Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
Председательствующего Ильичевой Т.В.,
судей Рябинина К.В., Титовой М.Г.,
при секретаре Шацких С.Г.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционному представлению Военного прокурора Санкт-Петербургского гарнизона на решение Лужского городского суда Ленинградской области от 09 июля 2013 года по гражданскому делу N по иску Военного прокурора Санкт-Петербургского гарнизона, в защиту интересов Российской федерации. к Н.В.А. о возмещении ущерба государству.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Рябинина К.В., объяснения помощника военного прокурора Санкт-Петербургского гарнизона Шапошникова М.С., поддержавшего доводы представителя истца, просившего жалобу удовлетворить, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда,
УСТАНОВИЛА:
Истец обратился в суд с требованием к ответчику о возмещении ущерба государству, причиненного досрочным расторжением контракта о прохождении военной службы; просил взыскать с ответчика в пользу Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Военная академия тыла и транспорта имени генерала армии А.В. Хрулева" Министерства обороны Российской Федерации средства федерального бюджета, затраченные на его военную подготовку в размере *** рублей.
Решением Лужского городского суда Ленинградской области от 09 июля 2013 года исковые требования были удовлетворены частично. С ответчика в пользу Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Военная академия тыла и транспорта имени генерала армии А.В.Хрулева" Министерства обороны Российской Федерации взысканы средства федерального бюджета, затраченные на его военную подготовку, в размере *** рублей, взыскана государственная пошлина в бюджет в размере *** рублей.
Не согласившись с законностью и обоснованностью вынесенного решения, истец подал апелляционное представление, в котором просит обжалуемое решение изменить и вынести новое решение об удовлетворении исковых требований в заявленном объеме. В обоснование жалобы истец указывает, что положения п. 7 ст. 35 ФЗ "О воинской обязанности и воинской службе" устанавливают обязанность для граждан, отчисленных из ВУЗов за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться, либо отказавшихся заключить контракты о прохождении военной службы, возместить средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку. При этом, указанная норма закона не разграничивает обязанности по возмещению указанных затрат между гражданами, проходящими военную службу по призыву или по контракту.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, определив в порядке ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие извещённых, но не явившихся в судебное заседание лиц, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
В соответствии с п.7 ст.35 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" граждане, отчисленные из военных образовательных учреждений профессионального образования или учебных военных центров при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшиеся заключить контракты о прохождении военной службы, а также граждане, окончившие указанные образовательные учреждения и уволенные с военной службы ранее срока, установленного контрактом о прохождении военной службы, по основаниям, предусмотренным подпунктами "д", "е", "е.1" и "з" пункта 1, подпунктами "в" и "д" пункта 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку. Указанные граждане не возмещают средства федерального бюджета, затраченные на обеспечение исполнения ими обязанностей военной службы в период обучения. Порядок исчисления размера возмещаемых средств определяется Правительством Российской Федерации.
Порядок исчисления размера возмещаемых расходов определяется Постановлением Правительства Российской Федерации N 402 от 25 июня 2007 года, которым утверждена "Методика исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан РФ в военных образовательных учреждениях профессионального образования".
Согласно подпункту "а" пункта 7 данной методики граждане возмещают средства федерального бюджета, затраченные на военную подготовку, по текущему значению суммы подлежащих возмещению средств.
Для граждан, отчисленных из вузов, текущее значение суммы подлежащих возмещению средств устанавливается в размере, рассчитанном по формуле: ТЗ = ФЗ * (ПЛО + ПМО/12), где: ТЗ - текущее значение суммы подлежащих возмещению средств в случае отчисления из военного учебного заведения, тысяч рублей; ФЗ - фиксированное значение суммы подлежащих возмещению средств, тыс. рублей в год; ПЛО - количество полных лет обучения (1 год - 365 дней) в военно-учебном заведении; ПМО - количество полных месяцев обучения (1 месяц - 30 дней), прошедших со дня зачисления в военно-учебное заведение (для первого года обучения), либо со дня истечения полного года обучения (для последующих лет обучения).
Судом первой инстанции на основании представленных сторонами доказательств установлено, что 01 августа 2007 года Н.В.А. добровольно поступил в ФГК ВОУ ВПО "Военно-транспортный университет Железнодорожных войск" Министерства обороны Российской Федерации (далее ВТУ ЖДВ). Приказом начальника ВТУ ЖДВ от 01 августа 2007 года N 217 зачислен на 1-й курс военного образовательного учреждения на должность курсанта, присвоено воинское звание "рядовой".
30 мая 2009 года Н.В.А. заключил контракт о прохождении военной службы с Министерством обороны Российской Федерации в лице начальника филиала ВТУ ЖДВ на время обучения в академии и пяти лет военной службы после окончания
Приказом начальника ВТУ ЖДВ от 10 июля 2012 года N 157 ответчик отчислен из ВТУ ЖДВ в соответствии с пунктом 94 Руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 12 марта 2003 года N 80 (по неуспеваемости), и в соответствии с пунктом 4 статьи 35 Федерального закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" исключен из списков курсантов.
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 года N 1951-р ФГОУ ФПО "Военно-транспортный университет железнодорожных войск и военных сообщений" 20 июля 2010 года прекратило свою деятельность в связи с присоединением к Федеральному государственному военному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Военная академия тыла и транспорта имени генерала армии А.В. Хрулева" Министерства обороны Российской Федерации (далее ВАТТ) в качестве его филиала.
