Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего: Ильичевой Т.В.,
судей: Рогачевой В.В. и Титовой М.Г.,
с участием прокурора: Гавриловой Е.В.,
при секретаре: Копыльцовой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области и Правительства Ленинградской области на решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 05 сентября 2013 года по делу N2-2927/2013 по иску Гатчинского городского прокурора в интересах Ковалева А.О. к администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области и Правительству Ленинградской области об обязании предоставить вне очереди жилое помещение.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Рогачевой В.В., объяснения представителя ответчика Правительства Ленинградской области Тыщенко А.Н., поддержавшего доводы жалоб, прокурора Гавриловой Е.В., полагавшей, что апелляционная жалоба Правительства Ленинградской области подлежит частичному удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Гатчинский городской прокурор Ленинградской области 29 мая 2013 года обратился в Гатчинский городской суд Ленинградской области с иском в интересах Ковалева А.О. к администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области и Правительству Ленинградской области об обязании за счёт бюджета Ленинградской области предоставить Ковалеву А.О. вне очереди благоустроенное применительно к условиям г. Гатчины Ленинградской области жилое помещение в виде квартиры или жилого дома по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В обоснование своих требований прокурор указал, что Гатчинской городской прокуратурой проведена проверка по заявлению Ковалева А.О. о нарушении его жилищных прав. В ходе проверки установлено, что Ковалев А.О. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Его родители лишены родительских прав; постановлением администрации МО "г.Гатчина" от 24.04.2001г. его опекуном назначена Скакун И.В. Несовершеннолетний Ковалев А.О. проживал по месту жительства опекуна, где и был зарегистрирован. Он закончил МБОУ "Гатчинская школа-интернат"; в настоящее время не учится и не работает, своего жилья не имеет. Постановлением главы администрации МО "г.Гатчина" от 15.11.2011г. Ковалев А.О. признан нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Несмотря на это, жилое помещение Ковалеву А.О. так и не предоставлено.
В силу положений ЖК РФ, БК РФ, ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот им детей, оставшихся без попечения родителей", Областного закона Ленинградской области от 17.06.2011г. N47-оз, Ковалеву А.О., как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение должно быть предоставлено администрацией МО Гатчинский муниципальный район Ленинградской области за счет средств субвенций бюджету Гатчинского муниципального района из бюджета Ленинградской области.
Так как ответчики уклоняются от исполнения возложенной на них законом обязанности, прокурор в соответствии с предоставленными ему ст.45 ГПК РФ полномочиями вынужден обратиться в суд с настоящим иском в защиту интересов Ковалева А.О. (л.д. 2-5).
Решением Гатчинского городского суда Ленинградской области от 05 сентября 2013 года администрация Гатчинского муниципального района и Правительство Ленинградской области за счет бюджета Ленинградской области обязаны предоставить Ковалеву А.О. благоустроенное применительно к условиям населенного пункта "адрес" жилое помещение в виде квартиры или жилого дома по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. В удовлетворении иска в части обязания предоставить Ковалеву А.О. жилое помещение во внеочередном порядке прокурору отказано (л.д. 59-64).
Правительство Ленинградской области подало апелляционную жалобу на указанное решение суда, просит его отменить и вынести новое. В обоснование своей жалобы ответчик указал, что обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, законом возложена на субъекты РФ. Областным законом от 17.07.2011г. N47-оз полномочия по предоставлению жилых помещений указанной категории граждан переданы органам местного самоуправления. Законами Ленинградской области на соответствующий финансовый год предусматриваются средства областного бюджета на реализацию органами местного самоуправления указанных полномочий.
Так, в 2012 году на основании Областного закона Ленинградской области от 05.12.2011г. N98-оз "Об областном бюджете Ленинградской области на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" Гатчинскому муниципальному району было перечислено с этой целью 16.413,3 тыс. руб., а в 2013 году - 5.988 тыс. руб.
