Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего - судьи Морозковой Е.Е.,
с участием прокурора Сирачук Е.С.,
при секретаре Борисовой Ю.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Терентьева В.Д. об отмене решения территориальной избирательной комиссии Гатчинского муниципального района Ленинградской области с полномочиями окружной избирательной комиссии по Коммунарскому одномандатному избирательному округу N17 от 07 августа 2013 года, об отмене решения Избирательной комиссии Ленинградской области от 13 августа 2013 года и об обязании территориальной избирательной комиссии Гатчинского муниципального района Ленинградской области с полномочиями окружной избирательной комиссии по Коммунарскому одномандатному избирательному округу N17 принять решение о его регистрации в качестве кандидата в депутаты Законодательного собрания Ленинградской области пятого созыва,
УСТАНОВИЛ:
Терентьев В.Д. обратился в Ленинградский областной суд с заявлением об отмене решения территориальной избирательной комиссии Гатчинского муниципального района от 07 августа 2013 года об отказе в регистрации кандидату в депутаты Законодательного собрания Ленинградской области пятого созыва и об обязании территориальной избирательной комиссии Гатчинского муниципального района принять решение о его регистрации в качестве кандидата в депутаты Законодательного собрания Ленинградской области. В - дальнейшем, требования дополнил, заявив дополнительное требование об отмене решения Избирательной комиссии Ленинградской области от 13 августа 2013 года, отказавшей в удовлетворении его жалобы на решение территориальной избирательной комиссии.
В обоснование требований указал, что причины отказа в регистрации считает формальными и несущественными, не влияющими на волеизъявление избирателей. Обжалуемые решения избирательных комиссий нарушают конституционные права избирателей и конституционные права заявителя, предусмотренные ст.32 Конституции Российской Федерации. Полагает, что в результате действий территориальной избирательной комиссии поражены в своих правах 282 избирателя, поставившие свои подписи за его выдвижение. Считает, что решение территориальной комиссии носит субъективный и предвзятый характер.
В судебном заседании Терентьев В.Д. заявленные требования поддерживает по изложенным основаниям, полагает действия рабочей группы неправильными. Считает, что исправление в номере специального избирательного счета на подписном листе N, ошибки, допущенные избирателями при указании номеров паспортов, не могли являться основанием для признания подписей избирателей недействительными. Полагает возможным согласиться с выводами комиссии о недействительности подписей избирателей, которые по сведениям УФМС не зарегистрированы на территории избирательного округа. Ссылается на наличие достаточного количества подписей для его регистрации в качестве кандидата.
В письменном возражении представитель территориальной избирательной комиссии Гатчинского муниципального района Ленинградской области с полномочиями окружной избирательной комиссии Коммунарского одномандатного избирательного округа N17 Федорова А.В. просит в удовлетворении заявления Терентьева В.Д. отказать, указав, что в результате проверки было установлено, что недействительными являются 10 подписей избирателей(18% подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки), что явилось правовым основанием для отказа регистрации кандидата на основании п.п. "д" п.24 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Процедура проверки подписных листов проведена с соблюдением действующего законодательства. О проведении заседания избирательной комиссии был уведомлен, на заседание территориальной избирательной комиссии 07.08.2013 не явился, о принятом решении извещен телеграммой.
В судебном заседании представитель территориальной избирательной комиссии Гатчинского муниципального района Ленинградской области с полномочиями окружной избирательной комиссии Коммунарского одномандатного избирательного округа N17 Федорова А.В. просит в удовлетворении заявления отказать по доводам, приведенным в письменном возражении. Считает, что выявленные нарушения в подписных листах не могут быть отнесены к техническим ошибкам. Подписные листы приняты членами избирательной комиссии с соблюдением установленного порядка в присутствии заявителя. Считает, что постановлением Избирательной комиссии Ленинградской области обоснованно изменены основания признания части подписей (на подписном листе, где допущена ошибка в написании номера специального избирательного счета) избирателей недействительными на п.п. "и" п.6-4 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ. Считает также, что в указанной части было допустимо признать недействительными подписи избирателей и по основанию п.п. "з" п.6-4 ст.38 Федерального закона. Обжалуемыми решениями права Терентьева В.Д. не нарушены.