Из Устава ВАТТ, утвержденного Министром обороны Российской Федерации, следует, что академия является некоммерческой организацией - федеральным государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с расчетом фиксированных значений сумм, подлежащих возмещению средств, размер которых включается в контракт о прохождении военной службы, в ВТУ ЖДВ, утвержденным начальником расквартирования и обустройства Министерства обороны Российской Федерации в 2008 году, фиксированное значение составляет *** рублей на 2007 год.
Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что в первые два года обучения до заключения контракта ответчик проходил обычную службу по призыву, то есть выполнял свою конституционную обязанность, а обучение курсантов производилось в целях исполнения ими обязанностей военной службы, в связи с чем, заявленные ответчиком, по мнению суда, должны быть взысканы только за период с момента подписания контракта до подписания приказа об отчислении - с 30.05.2009 г. по 10.07.2012 г. в размере *** рублей.
Судебная коллегия не может согласиться с приведенными выводами и суждениями суда первой инстанции, как основанными на неправильном толковании и применении норм материального права.
Военная служба, по смыслу статьи 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 37 (часть 1), 71 (пункт "м"), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункты "д", "е" части 1), представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их особый правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 30 сентября 2004 года N 322-О).
В соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" граждане Российской Федерации, не проходившие военную службу и поступившие в военные образовательные учреждения профессионального образования с момента зачисления в указанные учреждения приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву; по достижении ими возраста 18 лет, но не ранее окончания первого курса обучения в указанных образовательных учреждениях, такие граждане заключают контракт о прохождении военной службы (пункт 3 статьи 2, статьи 32, 34, 35, пункт 10 статьи 38 Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе").
В силу статьи 8 Положения о порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237) контракт с военнослужащим, поступающим в военно-учебное заведение или обучающимся в нем, заключается на время обучения в военно-учебном заведении и на пять лет военной службы после его окончания, что направлено на обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации квалифицированными кадрами.
Заключая указанный контракт, граждане, поступившие в военное образовательное учреждение профессионального образования, добровольно принимают на себя предусмотренные этим контрактом обязанности, обусловленные особым статусом военнослужащего, а также спецификой обучения в таком образовательном учреждении, а государство гарантирует им прохождение оплачиваемой военной службы с предоставлением гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Обязанность граждан, отчисленных из военных образовательных учреждений профессионального образования по основаниям, связанным с их виновным поведением, возместить средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку, установленная пунктом 7 статьи 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", предполагает возмещение государству фактически понесенных им расходов на подготовку военных специалистов для государственных нужд в том случае, когда они по своей вине не завершили обучение.
При заключении контрактов о прохождении военной службы с гражданами, обучающимися в военных образовательных учреждениях профессионального образования, условие о возмещении средств, указанных в п. 7 ст. 35 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", а также размер подлежащих возмещению средств включается в контракт о прохождении военной службы.
Таким образом, приведенные нормы прямо устанавливают обязанность граждан, отчисленных из образовательных учреждений по основаниям, связанным с их виновным поведением, возместить денежные средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку в военных образовательных учреждениях профессионального образования.
Вместе с тем, из содержания данной статьи следует, что возмещению подлежат все затраченные на обучение средства федерального бюджета, в том числе и за время обучения, до заключения контракта.
Закон связывает необходимость возмещения затраченных средств федерального бюджета с их фактической затратой, а не с фактом заключения контракта, содержащего указание на обязанность по возврату затраченных денежных средств. Выводы суда о том, что ответчик не должен возмещать средства федерального бюджета, затраченные до заключения с ним контракта, то есть до 30.05.2009 года, являются ошибочными, поскольку истцом с ответчика взыскиваются денежные средства, потраченные не на обеспечение исполнения им обязанностей военной службы в период обучения, а денежные средства, затраченные на военную подготовку.
Кроме того, подписывая контракт о прохождении военной службы, ответчик добровольно согласился возместить в случаях, предусмотренных ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", средства федерального бюджета, затраченные на его военную или специальную подготовку.
Определяя размер средств, затраченных на военную подготовку Н.В.А., подлежащих возмещению, судебная коллегия приходит к выводу о том, что расчет задолженности, представленный истцом является правильным, поскольку он сделан в соответствии с Методикой исчисления подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку граждан РФ в военных и образовательных учреждениях профессионального образования, утвержденной Постановлением Правительства РФ N 402 от 25 июня 2007 года.
Помимо этого, судебная коллегия по гражданским делам обращает внимание на то обстоятельство, что представленный истцом расчет ответчиком не оспорен и не опровергнут.
Соответственно с Н.В.А. в пользу Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Военная академия тыла и транспорта имени генерала армии А.В. Хрулева" Министерства обороны Российской Федерации подлежит взысканию в счет возмещения ущерба государству, причиненного досрочным расторжением контракта о прохождении военной службы денежная сумма в размере *** рублей.
Также подлежит изменению размер госпошлины, подлежащий взысканию с ответчика в силу положений ч. 1 ст. 103 ГПК РФ в доход местного бюджета, который с учетом требований абз. 3 п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ составит *** *** копейки.
Руководствуясь ч.1 ст.327.1, ч.1 ст.328, ч.1 ст.329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Лужского суда Ленинградской области от 09 июля 2013 года изменить, изложив его в следующей редакции.
Взыскать с Н.В.А. в пользу Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Военная академия тыла и транспорта имени генерала армии А.В. Хрулева" Министерства обороны Российской Федерации средства федерального бюджета, затраченные на его военную подготовку, в размере *** рублей.
Взыскать с Н.В.А. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере *** рубля *** копейки.
Председательствующий:
Судьи:
Судья: ...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.