Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
Председательствующего Нестеровой М.В.
судей Озерова С.А., Переверзиной Е.В.
при секретаре Ревчук Т.В.
рассмотрела дело по апелляционным жалобам Комитета социальной защиты населения администрации Кировского муниципального района Ленинградской области и Комитета по социальной защите населения Ленинградской области администрации Ленинградской области на решение Кировского городского суда Ленинградской области от 18 июля 2013 года.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Озерова С.А., объяснения представителя Комитета социальной защиты населения администрации Кировского муниципального района - Сапачук С.П. поддержавшей доводы жалоб, возражения представителя Лебедевой Т.А. - Оброковой О.Ф.,
УСТАНОВИЛА:
Лебедева Т.А., с учетом изменения иска в порядке ст. 39 ГПК РФ, обратилась в Кировский городской суд с иском к Комитету социальной защиты населения администрации Кировского муниципального района о признании за ней права на получение с 11.06.2011 ежемесячной денежной компенсации по социальной категории "педагогический работник, проживающий и работающий в сельской местности" в размере 100% расходов, произведенных по оплате за жилое помещение, за электроснабжение и отопление; - о взыскании задолженности по компенсации произведенных расходов на оплату за жилое помещение, за энергоснабжение и отопление за период с 11.06.2011 по 31.05.2013 в размере "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп.; - об обязании ежемесячно начиная с 01.06.2013 выплачивать ей денежную компенсацию по социальной категории "педагогический работник, проживающий и работающий в сельской местности" в размере 100% расходов, произведенных по оплате за жилое помещение, за электроснабжение и отопление.
В основание требований указав, что с 11.06.2011 ей, как педагогическому работнику, проживающему и работающему в сельской местности, была прекращена выплата предусмотренной законом денежной компенсации в размере 100% расходов, произведенных по оплате за жилое помещение, за электроснабжение и отопление. В связи с чем, она была вынуждена воспользоваться мерой социальной поддержки по социальной категории "ветеран труда". В связи с отменой ограничений в части определения права на ежемесячную денежную компенсацию, с учетом доходов семьи и распространением изменений на отношения, возникшие с 11.06.2011, она повторно обратилась в Комитет социальной защиты населения администрации Кировского муниципального района за назначением единовременной денежной компенсации, однако соответствующий вопрос был оставлен без рассмотрения. Она, как ранее получавшая вышеуказанную социальную поддержку до лишения таких выплат в 2011 г., сохранила право на получение этих мер социальной поддержки с 11.06.2011 в объеме, не менее ранее предоставляемого. В апреле 2013 г. Комитет социальной защиты населения произвел ей выплату по категории "педагогический работник" за период только с февраля 2012 г., исходя из фиксированного размера компенсации, установленного в областном бюджете, как вновь обратившемуся специалисту. В момент обращения за социальной выплатой как "ветеран труда", она была лишена права на получение ЕДК как "педагогический работник" и не могла воспользоваться правом выбора между двумя льготами.
В суде истец и ее представитель поддержали исковые требования с учетом представленного Комитетом социальной защиты населения администрации Кировского муниципального района расчета расходов истца и выплаченной ей компенсации.
Представитель ответчика Комитета социальной защиты населения администрации Кировского муниципального района в суде иск не признал.
В основание возражений указав, что до 11.06.2011 истец получала ЕДК в размере 100% понесенных расходов по оплате жилого помещения, отопления, освещения. В связи с изменением федерального законодательства, областным законом от 08.06.2011, педагогическим работникам и нетрудоспособным членам семей педагогических работников, совместно проживающих с ними и находящимся на их иждивении, были установлены фиксированные суммы ЕДК, в размере, определяемом законом об областном бюджете. С 11.06.2011 выплата ЕДК истцу была приостановлена, в связи с непредставлением необходимых документов. На основании заявления от 22.08.2011 истец "перешла" на получение мер социальной поддержки по социальной категории "ветеран труда", воспользовавшись правом на получение соответствующих мер по своему выбору и получала их в период с 01.08.2011 по 01.10.2011. Решением от 23.08.2011 истцу прекращена выплата ЕДК по социальной категории "педагогический работник". 16.01.2012 истец обратилась с заявлением о назначении ЕДК по социальной категории "педагогический работник". Право на получение ЕДК (с доплатой до майской суммы 2011 г.) истец не имела, в связи с переходом ранее на получение мер социальной поддержки по другим основаниям ("ветеран труда"). Истец не подтвердила право на возобновление выплаты ЕДК с 11.06.2011. Истцу за период с 01.02.2012 по июнь 2013 г. выплачена ЕДК по социальной категории "педагогический работник" в размере "данные изъяты" руб.