В письменном возражении представитель Избирательной комиссии Ленинградской области Журавленко О.Н. просит отказать в удовлетворении заявленных требований. Отмечает, что при рассмотрении жалобы Терентьева В.Д., ознакомившись с представленными документами, Избирательная комиссия Ленинградской области пришла к выводу о законности и обоснованности принятого территориальной избирательной комиссии Гатчинского муниципального района Ленинградской области решения от 07.08.2013 N7/60 об отказе в регистрации кандидату в депутаты Законодательного собрания Ленинградской области по Коммунарскому одномандатному избирательному округу N17 Терентьеву В.Д., выдвинутому в порядке самовыдвижения по основанию п.п. "д" п.24 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ, так как при проверке было выявлено, что 10 подписей избирателей, что составляет 18 процентов от общего числа отобранных для проверки подписей, правомерно признаны территориальной избирательной комиссией недействительными. Между тем, 6 подписей на подписном листе N8 (строки1-7) в папке N4 территориальной избирательной комиссией признаны недействительными на основании п.п. "з" п.6-4 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ, так как сведения о кандидате указаны в подписном листе не в полном объеме (в номере специального избирательного счета одна цифра исправлена и данное исправление не оговорено). Избирательная комиссия Ленинградской области полагает, что в данном случае основанием для признания этих подписей недействительными следует считать п.п. "и" п.6-4 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002, так как последняя норма является специальной, что и отражено в постановлении избирательной комиссии от 13.08.2013.
В судебном заседании представитель Избирательной комиссии Ленинградской области Журавленко О.Н. просит в удовлетворении заявления Терентьева В.Д. отказать по доводам, приведенным в письменном возражении. Отмечает, что в связи с тем, что в подписном листе номер специального избирательного счета невозможно было установить(из-за исправления), то сделали вывод о том, что основанием для признания подписей избирателей недействительными в указанном подписном листе является п.п. "и" п.6-4 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ.
Участвующий в деле прокурор Сирачук Е.С. просит в удовлетворении требований Терентьева В.Д. отказать. Полагает, что по делу отсутствуют правовые основания для отмены обжалуемого решения избирательной комиссии, так как в ходе разбирательства по делу установлено, что в результате проверки отобранных 55 подписей избирателей 18 процентов подписей обоснованно признаны недействительными. Обжалуемые решения территориальной избирательной комиссии и Избирательной комиссии Ленинградской области приняты в соответствии с требованиями Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"; доводы заявителя о том, что допущенные нарушения являются техническими ошибками являются необоснованными и не соответствуют нормам вышеназванного Федерального закона. Избирательной комиссией Ленинградской области обоснованно изменено основание признания части подписей недействительными.
Изучив материалы дела, заслушав Терентьева В.Д., а также представителя территориальной избирательной комиссии Гатчинского муниципального района Ленинградской области с полномочиями окружной избирательной комиссии Коммунарского одномандатного избирательного округа N17 Федорову А.В., представителя Избирательной комиссии Ленинградской области Журавленко О.Н., заключение прокурора Сирачук Е.С., обозрев подлинные подписные листы, материалы по рассмотрению вопроса о регистрации кандидата Терентьева В.Д., находящиеся в названной территориальной избирательной комиссии и представленные в судебное заседание, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности согласно ст.67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
В силу пункта "б" части 1 статьи 71 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (части 2,3 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Федеральным законом от 12.06.2002 N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" определены основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
В соответствии с п.10 ст.37 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, при выдвижении инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации в подписном листе указывается номер специального избирательного счета, специального счета фонда референдума, с которых произведена оплата изготовления подписных листов.
Согласно п.6-4 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002(в редакции, действующей на момент назначения дополнительных выборов) N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" недействительными признаются, в том числе:
-подписи избирателей, участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись может быть признана недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей, участников референдума в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи(подпункт "в");
-все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума, кандидата, уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, кандидатом, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, о кандидате, об уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, не внесены им собственноручно(подпункт "з");
-все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям приложений 5,6, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований. Предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона(подпункт "и").
Согласно п.п. "д" п. 24 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основаниями отказа в регистрации кандидата являются: недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.
