Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Провалинской Т.Б.,
судей Крятова А.Н., Славской Л.А.,
с участием прокурора Гайдук О.В.,
при секретаре ФИО4
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Большеулуйского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Новоеловского сельсовета о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по оборудованию площадок для сбора мусора
по апелляционной жалобе администрации Новоеловского сельсовета
на решение Большеулуйского районного суда Красноярского края от 16 августа 2013 года, которым постановлено:
"Иск прокурора Большеулуйского района удовлетворить.
Признать бездействия администрации Новоеловского сельсовета Большеулуйского района Красноярского края по неисполнению обязанности по выделению и оборудованию площадок для сбора мусора незаконным.
Администрации Новоеловского сельсовета Большеулуйского района Красноярского края выделить и оборудовать площадки для размещения мусоросборников в населенных пунктах Новоеловского сельсовета в соответствии с требованиями Санитарных правил по содержанию территорий населенных мест СанПиН 42-128-4690-88, утвержденных Главным государственным врачом 5.08.1988 N 4690-88, в срок по 31 декабря 2014 года".
Заслушав доклад судьи Славской Л.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Большеулуйского района в интересах неопределенного круга лиц обратился к администрации Новоеловского сельсовета с требованием о признании бездействия в части выделения и оборудования площадок для сбора мусора незаконным и возложении обязанности выделить и оборудовать площадки под мусоросборники для сбора отходов в населенных пунктах муниципального образования в соответствии с требованиями санитарных правил по содержанию территорий населенных мест, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 5.08.1988 N 4690-88.
В обоснование указал, что на улицах населенных пунктов, расположенных на территории Новоеловского сельсовета, размещение контейнеров для сбора мусора и бытовых отходов произведено с нарушением требований СанПиН 42-128-4690-88, утвержденных 5.08.1988 N 4690-88, а именно: часть контейнеров установлена на земле без оборудованных площадок; часть контейнеров расположена в недопустимой близости к другим объектам, не ограждена, отсутствует твердое водонепроницаемое покрытие, удобный подъезд к ним для транспорта; общее количество мусорных контейнеров не соответствует количеству населения. Указанные нарушения ущемляют права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья.
Судом постановлены вышеприведенные решения.
В апелляционной жалобе администрация Новоеловского сельсовета просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, ссылаясь на то, что в рамках отведенных полномочий и финансовой обеспеченности ею выполнены все возможные действия по организации сбора и вывоза бытовых отходов. Доказательств несвоевременной очистки территории сельсовета от отходов, захламления территории населенного пункта, не представлено.
В письменных возражениях прокурор Большеулуйского района, указывая на необоснованность доводов жалобы, просит решение суда оставить без изменения.
В судебное заседание не явился надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела ответчик, который о причинах неявки не сообщил, об отложении разбирательства дела не просил, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным на основании ст.167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Проверив материалы дела, решение суда согласно ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав прокурора Гайдук О.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда.
Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции обоснованно исходил из приведенных в решении положений Федеральных законов "Об охране окружающей среды", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "Об отходах производства и потребления" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", в соответствии с которыми вопросы охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения в границах поселения, в том числе организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, относятся к ведению органов местного самоуправления этого поселения.
Санитарные правила содержания территории населенных мест СанПиН 42-128-4690-88, в частности п. 2.2.3, предусматривает, что площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.
Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями.
В исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача).
В силу п. 8.2.5 санитарных правил СанПиН 2.1.2.2645-10 для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
Решением Новоеловского сельского Совета депутатов от 21.10.2011 года N 44 утвержден Порядок организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Новоеловского сельсовета, в соответствии с которым территория Новоеловского сельсовета подлежит регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими и санитарными требованиями (п.2.1); организация деятельности в области обращения с отходами на территории сельсовета, определения порядка сбора отходов, предусматривающего их разделение на виды, а также организация сбора и вывоза бытовых отходов возложены на администрацию сельсовета (п.п. 2.2, 3.2); контейнеры и бункера-накопители размещаются на специально оборудованных контейнерных площадках в местах, определяемых администрацией сельсовета (п. 2.8).
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом, в нарушение указанных норм закона и санитарных правил на территории Новоеловского сельсовета, а именно: в с. Новая Еловка, в д. Александровка, в д. Турецк часть контейнеров для сбора мусора размещена без выделения и оборудования специальных площадок; часть контейнеров размещается на площадках, которые расположены в недопустимой близости от жилых домов и зданий, не имеют соответствующего ограждения, водонепроницаемого покрытия и удобного подъезда для транспорта. При этом, имеются мусоросборники, установленные администрацией поселения в общественных местах. Указанные обстоятельства представителем администрации Новоеловского сельсовета в суде первой инстанции не оспаривались.
При указанных обстоятельствах, разрешая заявленные прокурором требования, суд первой инстанции, исходя из того, что сложившийся на территории Новоеловского сельсовета способ сбора и вывоза мусора с использованием контейнеров при их расположении в неустановленном месте, на не оборудованных площадках, не отвечает требованиям санитарных правил, в результате чего нарушаются права граждан на санитарно-эпидемиологическую безопасность, а также принимая во внимание, что действующим законодательством и Порядком организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Новоеловского сельсовета организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к полномочиям органов местного самоуправления поселения, пришел к выводу о наличии правовых оснований для признания незаконным бездействия ответчика в части исполнения обязанности по выделению и оборудованию площадок для сбора мусора и возложении обязанности устранить указанное нарушение действующего законодательства.
Данные выводы суда судебная коллегия считает правильным, поскольку они соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и представленным в дело доказательствам.
Суд правомерно исходил из того, что нарушение администрацией Новоеловского сельсовета действующего законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории поселения является бездействием, которым нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания и санитарную безопасность. Доказательств надлежащего выделения и оборудования площадок для сбора мусора и соответственно надлежащего исполнения обязанности по организации сбора и вывоза мусора администрацией сельсовета в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ не представлено.
Ссылки в жалобе на то, что в соответствии с принятым на территории муниципального образования Порядком обязанность по установке на обслуживаемой территории контейнерных площадок для сбора ТБО возложена на организации, осуществляющие вывоз ТБО, не могут быть приняты во внимание и служить основанием для отмены решения суда, поскольку по условиям договора, заключенного между Новоеловским сельсоветом и МУП "Новоеловское" на оказание услуг по вывозу мусора такой обязанности исполнителя не предусмотрено.
Доводы жалобы о вмешательстве в деятельность органа местного самоуправления судебной коллегией отклоняются, как необоснованные, поскольку по делу достоверно установлено ненадлежащее исполнение органом местного самоуправления возложенной законом обязанности, в результате чего нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, в связи с чем, удовлетворение заявленных прокурором требований и возложение на администрацию сельсовета обязанности надлежащим образом организовать деятельность в рассматриваемой сфере не может расцениваться как вмешательство в деятельность органа местного самоуправления. При этом сложности финансового характера, не могут служить основанием для освобождения администрации от возложенной законом обязанности.
Иные вышеуказанные доводы жалобы судебная коллегия отклоняет, как необоснованные, поскольку данные доводы выводы суда не опровергают и не свидетельствуют о наличии оснований для отказа в удовлетворении требований прокурора.
Таким образом, судом при рассмотрении дела были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, оценка представленным доказательствам дана по правилам ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Большеулуйского районного суда Красноярского края от 16 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Новоеловского сельсовета - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.