксплуатации аэродромов Российской Федерации РЭГА РФ-94 отказать.
Председательствующий судья Полынцев С.Н.
Судьи Зинченко И.Н.
Пашковский Д.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.