В соответствии с п.6 ст.76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктом 24 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В соответствии с п.1 ст.37 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ст.24, ч.7 ст.25 областного закона Ленинградской области от 01.08.2006 N77-оз "О выборах депутатов Законодательного собрания Ленинградской области" постановлением Избирательной комиссии Ленинградской области от 03.06.2013 N21/152 определено количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения, при проведении дополнительных выборов депутата Законодательного собрания Ленинградской области пятого созыва по Коммунарскому одномандатному избирательному округу N17-277 подписей; количество подписей, которое могло быть представлено кандидатом сверх необходимого для регистрации количества -27 подписей; предельное количество подписей избирателей, которое может быть представлено кандидатом для регистрации- 304 подписи.
Пунктом 8 статьи 25 областного закона Ленинградской области от 01.08.2008 N77-оз "О выборах депутатов Законодательного собрания Ленинградской области" предусмотрено, что при проверке подписей избирателей в поддержку кандидатов, выдвинутых в порядке самовыдвижения, проверке подлежит 20 процентов от установленного настоящим областным законом необходимого для регистрации кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения, количества подписей, отобранных для проверки посредством случайной выборки(жребия).
Постановлением Законодательного собрания Ленинградской области от 06.06.2013 N580 назначены на 8 сентября 2013 года дополнительные выборы депутатов Законодательного собрания Ленинградской области пятого созыва по Коммунарскому одномандатному избирательному округу N17. Постановление опубликовано в газете "Вести" от 06.06.2013 года N64 и вступило в силу.
Постановлением Избирательной комиссии Ленинградской области от 03.06.2013 N 21/144 "О возложении полномочий окружной избирательной комиссии по подготовке и проведению дополнительных выборов депутата Законодательного собрания Ленинградской области пятого созыва по Коммунарскому одномандатному избирательному округу N17 на территориальную избирательную комиссию Гатчинского муниципального района" полномочия окружной избирательной комиссии Коммунарского одномандатного избирательного округа N17 на период подготовки и проведения дополнительных выборов депутата Законодательного собрания Ленинградской области пятого созыва возложены на территориальную избирательную комиссию Гатчинского муниципального района.
Постановления Избирательной комиссии Ленинградской области опубликованы, вступили в силу и размещены на официальном сайте Избирательной комиссии Ленинградской области.
20.06.2013 Терентьев В.Д. обратился в территориальную избирательную комиссию Гатчинского муниципального района Ленинградской области с полномочиями окружной избирательной комиссии Коммунарского одномандатного избирательного округа N 17 с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Законодательного собрания Ленинградской области пятого созыва по Коммунарскому одномандатному избирательному округу N17.
29 июля 2013 года Терентьевым В.Д. сданы в избирательную комиссию и приняты членом рабочей группы территориальной комиссии Гатчинского муниципального района Ленинградской области с правами окружной избирательной комиссии Коммунарского одномандатного избирательного округа N5 - 49 подписных листа, содержащих 292 подписей избирателей (подписные листы сброшюрованы в 5 папок).
29 июля 2013 года Терентьев В.Д. извещен о проведении случайной выборки и проверки подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата в депутаты Законодательного собрания Ленинградской области пятого созыва, выдвинутого в порядке самовыдвижения по Коммунарскому одномандатному избирательному округу N17 30 июля 2013 года в 16час.00 мин.
В результате проведения процедуры случайной выборки 30.07.2013 для проверки подписей избирателей отобраны 55 подписей в папке N4, что составило 20 процентов от установленного областным законом необходимого для регистрации, выдвинутого в порядке самовыдвижения количества подписей (т.е. 20 процентов от 277 подписей).
Согласно справке начальника ТП-18 ОУФМС России по СПб и Ленинградской области в Гатчинском районе от ДД.ММ.ГГГГ N избиратель ФИО12 имеет паспорт за N N, избиратели ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, не значатся зарегистрированными.
В справке врио начальника ТП N107 ОУФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Гатчинском районе от ДД.ММ.ГГГГ N отражено, что избиратель ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, имеет паспорт N, а избиратель ФИО6 имеет паспорт N N.
В результате проверки подписных листов, рабочей группой составлены ведомость проверки подписных листов от 02.08.2013 и итоговый протокол проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Законодательного собрания Ленинградской области пятого созыва по Коммунарскому одномандатному избирательному округу N 17 от 05.08.2013, согласно которым: количество заявленных подписей избирателей - 292; количество представленных подписей избирателей - 292; отобрано для проверки посредством случайной выборки папок-1 папка за N; количество проверенных подписей избирателей - 55; количество недостоверных (недействительных) подписей избирателей- 10(18%); количество достоверных подписей избирателей- 45.