В письменном отзыве на иск третье лицо Комитет по социальной защите населения Ленинградской области иск не признал, в основание возражений указав доводы аналогичным изложенным в суде представителем ответчика.
18 июля 2013 года Кировским городским судом постановлено решение, которым иск Лебедевой Т.А. удовлетворен частично. За Лебедевой Т.А. признано право на получение с 11.06.2011 ежемесячной денежной компенсации по категории "педагогический работник, проживающий и работающий в сельской местности" в размере 100% расходов по оплате за жилое помещение, электроснабжение и отопление. С Комитета социальной защиты населения администрации Кировского муниципального района, за счет средств бюджета Ленинградской области, в пользу Лебедевой Т.А. взыскана задолженность по компенсации за период с 11.06.2011 по 31.05.2013 в размере "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп. Комитет социальной защиты населения администрации Кировского муниципального района обязан, начиная с 01.06.2013 ежемесячно выплачивать Лебедевой Т.А. денежную компенсации по социальной категории "педагогический работник, проживающий и работающий в сельской местности" в размере 100% расходов по оплате за жилое помещение, электроснабжение и отопление. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Комитет социальной защиты населения администрации Кировского муниципального района не согласившись с законностью и обоснованностью решения суда, подал на него жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, в основание требований указав доводы аналогичные изложенным в суде.
Комитет по социальной защите населения Ленинградской области, не согласившись с законностью и обоснованностью решения суда, подал на него жалобу, в которой просит решение суда отменить, в основание требований указав на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда, обстоятельствам дела и не привлечение судом к участию в деле финансового органа субъекта Российской Федерации - Комитета финансов Ленинградской области.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда находит основания для отмены решения суда.
Как разъяснено в пунктах 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Этим требованиям решение суда не отвечает.
Как правильно установлено судом и подтверждается материалами дела, Лебедева Т.А., проживая и работая в сельской местности и являясь педагогическим работником, на основании ч. 2 ст. 4 Областного закона Ленинградской области от 01.03.2005 N 13-оз (в редакции закона от 30.12.2009) "Об оплате жилья и коммунальных услуг и мерах социальной поддержки специалистов, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа Ленинградской области", как специалист, указанный в пункте "г" части 1 статьи 2 настоящего областного закона, с получала меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату 100 процентов за жилое помещение и ежемесячной денежной компенсация расходов на оплату 100 процентов за электроснабжение и отопление (решение Комитета социальной защиты населения администрации Кировского муниципального района N 644 от 07.11.2007).
11.01.2011 на основании Федерального закона от 29.12.2010 N"мененияприменению, а также не о правах и обязанностях сторонмы о в Комитете как " 439-ФЗ, вступили в силу изменения в статью 55 Закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-I "Об образовании", согласно которому ранее существовавшие права работников образовательных учреждений и меры их социальной поддержки в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в сельской местности, изменены на право педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Таким образом, федеральным законодательством было установлено право на предоставление компенсации соответствующих расходов, с прекращением права педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением.
Законом Ленинградской области N 39-оз от 15.06.2011 (п. 3 ст. 2), статья 4 вышеуказанного закона Ленинградской области от 01.03.2005 N 13-оз была изложена в новой редакции, согласно части 2 и части 3 которой, меры социальной поддержки педагогическим работникам предоставляются в виде ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения, отопления и освещения, в том числе части расходов по оплате жилого помещения, отопления и освещения, понесенных нетрудоспособными членами семей педагогических работников, совместно с ними проживающими и находящимися на их иждивении, размер которой устанавливается областным законом об областном бюджете Ленинградской области на очередной финансовый год. При этом ежемесячная денежная компенсация по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется при условии, если совокупный доход семьи не превышает 30 тысяч рублей и(или) среднедушевой доход на одного человека ниже 150 процентов величины прожиточного минимума на душу населения, установленной в Ленинградской области.
