Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего - Киселевой А.А.
судей - Сударьковой Е.В.,Баимовой И.А.
при секретаре - Алексеевой Л.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сударьковой Е.В. гражданское дело по иску Енисейского межрайонного прокурора в интересах Муравейниковой И.В. к МКДОУ "Абалаковский детский сад N 1 "Солнышко" о взыскании недоначисленной заработной платы и установлении заработной платы в установленном законом размере,
по апелляционной жалобе третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, администрации Енисейского района Красноярского края
на решение Енисейского районного суда Красноярского края от 07 августа 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения "Абалаковский детский сад N 1 "Солнышко" в пользу Муравейниковой И.В. недоначисленную заработную плату за период с марта 2013 г. по май 2013 г. в сумме "данные изъяты" руб. 74 коп.
Обязать Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение "Абалаковский детский сад N 1 "Солнышко" начислять и выплачивать Муравейниковой И.В. с 1 июня 2013 г. заработную плату не менее одного минимального размера оплаты труда, установленного в Российской Федерации, с учетом отработанной месячной нормы рабочего времени и выполнения нормы труда, с начислением на данную заработную плату районного коэффициента и надбавки за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Взыскать с Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения "Абалаковский детский сад N 1 "Солнышко" в доход бюджета муниципального образования Енисейский район государственную пошлину в размере 600 руб.".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Енисейский межрайонный прокурор предъявил в суд иск в интересах Муравейниковой И.В. к МКДОУ "Абалаковский детский сад N 1 "Солнышко" о перерасчете заработной платы с марта по май 2013 года и взыскании недополученной заработной платы в сумме "данные изъяты". Свои требования прокурор мотивировал тем, что Муравейникова И.В. работает у ответчика младшим воспитателем. По смыслу статей 133,315-317 ТК РФ организации, расположенные в районах Крайнего Севера, обязаны устанавливать заработную плату работникам с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера. Размер заработной платы не может быть меньше минимального размера оплаты труда, установленного в Российской Федерации. В соответствии со ст. 1 Федерального Закона N 82-ФЗ от 19.06.2000 года с 01 января 2013 года минимальный размер оплаты труда составляет 5 205 рублей ежемесячно. В нарушение требований Трудового Кодекса РФ заработная плата истицы, с марта по май 2013 года за полностью отработанный месяц начислялась в размере "данные изъяты" что менее минимального размера заработной платы с учетом районного коэффициента и северной надбавки на "данные изъяты" рублей.
Просит взыскать с ответчика недоначисленную заработную плату за период с марта по май 2013 года в общей сумме 4 810,74 рублей, а также обязать ответчика с 1.06.2013г. начислять и выплачивать заработную плату указанному лицу не менее одного МРОТа, установленного в РФ, с учетом отработанной месячной нормы рабочего времени и выполнения нормы труда, с начислением на данную заработную плату районного коэффициента и надбавки за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, администрация Енисейского района просит об отмене принятого по делу решения, при этом ссылается на то, что судом неверно применены нормы материального права, что выразилось в неправильном толковании закона и неприменении закона подлежащего применению. Работодатель является муниципальным казенным учреждением, которое при установлении размера оплаты труда работникам обязано руководствоваться соответствующими правовыми актами федерального, регионального и муниципального уровня, за неисполнение которых может быть привлечено к ответственности, и не в праве самостоятельно устанавливать систему оплаты труда. В 2011 году Региональным соглашением N 84, был установлен размер минимальной заработной платы в Красноярском крае. Указанный правовой акт является действующим нормативным актом, и его законность в установленном порядке не оспорена. Заработная плата истца соответствует действующим правовым актам, ответчик правомерно включал в величину размера минимальной заработной платы все виды выплат, входящие в состав заработной платы, в том числе компенсационные выплаты (районный коэффициент и северную надбавку).
Кроме того, указывает, что в случае начисления районного коэффициента и процентной надбавки на МРОТ, произойдет уравнивание заработной платы до 12 разрядов тарифной сетки включительно, что приведет к уравниванию заработной платы работникам, тарифицируемых по разным разрядам, что будет противоречить ст. 129 ТК РФ, в соответствии с которой заработная плата должна зависеть от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы.
