Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Пономаревой Т.А.,
судей Григорьевой Н.М., Тумашевич Н.С.,
при секретаре Давыдович Ю.О.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе истца Кирпу О. А. на решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 22 августа 2013 года, которым отказано в удовлетворении искового заявления Кирпу О. А. к администрации Лисинского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области о взыскании денежной компенсации.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Тумашевич Н.С., объяснения истца Кирпу О. А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Кирпу О. А. обратилась в Тосненский городской суд Ленинградской области с исковым заявлением к администрации Лисинского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области, главе администрации Уткину А.И. и, уточнив в ходе рассмотрения дела исковые требования, просила взыскать денежную компенсацию в размере "данные изъяты" руб.
В обоснование заявленных требований Кирпу О.А. ссылалась на то, что в годы СССР финны Ленинградской области подверглись геноциду, репрессиям. В 1935 году она, ее братья и сестры стали сиротами, их направили в разные детские дома. Кирпу О.А. была распределена в детский дом "адрес", в последующем детский дом в период блокады в Ленинграде был эвакуирован в "адрес", где она в 1951 году получила педагогическое образование. После Великой Отечественной войны репрессии в отношении финнов на территории "адрес" продолжались, истец была лишена возможности вернуться на родину. После принятия Закона РФ от 18 октября 1991 года "О реабилитации жертв политических репрессий" финны, как и другие репрессированные народы, получили право на возвращение в родные места.
Администрация Лисинского сельского поселения отказала истцу в возвращении на том основании, что на территории поселения отсутствует финская община. При этом в Великую Отечественную войну и после ее окончания было введено ограничение паспортного режима, запрещающее прописку и проживание в Ленинграде и Ленинградской области. Ограничение паспортного режима, введенное для финнов Ленинградской области, было признано политической репрессией. После окончания войны финны стали репрессированными по национальному признаку в административном порядке органами исполнительной власти. Истец полагает, что имеет право жить на родине, в связи с чем просила администрацию Лисинского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области выделить ей земельный участок. Однако, поскольку у ответчика отсутствует в наличие земельный участок площадью 10-12 соток с пригодным для жилья домом, истец просила взыскать компенсацию исходя из стоимости недвижимости в Гатчинском и Тосненском районе Ленинградской области (л.д. 4-6, 17-18, 102).
Определением Тосненского городского суда Ленинградской области от 23 июля 2013 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена администрация Тосненского района Ленинградской области (л.д. 49).
Решением Тосненского городского суда Ленинградской области от 22 августа 2013 года в удовлетворении исковых требований Кирпу О.А. отказано (л.д. 106-112).
Кирпу О.А. не согласилась с законностью и обоснованностью постановленного решения, представила апелляционную жалобу, в которой просила решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 22 августа 2013 года отменить.
Податель жалобы указывает на то, что суд при принятии решения нарушил положения ст.ст. 27, 40 Конституции РФ, поскольку жилым помещением истец не обеспечена, ее единственный доход пенсия, которой недостаточно для покупки жилья, представленный администрацией перечень документов для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, ущемляет ее права. В соответствии со ст. 205 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) в случае отсутствия имущества истец вправе требовать компенсацию.
Суд при принятии решения нарушил нормы процессуального права, поскольку истец присутствовала в судебных заседаниях только 05 июня и 22 августа, представителя ответчика в судебном заседании не было, какие возражения были им представлены, Кирпу О.А. не знает, при этом суд не предложил ознакомиться с материалами гражданского дела.
Кроме того, суд принял за основу решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 31 августа 2010 года, в то время как после состоявшегося решения Кирпу О.А. обращалась в Администрацию Президента, Конституционный Суд Российской Федерации, в связи с чем решение Калининского районного суда в соответствии с п. 6 ст. 125 Конституции РФ не должно было приниматься за основу для отказа в удовлетворения иска.
Администрация Лисинского сельского поселения отказывается принять истца на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и обеспечить жилым помещением, а Тосненский городской суд Ленинградской области не применил положения ст.ст. 12, 13 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" (л.д. 119-122).