Гатчинским городским прокурором порядок предоставления средств областного бюджета на осуществление переданного полномочия по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан не оспаривался. Основанием для обращения в суд явилась необеспеченность Ковалева А.О. жилым помещением, а не отсутствие (недостаток) бюджетных средств. Более того, судом факт отсутствия (недостатка) бюджетных средств не устанавливался.
Поскольку Ковалев А.О. субъектом бюджетных отношений не является, его права Правительством Ленинградской области не нарушены; оно не является уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, и, соответственно, не является надлежащим ответчиком по настоящему делу (л.д. 71-73).
Администрация Гатчинского муниципального района Ленинградской области также подала апелляционную жалобу на решение суда от 05.09.2013г., просит его отменить и принять новое об отказе в удовлетворении иска. В обоснование своих требований ответчик указал, что в нарушение положений ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Ковалев А.О. не обращался в администрацию с письменным заявлением о предоставлении ему жилого помещения; в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, он включен не был. То есть права Ковалева А.О. на момент обращения прокурором в суд с иском не были нарушены.
На данный момент жилые помещения для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения, отсутствуют. Они приобретаются в муниципальную собственность за счет субвенций, предоставляемых бюджету Гатчинского муниципального района из бюджета Ленинградской области, с соблюдением очередности. Другой возможности приобрести жилье Ковалеву А.О. администрация Гатчинского муниципального района не имеет (л.д. 77-78).
Дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие истца Ковалева А.О., представителей ответчика администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области и третьих лиц администрации МО "Город Гатчина" Гатчинского муниципального района Ленинградской области и администрации Веревского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания (л.д. 91-98).
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что вступившими в законную силу решениями Гатчинского городского суда Ленинградской области от 08.02.2001г. и от 07.12.2001г. Ковалев О.В. и Ковалева С.А. лишены родительских прав в отношении сына, Ковалева А.О., "дата" рождения (л.д. 9-12).
Постановлением главы МО "Город Гатчина" Ленинградской области от 24.04.2001г. N опекуном над несовершеннолетним Ковалевым А.О. назначена Скакун И.В. (л.д. 15).
Постановлением Гатчинского муниципального района Ленинградской области от 02.03.2011г. N за Ковалевым А.О. признано право на внеочередное получение жилого помещения на территории Гатчинского муниципального района (л.д. 16).
Постановлением администрации МО "Веревское сельское поселение" Гатчинского муниципального района Ленинградской области от 15.11.2011г. N Ковалев А.О. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, на основании п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ (номер общей очереди - 35, льготной очереди - 2) (л.д. 7).
До 2010 года Ковалев А.О. обучался в муниципальной общеобразовательной школе-интернате "Гатчинская школа-интернат среднего (полного) общего образования" города Гатчины Ленинградской области.
До 20.12.2010г. Ковалев А.О. был постоянно, а с 27.12.2010г. по 27.12.2011г. - временно, зарегистрирован по месту жительства своего опекуна Скакун И.В.: "адрес". В настоящее время он нигде не зарегистрирован (л.д.13-14, 37, 45).
Согласно ч.1 ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч.3 ст.40 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с ч.1 ст.155.3 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены в ФЗ от 21.12.1996г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон).
В силу ст. 8 Закона (в редакции, действовавшей на момент постановки Ковалева А.О. на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на основании п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Федеральным законом от 29.02.2012г. N15-ФЗ принята новая редакция статьи 8 Закона, в соответствии с п.п. 1, 6 и 7 которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Данные договоры найма заключаются сроком на пять лет. Жилые помещения предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В силу п.9 ст.8 Закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Истец Ковалев А.О. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного за ним жилого помещения и с 2011 года состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Обладая правом на получение жилого помещения в соответствии со своим статусом, истец по независящим от него причинам не был своевременно обеспечен жилой площадью в соответствии с требованиями действовавшего на момент его постановки на учет законодательства, и в силу п.9 ст.8 Закона сохраняет свое право на получение жилого помещения в соответствии с требованиями действующего в настоящее время законодательства.
