Судья Красноярского краевого суда Жихарев Ю.А., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника П. на решение судьи Октябрьского районного суда г. Красноярска от 23 августа 2013 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 КоАП РФ в отношении Краевого государственного бюджетного учреждения социального обслуживания "Красноярский дом-интернат N N для граждан пожилого возраста и инвалидов",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю- заместителя главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю от 21 мая 2013 г. Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания "Красноярский дом-интернат N N для граждан пожилого возраста и инвалидов" (далее КГБУСО "Красноярский дом-интернат N N для граждан пожилого возраста и инвалидов") привлечено к административной ответственности по ст. 6.4 КоАП РФ за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта
Назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Как следует из постановления, основанием привлечения КГБУСО "Красноярский дом-интернат N N для граждан пожилого возраста и инвалидов" к ответственности послужило нарушение положений СанПиН 2.1.2.2564-09. "Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию объектов организаций здравоохранения и социального обслуживания, предназначенных для постоянного проживания престарелых и инвалидов, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму их работы. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", а именно:
- санитарные узлы в жилых группах при коридорной системе не предусмотрены при каждой спальной комнате (п. 4.13);
- здание не оборудовано приточно-вытяжной вентиляцией с механическим побуждением ( п.5.5);
- поверхности стен, потолков в комнатах N 83, 85-88, в ванной комнате в отделении милосердия, в комнатах NN 24,25, в мужских и женских санузлах отделения социально-трудовой реабилитации и культурно-массового обслуживания не гладкие, что не позволяет проводить влажную уборку с использованием моющих и дезинфицирующих средств, дефекты отделки помещений не устраняются немедленно (п.п.6.2,6.4);
- в жилых комнатах, санузлах в линолеумном покрытии полы не гладкие, швы в местах пропайки расходятся, дефекты отделки помещений не устраняются немедленно (п.6.7);
- кладовая для грязного белья не оборудована стеллажами или поддонами для временного хранения белья, раковиной с подводкой воды (п. 7.14);
- в приемно-карантинном отделении палата на 2 койки площадью 14, 8 м2 не оборудована санитарным узлом, отсутствует вторая палата ( мужская или женская), помещение для врачебного осмотра, буфетная, комната сестры-хозяйки (п. 10.3);
- в составе изолятора не предусмотрена вторая палата (мужская или женская) ( п. 10.5);
- в здании не предусмотрены резервные или автономные системы по обеспечению горячего и холодного водоснабжения ( п. 5.1);
- площадь помещений для проживания на цокольном этаже не соответствует установленной норме: площадь 2-х местных комнат составляет 6,7-7,7 м2 ( при норме 16-18 м2), площадь 3-х местных комнат составляет 12 м2 ( при норме 19-20 м2) (Приложение N 3 к СанПиН 2.1.2.2564-09);
- площадь помещений для проживания на 1 и 2 этажах не соответствует установленной норме: площадь одноместных комнат составляет от 7-7,4 м2 (при норме 14-15 м2), площадь 2-х местных комнат составляет от 12-12,3 м2 (при норме 16-18 м2) (Приложение N 3 к СанПиН 2.1.2.2564-09).
Правонарушение выявлено прокуратурой Октябрьского района г. Красноярска в ходе проверки, проводившейся в период с 27 марта 2013 г. по 29 марта 2013 г.
Решением судьи Октябрьского районного суда г. Красноярска от 23 августа 2013 г. постановление оставлено без изменения.
В жалобе, с которой обратилась в Красноярский краевой суд в порядке ст.ст. 30.1-30.3, 30.9 КоАП РФ, защитник П. просит постановление и решение суда отменить, указывая, что здание КГБУСО "Красноярский дом-интернат N N для граждан пожилого возраста и инвалидов" введено в эксплуатацию в 1965 г., его реконструкция не осуществлялась, в связи с чем нарушение положении СанПиН 2.1.2.2564-09 вменено учреждению необоснованно, устранение нарушений должным образом не профинансировано.
В судебном заседании защитник П. жалобу поддержала по изложенным в ней основаниям.
Другие участники производства по делу об административном правонарушении, надлежаще извещенные о рассмотрении дела Красноярским краевым судом, в судебное заседание не явились, ходатайств о его отложении не заявили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, полагаю, что постановление по делу об административном правонарушении в отношении КГБУСО "Красноярский дом-интернат N 2 для граждан пожилого возраста и инвалидов" и решение суда подлежат отмене, поскольку вынесены с нарушением требований установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Исходя из содержания п.8 ч.2 ст. 30.6 КоАП РФ законность постановления по делу об административном правонарушении при рассмотрении жалобы судьей проверяется на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов, проверки и оценки имеющейся совокупности доказательств.