На рассмотрение и разрешение жалобы в суде апелляционной инстанции представители администрации Лисинского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области, администрация Тосненского района Ленинградской области не явились, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, об уважительной причине неявки не сообщили.
Присутствовавшая в судебном заседании истец Кирпу О.А. поддержала доводы апелляционной жалобы.
В отсутствие возражений со стороны истца суд апелляционной инстанции постановил определение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц с учетом имеющихся в материалах дела сведений о надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы (л.д.158-160).
Проверив материалы дело, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Кирпу О.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ года рождения в селе "адрес" РСФСР, отец - К.А.П. по национальности финн, мать- К.Е.П. по национальности финка, что подтверждается свидетельством о рождении (л.д. 7).
Согласно ответу Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга в документах коллекции метрических книг евангелическо-лютеранских церквей в метрической книге прихода Лисиля Царкосельского уезда Санкт-Петербургской губернии за 1899 год в актовой записи N значится: А - родился ДД.ММ.ГГГГ, крещен ДД.ММ.ГГГГ, отец - П.А.Кирпу, мать - Е.И.С ... Оба евангелическо-лютеранского вероисповедания (л.д. 8).
Как следует из архивной справки ДД.ММ.ГГГГ N К-328 Объединенного ведомственного архива Кировского департамента образования Кирпу О.А. в 1942 году была эвакуирована из Ленинграда в "адрес" детский дом N, где воспитывалась до 1947 года (л.д. 101).
Судом первой инстанции также установлено, что после окончания Великой Отечественной войны Кирпу О.А. была лишена права вернуться на постоянное место жительства в Ленинградскую область, поскольку в отношении финнов было введено ограничение проживания в городе Ленинграде и Ленинградской области.
Из материалов дело также следует, что решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 31 августа 2010 года, вступившим в законную силу 09 декабря 2010 года, Кирпу О.А. отказано в признании ее жертвой политических репрессий и выдаче справки о реабилитации, в виду отсутствия сведений о применении в отношении истца и ее родителей политических репрессий, а также доказательств того, что Кирпу О.А. была лишена возможности после окончания Великой Отечественной войны вернуться в Ленинград и Ленинградскую область, подверглась политической репрессии в административном порядке в 1951 году. Таким образом, указанным решением суда не установлено ограничение прав и свобод Кирпу О.А.
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 01 ноября 2012 года N 2003-О по жалобе гражданки Кирпу Ольги Александровны на нарушение ее конституционных прав статьей 1 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" установлено, что по смыслу оспариваемой в жалобе О.А. Кирпу статьи 1 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", политическими репрессиями признаются такие меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, которые влекут лишение или ограничение прав и свобод лиц - жертв политических репрессий. Приведенный в ней перечень мер принуждения является открытым, что способствует наиболее полной защите прав и свобод граждан.
Таким образом, сама по себе статья 1 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" не препятствует признанию политической репрессией установление для граждан - финнов по национальности, депортированных во время Великой Отечественной войны из города Ленинграда и Ленинградской области без помещения на спецпоселения, запрета вернуться к прежнему месту жительства для постоянного проживания, а потому не исключает признание лиц, относящихся к данной категории, жертвами политических репрессий.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку Кирпу О.А. не представлено доказательств вынужденного переселения, связанного с репрессиями родственников, факт вынужденного переселения решением суда не установлен, в связи с чем оснований для взыскания с ответчика денежной компенсации, являющейся способом восстановления истца в гражданских правах, в соответствии со ст. 13 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" не имеется.
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда соглашается с данным выводом исходя из следующего.
Согласно ст. 13 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" признается право реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, возвращаться для проживания в те местности и населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий. В случае возвращения на прежнее место жительства реабилитированные лица и члены их семей принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством субъектов Российской Федерации. Это право распространяется также на членов их семей и других родственников, проживавших совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также на детей, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении.