22.08.2011 Лебедева Т.А., как утратившая право на получение мер социальной поддержки в связи с вышеуказанными изменениями закона Ленинградской области от 01.03.2005 N 13-оз, обратилась в Комитет социальной защиты населения администрации Кировского муниципального района с заявлением о прекращении выплаты ежемесячной денежной компенсации как "педагогическому работнику образования, работающему и проживающему в сельской местности" с 01.08.2011, в связи с переходом на получение аналогичных выплат по иным основаниям (как "ветеран труда").
Указанное заявление исполнено на типовом печатанном бланке, с вписанием в него фамилии заявителя и соответствующих дат.
Решением Комитета социальной защиты населения администрации Кировского муниципального района от 23.08.2011 Лебедевой Т.А. с 11.06.2011 прекращена выплата ежемесячной денежной компенсация части расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в связи с переходом на выплату по категории "ветеран труда" и не подтверждением права на ежемесячную денежную компенсацию в фиксированной сумме.
16.01.2012 Лебедева Т.А. обратилась в Комитет социальной защиты населения администрации Кировского муниципального района с заявлениями о предоставлении мер социальной поддержки как педагогическому работнику, и о прекращении выплаты ежемесячной денежной компенсации как ветерану труда.
Решением Комитета социальной защиты населения администрации Кировского муниципального района от 05.03.2013 Лебедевой Т.А. назначена с 01.02.2012 ежемесячная денежная компенсация части расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в размере "данные изъяты" руб.
Законом Ленинградской области N 99-оз от 05.12.2011 в закон Ленинградской области от 01.03.2005 N 13-оз были внесены изменения, согласно которым, часть 3 ст. 4 Закона Ленинградской области N 99-оз от 05.12.2011, ставившая предоставление ежемесячной денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в зависимость от размера совокупного доход семьи и (или) среднедушевого дохода на одного человека, признана утратившей силу.
При этом Областным законом Ленинградской области от 19.07.2012 N 68-оз (вступившим в законную силу 08.08.2012) соответствующие изменения в закон Ленинградской области от 01.03.2005 N 13-оз распространены на правоотношения возникшие с 11.06.2011.
Совокупность доказательств по делу подтверждается, что в период с 11.06.2011 по 01.02.2012 Лебедева Т.А., в связи с действовавшими в указанный период нормативно-правовыми актами Ленинградской области, помимо ее волеизъявления, фактически была лишена права на предоставление ей мер социальной поддержки как педагогическому работнику, проживающему и работающему в сельской местности, право на которые у нее возникло как до 11.06.2011, как и до 11.01.2011 (вступления в силу изменений в ст. 55 Закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-I "Об образовании").
Обращение Лебедевой Т.А. 22.08.2011 в Комитет социальной защиты населения администрации Кировского муниципального района с заявлением о прекращении выплаты ежемесячной денежной компенсации как педагогическому работнику, в связи с переходом на получение соответствующей выплаты как ветерану труда, не являлось ее добровольным выбором, а было вынужденным по вышеуказанным основаниям.
В силу ст. 3 Федерального закона от 29.12.2010 N 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона РФ "Об образовании" нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение положения абзаца 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании" (в редакции данного Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Федерального закона.
Таким образом, Лебедева Т.А. в период с 11.06.2011 по 01.02.2012, сохраняла право на получение мер социальной поддержки в объеме (размере) не менее ранее предоставляемой денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения, отопления и освещения.