Согласно ведомости проверки подписных листов от 02.08.2013 и итогового протокола проверки подписных листов от 05.08.2013 признаны недействительными:
- 6 подписей избирателей в связи с тем, что избиратели в подписных листах указали сведения, не соответствующие действительности по п.п. "в" п.6-4 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ;
-6 подписей избирателей в связи с тем, что сведения о кандидате в подписном листе указаны не в полном объеме, имеются исправления специально неоговоренные кандидатом по п.п. "з" п.6-4 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ.
30 июля 2013 года Терентьев В.Д. уведомлен о том, что 07 августа 2013 года в 16 час. состоится заседание территориальной избирательной комиссии Гатчинского муниципального района Ленинградской области с полномочиями окружной избирательной комиссии Коммунарского одномандатного избирательного округа N17, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации либо об отказе в регистрации его кандидатом в депутаты Законодательного собрания Ленинградской области.
Решением Территориальной избирательной комиссии Гатчинского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии Коммунарского одномандатного избирательного округа N17 от 07.08.2013 N7/60 Терентьеву В.Д. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного собрания Ленинградской области пятого созыва по Коммунарскому одномандатному избирательному округу N 17, выдвинутого в порядке самовыдвижения в соответствии с ч.24 ст.25 Областного закона Ленинградской области от 01.08.2006 N 77-оз "О выборах депутатов Законодательного собрания Ленинградской области", п.п "д" п.24 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и на основании итогового протокола проверки подписных листов кандидата; в решении комиссии отражено, что из 55 проверенных подписей недостоверными (недействительными) являются 10 подписей или 18% от общего числа отобранных для проверки подписей избирателей; достоверными признаны 45 подписей. О принятом решении заявитель в тот же день уведомлен телеграммой.
Копия постановления территориальной избирательной комиссии Гатчинского муниципального района Ленинградской области с полномочиями окружной избирательной комиссии Коммунарского одномандатного избирательного округа N17 от 07.08.2013 N7\60 вручена заявителю 13.08.2013.
Постановлением Избирательной комиссии Ленинградской области от 13 августа 2013 года N 29/219 жалоба Терентьева В.Д. на решение территориальной избирательной комиссии Гатчинского муниципального района Ленинградской области от 07.08.2013 N 7/60 оставлена без удовлетворения по тем основаниям, что выводы территориальной избирательной комиссии о признании недействительными 10 подписей избирателей(18% от общего числа отобранных для проверки подписей избирателей) по установленным территориальной избирательной комиссией основаниям являются правильными. Следовательно, отказ в регистрации кандидата соответствует требованиям п.п. "д" п.24 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Избирательная комиссия посчитала, что основанием для признания недействительными 6 подписей избирателей на подписном листе N8 (строки 1-7) в папке N4 следует считать подпункт "и" п.6-4 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ, а не подпункт "з" п.6-4 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ, так как первая правовая норма является специальной по отношению к положениям подпункта "з" п.6-4 ст.38 названного Федерального закона.
Исследовав подлинные подписные листы, находящиеся в папке N4, суд приходит к следующему.
1 подпись избирателя ФИО6(строка N на подписном листе N) признана недействительной по основаниям п.п. "в" п.6-4 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ в связи с указанием недостоверных паспортных данных, что подтверждено справкой ОУФМС;
1 подпись избирателя ФИО5 (строка N на подписном листе N) признана недействительной по основаниям п.п. "в" п.6-4 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ в связи с указанием недостоверных паспортных данных, что подтверждено справкой ОУФМС;
1 подпись избирателя ФИО12(строка 7 на подписном листе 5) признана недействительной по основаниям п.п. "в" п.6-4 ст.38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N67-ФЗ в связи с указанием недостоверных паспортных данных, что подтверждено справкой ОУФМС;
3 подписи избирателей, а именно: подписи ФИО4 (строка N подписной лист N), ФИО2(строка N подписной лист N), ФИО3(строка N подписного листа N) признаны недействительными по п.п. "в" п.6-4 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ в связи с указанием сведений, не соответствующих действительности, так как указанные лица не значатся зарегистрированными.