В возражениях на апелляционную жалобу Муравейникова И.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание истица Муравейникова И.В., представитель ответчика, представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, об уважительности причин отсутствия суд не уведомили, ходатайств об отложении слушания дела не заявляли.
Неисполнение участвующими в деле лицами, процессуальной обязанности по уведомлению суда об уважительности причин отсутствия, позволяет судебной коллегии сделать вывод об отсутствии таковых, что в соответствии с п.3 ст. 167 ГПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, заслушав прокурора Жилкина П.А., полагавшего, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда по следующим основаниям.
В силу ч.1 ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Как установлено исследованными по делу доказательствами Муравейникова И.В. работает в МКДОУ "Абалаковский детский сад N 1 "Солнышко" младшим воспитателем. В соответствии с Положением об оплате труда работников МКДОУ "Абалаковский детский сад N 1 "Солнышко", заработная плата состоит из должностного оклада на основании штатного расписания, надбавки за работу в районах Крайнего Севера (50%) и районного коэффициента (30%), а также доплат и выплат стимулирующего характера. Как следует из расчетного листка, общее начисление за полностью отработанный месяц с марта 2013 года по май 2013 года составило "данные изъяты" руб., куда включаются: оклад по должности - "данные изъяты"., персональной надбавки за вредные условия труда - "данные изъяты" руб., повышающий коэффициент - "данные изъяты" руб., районный коэффициент и северная надбавка- "данные изъяты" руб., а также региональная выплата - "данные изъяты" руб., субсидия - "данные изъяты"
Удовлетворяя требования истца о взыскании недополученной заработной платы суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что для работников, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, районный коэффициент и северная надбавка начисляются к заработной плате, размер которой в соответствии с ч.3 ст. 133 ГПК РФ не может быть меньше минимального размера оплаты труда, установленного в Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" с 01 января 2013 года на территории Российской Федерации установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 5 205 рублей. Таким образом, с учетом районного коэффициента и северной надбавки, заработная плата истца не может быть менее 9 369 рублей (5 205 * 1,8).
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (статья 7, часть 2 Конституции Российской Федерации); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 37, часть 3 Конституции РФ).
Ч. 3 ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
При этом согласно ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (статья 7).
Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (статья 146).
Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации).
Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.
При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.
Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Доводы апелляционной жалобы о том, что работодатель является муниципальным казенным учреждением, которое при установлении размера оплаты труда работникам обязано руководствоваться соответствующими правовыми актами федерального, регионального и муниципального уровня, за неисполнение которых может быть привлечено к ответственности, и не в праве самостоятельно устанавливать систему оплаты труда, судебная коллегия считает не состоятельными.
В соответствии с ч. 9 ст. 5 ТК РФ, законы субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии с ч. 10 ст. 5 ТК РФ органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
По смыслу указанной нормы права, нормативно - правовые акты органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области регулирования трудовых отношений должны соответствовать нормам ТК РФ, законам субъекта РФ. В случае если нормативно-правовой акт указанных органов не соответствует требованиям ТК РФ, такой акт не подлежит применению, а применяются нормы нормативно-правового акта большей юридической силы, в данном случае ТК РФ.
Положения статьей 315, 316, 317 ТК РФ предусматривают начисление районного коэффициента и надбавок к заработной платы для лиц, работающих в районах Крайнего Севера, на начисленную заработную плату, размер которой не может быть менее МРОТа.
Ссылка представителя Администрации Енисейского района на Региональное соглашение N 84 "О минимальной заработной плате в Красноярском крае" от 30.11.2010г. является необоснованной, поскольку согласно п. 4.3. указанного соглашения, срок его действия прекращается 31.12.2011г.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что суд правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применил нормы материального права, регулирующие спорные отношения и принял по делу законное и обоснованное решение.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Енисейского районного суда Красноярского края от 07 августа 2013 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора Администрации Енисейского района Красноярского края - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.