Согласно положениям ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Как предусмотрено частями 1,3 ст. 36 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила; соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно постановлению от 21 мая 2013 г., состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ у КГБУСО "Красноярский дом-интернат N 2 для граждан пожилого возраста и инвалидов" установлен ввиду несоблюдения учреждением в занимаемом здании, расположенном в г. Красноярске, "данные изъяты" требований СанПиН 2.1.2.2564-09. "Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию объектов организаций здравоохранения и социального обслуживания, предназначенных для постоянного проживания престарелых и инвалидов, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму их работы. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23.11.2009 N 71 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 29.12.2009 N 15884).
Суд, установив нарушение КГБУСО "Красноярский дом-интернат N N для граждан пожилого возраста и инвалидов" положений указанного СанПиН, признал обоснованным назначение учреждению административного наказания, однако не в полной мере учел все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела по существу.
Так, согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 23.11.2009 N 71, санитарные правила, утвержденные данным документом, введены в действие с 1 марта 2010 года.
Пунктом 1.2 СанПиН 2.1.2.2564-09 предусмотрено, что указанные санитарные правила устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию объектов организаций здравоохранения и социального обслуживания, предназначенных для постоянного проживания престарелых и инвалидов (далее - объекты), а также санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму работы организаций здравоохранения и социального обслуживания, предназначенных для постоянного проживания престарелых и инвалидов (далее - организации).
Порядок применения СанПиН 2.1.2.2564-09 установлен его п. 1.3, в соответствии с которым требования настоящих санитарных правил должны соблюдаться организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности при размещении, проектировании, строительстве и эксплуатации вновь строящихся, реконструируемых объектов.
Буквальное толкование позволяет прийти к выводу о том, что СанПиН 2.1.2.2564-09 подлежит применению только на тех объектах, которые возведены либо реконструированы после введения его в действие, то есть после 1 марта 2010 года, на ранее возведенные объекты организаций здравоохранения и социального обслуживания, предназначенные для постоянного проживания престарелых и инвалидов, его положения, в силу прямого на это указания, не распространяются.
Из дела следует, что здание КГБУСО "Красноярский дом-интернат N 2 для граждан пожилого возраста и инвалидов" построено по типовому проекту и введено в действие в 1965 году, то есть, до введения СанПиН 2.1.2.2564-09, реконструкция учреждения до настоящего времени не проводилась, доказательств этому не представлено. В этой связи, учитывая приведенные выше положения СанПиН 2.1.2.2564-09 (п.1.3), нарушение требований данных санитарных правил не может быть признано противозаконным и являться основанием для назначения учреждению административного наказания.
Кроме того, как следует из Устава КГБУСО "Красноярский дом-интернат N N для граждан пожилого возраста и инвалидов", учреждение является некоммерческой организацией, не имеет извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Учредителем и собственником имущества КГБУСО "Красноярский дом-интернат N N для граждан пожилого возраста и инвалидов" является субъект Российской Федерации - Красноярский край, функции и полномочия которого осуществляет министерство социальной политики Красноярского края, а полномочия собственника- агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края.
Приведение здания КГБУСО "Красноярский дом-интернат N N для граждан пожилого возраста и инвалидов" в соответствие с положениями СанПиН 2.1.2.2564-09, как это видно, сопряжено с существенным изменением архитектурно-планировочных решений и требует значительного финансирования, однако оно, согласно доводам жалобы защитника, которые не опровергнуты, до настоящего времени не поступало, что свидетельствует об отсутствии вины учреждения, являющейся необходимым условием административной ответственности.
В этой связи решение судьи Октябрьского районного суда г. Красноярска от 23 августа 2013 г. и постановлением заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю- заместителя главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю от 21 мая 2013 г. в отношении Краевого государственного бюджетного учреждения социального обслуживания "Красноярский дом-интернат N N для граждан пожилого возраста и инвалидов" подлежат отмене.
Производство по делу подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ- ввиду отсутствия в действиях юридического лица состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Решение судьи Октябрьского районного суда г. Красноярска от 23 августа 2013 г. и постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю- заместителя главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю от 21 мая 2013 г. в отношении Краевого государственного бюджетного учреждения социального обслуживания "Красноярский дом-интернат N N для граждан пожилого возраста и инвалидов" отменить.
Производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ- ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
Судья
Красноярского краевого суда: Ю.А. Жихарев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.