В связи с этим представляются необоснованными доводы ответчика администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области о несоблюдении истцом положений абз.3 п.1 и п.3 ст.8 Закона, согласно которым он должен обратиться с письменным заявлением о предоставлении ему жилого помещения, на основании которого он включается в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Статья 8 в редакции, на которую ссылается ответчик, введена Федеральным законом от 29.02.2012г., то есть уже после того, как Ковалев А.О. реализовал свое право быть учтенным в качестве лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и нуждающегося в предоставлении ему жилого помещения. При таких обстоятельств, никаких дополнительных действий с целью реализации своего права истцу предпринимать не требовалось; выполнение всех необходимых для этого процедур являлось обязанностью органа местного самоуправления.
Обязанность по обеспечению истца жилым помещением в силу положений ч.2 ст.15.1, главы 4 ФЗ от 06.10.2003г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ст.2 Областного закона Ленинградской области N47-оз от 17.06.2011г. "О наделении органов местного самоуправления Ленинградской области отдельными государственными полномочиями Ленинградской области по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ленинградской области" должна быть возложена на администрацию Гатчинского муниципального района Ленинградской области.
Решение суда первой инстанции в этой части является законным и обоснованным и предусмотренные ст.330 ГПК РФ основания для его отмены или изменения отсутствуют.
Фактически право Ковалева А.О. на предоставление ему благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда администрацией Гатчинского муниципального района Ленинградской области не оспаривается. Отсутствие в муниципальном образовании свободных жилых помещений для обеспечения жильем детей-сирот не освобождает администрацию Гатчинского муниципального района от исполнения возложенной на неё законом обязанности и не может послужить основанием для отказа в иске, так как это приведет к нарушению гарантированных Ковалеву А.О. Конституцией РФ и Законом прав.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает обоснованными доводы апелляционной жалобы Правительства Ленинградской области о том, что оно не является ненадлежащим ответчиком по предъявленным к нему прокурором в интересах Ковалева А.О. требованиям.
В соответствии со ст.ст.2-5 Областного закона Ленинградской области от 17.06.2011г. N47-оз органы местного самоуправления наделены государственным полномочием по обеспечению однократно благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а органы государственной власти Ленинградской области обязаны обеспечивать передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления данного государственного полномочия, и осуществлять контроль за его исполнением.
Таким образом, требования к Правительству Ленинградской области об обязании обеспечить Ковалева А.О. жилым помещением предъявлены прокурором и удовлетворены судом необоснованно, поскольку данный орган не наделен полномочиями по предоставлению данной категории граждан жилых помещений, не обладает необходимым для этого жилищным фондом. Его обязанность заключается в обеспечении передачи наделенным соответствующим государственным полномочием органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для его осуществления, а также контроль за его исполнением.
Кроме того, в нарушение положений ст.322 ГК РФ и ст.207 ГПК РФ, суд возложил на ответчиков солидарную ответственность по предоставлению истцу жилого помещения, при этом не сославшись на закон, которым такая солидарность установлена.
С учетом изложенного, решение суда в части обязания Правительства Ленинградской области предоставить Ковалеву А.О благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения вынесено с нарушением норм материального и процессуального права и подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска в данной части.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 05 сентября 2013 года в части обязания Правительства Ленинградской области предоставить Ковалеву А.О. благоустроенное применительно к условиям населенного пункта "адрес" жилое помещение в виде квартиры или жилого дома по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма - отменить с вынесением по делу в этой части нового решения.
В удовлетворении иска Гатчинского городского прокурора в интересах Ковалева А.О. к Правительству Ленинградской области об обязании предоставить жилое помещение - отказать.
В остальной части решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 05 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области и Правительства Ленинградской области - без удовлетворения.
Настоящее определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи:
Судья: " ... "
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.