Частью 3 ст. 4 Областного закона Ленинградской области от 15.06.2011 N 39-оз, установлено, что в случае если размер ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленный статьями 1, 2 (в отношении положений областной закон от 01.03.2005 N 13-оз "Об оплате жилья и коммунальных услуг и мерах социальной поддержки специалистов, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа Ленинградской области") и 3 настоящего областного закона, окажется ниже размера ранее предоставлявшейся ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, осуществляется перерасчет размера ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в порядке, установленном Правительством Ленинградской области.
Пунктом 3.6 Положения о порядке предоставления, приостановления, возобновления предоставления мер социальной поддержки специалистам, работающим и проживающим в сельской местности и поселках городского типа Ленинградской области, в части оплаты жилого помещения и коммунальных услуг (утверждено Постановлением Правительства Ленинградской области от 18.10.2011 N 336) установлено, что органы местного самоуправления осуществляют перерасчет размера ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (далее - перерасчет) в случае, если новый размер ежемесячной денежной компенсации, установленный специалистам с 11 июня 2011 года, ниже размера ранее предоставляемой им ежемесячной денежной компенсации (по состоянию на май 2011 года без учета имеющейся задолженности и начислений за предыдущие периоды).
В апреле 2013 года Комитетом социальной защиты населения администрации Кировского муниципального района Лебедевой Т.А. с 01.02.2012 возобновлены выплаты ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения, отопления и освещения, размер которой устанавливается областным законом об областном бюджете Ленинградской области на очередной финансовый год, на основании ч. 2 ст. 4 Областного закона Ленинградской области от 01.03.2005 N 13-оз.
Однако соответствующие выплаты Лебедевой Т.А. предоставлены и предоставляются в настоящее время без учета требований, установленных ч. 3 ст. 4 Областного закона Ленинградской области от 15.06.2011 N 39-оз и пункта 3.6 вышеуказанного Положения, то есть без перерасчета размера ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (с учетом размера ранее предоставляемой им ежемесячной денежной компенсации по состоянию на май 2011 года), а лишь в размере ежемесячной денежной компенсации, установленного областным законом об областном бюджете Ленинградской области на очередной финансовый год, который в свою очередь ниже, как размера ранее предоставляемой ежемесячной денежной компенсации, так и ниже фактически понесенных Лебедевой Т.А. соответствующих расходов.
Из представленного ответчиком и неоспариваемого сторонами расчета от 16.07.2013 (в части его арифметической составляющей) следует, что за период с 11.06.2011 по 31.05.2013 Лебедевой Т.А. выплачена денежная компенсация в размере "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп., при расходах Лебедевой Т.А. на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп.
Однако ежемесячные расходы Лебедевой Т.А. за период март - июнь 2012 г. были менее размера ежемесячной денежной компенсации по состоянию на май 2011 г. ( "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп.) на "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп. (март - "данные изъяты", апрель "данные изъяты", май - 2374.13, июнь - "данные изъяты").
Таким образом, в соотвествии с требованиями вышеуказанного Положения, а именно, с учетом размера ранее предоставляемой ежемесячной денежной компенсации по состоянию на май 2011 г., Лебедевой Т.А., как специалисту, указанному в пункте "г" части 1 статьи 2 Областного закона Ленинградской области от 1 марта 2005 года N 13-оз, за период с 11 июня 2011 года по 31 мая 2013 года подлежала выплате денежная компенсация в размере "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп.( "данные изъяты" - "данные изъяты").
В то время как выплачено Лебедевой Т.А. всего "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп. (в том числе по категории "ветеран труда"), что свидетельствует о наличии задолженности Комитета социальной защиты населения администрации Кировского муниципального района по выплате истцу ежемесячной денежной компенсации в размере "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп. ( "данные изъяты" - "данные изъяты").
Признавая за Лебедевой Т.А. право на получение с 11.06.2011 ежемесячной денежной компенсации по категории "педагогический работник, проживающий и работающий в сельской местности" в размере 100% расходов по оплате за жилое помещение, электроснабжение и отопление, суд неправильно истолковал закон, а именно ст. 3 Федерального закона от 29.12.2010 N 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона РФ "Об образовании" и ошибочно применил к спорным правоотношениям не подлежащие применению положения ч. 2 ст. 4 Областной закон Ленинградской области от 01.03.2005 N 13-оз (в редакции закона от 30.12.2009), прекратившие свое действие с 11.06.2011, в том числе, в связи с изменениями, внесенными в федеральное законодательство в части права педагогических работников на компенсацию соответствующих расходов.