6 подписей избирателей в подписном листе N (подписи с N по N) признаны недействительными территориальной избирательной комиссией по п.п. "з" п.6-4 ст.38 Федерального закона N67-ФЗ в связи с наличием неоговоренных кандидатом исправлений в номере специального избирательного счета.
В Постановлении Избирательной комиссии Ленинградской области от 13.08.2013 N 29/219 постановлено, что основанием для признания недействительными 6 подписей избирателей на подписном листе N (строки N) в папке N следует считать подпункт "и" п.6-4 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ, а не подпункт "з" п.6-4 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ, так как первая правовая норма является специальной по отношению к положениям подпункта "з" п.6-4 ст.38 названного Федерального закона.
В данной части суд считает обоснованным изменение оснований для признания недействительными 6 подписей в подписном листе N недействительными на п.п. "и" п.6-4 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ в силу того, что несоблюдение правила об указании специального избирательного счета является согласно п.п. "и" п. 6-4 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ самостоятельным основанием для признания подписи недействительной.
Учитывая, что в подписном листе N в номере специального избирательного счета содержится исправление, которое не позволяет сделать однозначный вывод о действительном, реальном номере специального избирательного счета, то суд считает обоснованным вывод Избирательной комиссии Ленинградской области об изменении основания для признания указанных 6 подписей недействительными, отраженный в постановлении от 13.08.2013 за N29/219.
Таким образом, в результате проверки 55 подписей избирателей, подлежащих проверке, обоснованно установлено, что 10 подписей избирателей (18% от общего числа отобранных для проверки), являются недействительными по основаниям п.п. "в", "и", п.6-4 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 (ред. от 25.07.2011) N 67-ФЗ, что в силу п.п. "д" п.24 ст.38 названного Федерального закона явилось безусловным правовым основанием для отказа в регистрации кандидата Терентьева В.Д
Соответственно, по делу не имеется правовых оснований для отмены решения территориальной избирательной комиссии Гатчинского муниципального района Ленинградской области с полномочиями окружной избирательной комиссии Коммунарского одномандатного избирательного округа N17 от 07 августа 2013 года N 7/60 и постановления Избирательной комиссии Ленинградской области от 13 августа 2013 года, и для обязания территориальной избирательной комиссии принять решение о регистрации кандидата.
В силу требований ст.ст.37, 38 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" допущенные нарушения в указании номеров паспортов избирателей, не могут быть признаны техническими ошибками, не влекущими признание недействительными соответствующих подписей избирателей.
Довод заявителя о том, что и при условии признания недействительными 10 подписей избирателей им представлено достаточное количество достоверных подписей избирателей не может быть судом признан обоснованным, так как основанием для отказа в регистрации кандидата явилось выявление 10 и более процентов недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, а не представление недостаточного количества достоверных подписей избирателей.
С учетом изложенного, суд считает необоснованными доводы заявителя о нарушении его избирательных прав.
Суждение заявителя о несоблюдении порядка принятия и хранения подписных листов является голословным и основан на предположениях.
Поскольку в силу положений главы 26 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд только в защиту своих прав не может быть учтено судом и утверждение заявителя о нарушении прав иных лиц, подписи которых представлены им в подписных листах.
В остальной части доводы заявителя сводятся к неверному толкованию положений федерального и областного избирательного законодательства и не влияют на правильность принятого избирательной комиссией решения об отказе в регистрации кандидата.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 261 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявления Терентьева В.Д. об отмене решения территориальной избирательной комиссии Гатчинского муниципального района Ленинградской области с полномочиями окружной избирательной комиссии по Коммунарскому одномандатному избирательному округу N17 от 07 августа 2013 года об отказе в регистрации его кандидатом в депутаты Законодательного собрания Ленинградской области пятого созыва по Коммунарскому одномандатному избирательному округу N17, об отмене постановления Избирательной комиссии Ленинградской области от 13 августа 2013 года N 29/219 и об обязании территориальной избирательной комиссии Гатчинского муниципального района Ленинградской области с полномочиями окружной избирательной комиссии по Коммунарскому одномандатному избирательному округу N17 принять решение о его регистрации в качестве кандидата в депутаты Законодательного собрания Ленинградской области пятого созыва, отказать.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы и апелляционного представления через Ленинградский областной суд в Верховный Суд Российской Федерации в течение 5 дней со дня принятия решения суда.
Судья Е.Е. Морозкова
Решение в окончательной форме изготовлено 23 августа 2013 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.