При этом суд не применил к спорным правоотношениям закон подлежавший применению, а именно положения ч. 3 ст. 4 Областного закона Ленинградской области от 15.06.2011 N 39-оз и пункта 3.6, принятого в его исполнение, Положения о порядке предоставления, приостановления, возобновления предоставления мер социальной поддержки специалистам, работающим и проживающим в сельской местности и поселках городского типа Ленинградской области, которые так же подлежат применению в отношении истца, при определении размера подлежащей ей выплате ежемесячной денежной компенсации и в настоящее время.
Выплата Комитетом социальной защиты населения администрации Кировского муниципального района истцу ежемесячной денежной компенсации без перерасчета ее размера, нарушает права истца, гарантированные ей федеральным законодательством и законодательством субъекта Федерации.
Признание Комитетом социальной защиты населения администрации Кировского муниципального района истца лицом, вновь обратившимся за предоставлением соответствующей меры социальной поддержки, является незаконным и необоснованным.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене полностью, с принятием по делу нового решения.
С учетом изложенного судебная коллегия признает необходимым признать за Лебедевой Т.А. с 11 июня 2011 года, как за специалистом, указанным в пункте "г" части 1 статьи 2 Областного закона Ленинградской области от 1 марта 2005 года N 13-оз право на предоставление мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения, отопления и освещения, в том числе части расходов по оплате жилого помещения, отопления и освещения, понесенных нетрудоспособными членами семей педагогических работников, совместно с ними проживающими и находящимися на их иждивении.
А так же взыскать с Комитета социальной защиты населения администрации Кировского муниципального района в пользу Лебедевой Т.А. за период с 11 июня 2011 года по 31 мая 2013 года задолженность по выплате ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в размере "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп. ( "данные изъяты" - "данные изъяты").
Правовые основания для возложения на ответчика обязанности с 01.06.2013 ежемесячно выплачивать истцу денежную компенсацию по социальной категории "педагогический работник, проживающий и работающий в сельской местности" в размере 100% расходов по оплате за жилое помещение, электроснабжение и отопление, отсутствуют.
Установление источника финансирования предоставляемых истцу мер социальной поддержки, а так же установление особенностей бюджетных отношений субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления (в части порядка расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из областного бюджета бюджетам муниципальных образований), в рассматриваемых правоотношения к компетенции суда не относятся.
В связи с характером спорного правоотношения необходимости привлечения к участию в деле Комитета финансов Ленинградской области так же не имелось.
При таких обстоятельствах требования истца подлежат удовлетворению частично.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского городского суда Ленинградской области от 18 июля 2013 года отменить полностью и принять по делу новое решение.
Признать за Лебедевой Т.А. с 11 июня 2011 года, как за специалистом, указанным в пункте "г" части 1 статьи 2 Областного закона Ленинградской области от 1 марта 2005 года N 13-оз "Об оплате жилья и коммунальных услуг и мерах социальной поддержки специалистов, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа Ленинградской области" (педагогические работники государственных и муниципальных образовательных учреждений (за исключением педагогических работников федеральных образовательных учреждений), финансируемых за счет средств областного или местного бюджетов, проживающие и работающие в сельской местности и поселках городского типа) право на предоставление мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения, отопления и освещения, в том числе части расходов по оплате жилого помещения, отопления и освещения, понесенных нетрудоспособными членами семей педагогических работников, совместно с ними проживающими и находящимися на их иждивении.
Взыскать с Комитета социальной защиты населения администрации Кировского муниципального района Ленинградской области в пользу Лебедевой Т.А. за период с 11 июня 2011 года по 31 мая 2013 года задолженность по выплате ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в размере "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп.
В удовлетворении остальной части исковых требований Лебедевой Т.А. отказать.
Председательствующий
Судьи
Судья Петрова Е.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.