Таким образом, федеральным законодательством установлено право утративших жилые помещения в связи с репрессиями реабилитированных лиц на возвращение на прежнее место жительства. Данное право реализуется путем принятия реабилитированных лиц и членов их семей на учет и обеспечения жилыми помещениями. При этом, установление порядка учета и обеспечения жилыми помещениями указанной категории граждан федеральным законодательством отнесено к компетенции субъекта Российской Федерации
Закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" является специальным законом, направленным на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации, возлагающих на государство обязанность защищать права потерпевших от злоупотреблений властью.
Как следует из преамбулы данного Закона, федеральный законодатель при его принятии исходил из признания особой ответственности государства перед гражданами, ставшими в годы Советской власти жертвами произвола тоталитарного государства, репрессированными за политические и религиозные убеждения, по социальным, национальным и иным признакам; цель данного Закона - реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба.
Указанный закон определяет круг лиц, подвергшихся политическим репрессиям и подлежащих реабилитации, а также пострадавших от политических репрессий, порядок разрешения вопроса о реабилитации, а также ее общие правовые последствия, которые включают, в частности, восстановление в гражданстве Российской Федерации, в специальных званиях, возвращение государственных наград, обеспечение жилыми помещениями в населенных пунктах, где реабилитированные лица проживали до применения репрессий, предоставление единовременных денежных компенсаций за время нахождения в местах лишения свободы или пребывания в психиатрических лечебных учреждениях, возвращение (или возмещение стоимости) утраченного в связи с репрессиями имущества (статьи 12 - 15, 16.1).
Наряду с этим статья 16 названного Закона в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, содержала перечень льгот для реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в том числе при обращении за медицинской помощью, пользовании транспортом, оплате жилой площади и коммунальных услуг, расходы на предоставление которых производились за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Предоставление реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, льгот (именуемых теперь мерами социальной поддержки) было направлено на создание благоприятных условий для реализации прав и свобод названными категориями граждан и обеспечение их социальной защищенности. По своей правовой природе эти льготы носили компенсаторный характер (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2003 года N 282-О по запросу Правительства Хабаровского края о проверке конституционности абзаца третьего пункта 5 Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и от 5 июля 2005 года N 246-О по жалобе гражданина И.В.Кузнецова на нарушение его конституционных прав подпунктом 5 пункта 1 приложения 20 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2004 год") и в совокупности с иными предусмотренными Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" мерами были призваны способствовать возмещению причиненного в результате репрессий вреда.
Следовательно, льготы, которые устанавливались федеральным законодателем для реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в их материальном (финансовом) выражении входят в признанный государством объем возмещения вреда.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ перечень этих льгот из статьи 16 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" был исключен и одновременно установлено, что указанные лица обеспечиваются мерами социальной поддержки на основании законов субъектов Российской Федерации, а соответствующие расходные обязательства являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Согласно Конституции Российской Федерации регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, финансовое регулирование, федеральный бюджет находятся в ведении Российской Федерации (статья 71, пункты "в", "ж", "з"); защита прав и свобод человека и гражданина, социальная защита, включая социальное обеспечение, - в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункты "б", "ж" части 1). По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации; по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 76, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации).
Отнесение защиты прав и свобод человека, социальной защиты к совместному ведению означает, что ответственность за состояние дел в указанных сферах возлагается как на Российскую Федерацию, так и на каждый из ее субъектов. При этом, по смыслу статей 11 (часть 3), 72, 76 (части 2 и 5) и 94 Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель, осуществляя регулирование вопросов, относящихся к тому или иному предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, вправе определять конкретные полномочия и компетенцию органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствующей сфере, равно как и устанавливать принципы разграничения предметов ведения и полномочий (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 9 января 1998 года N 1-П по делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 февраля 1997 года N 13-О по запросу Законодательного Собрания Иркутской области о соответствии Конституции Российской Федерации ряда статей Водного кодекса Российской Федерации). Это предполагает также возможность передачи осуществления части полномочий по предметам совместного ведения, которые реализовывались органами государственной власти Российской Федерации, субъектам Российской Федерации с соответствующим разграничением расходных обязательств Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении указанных полномочий.
Поэтому федеральный законодатель, закрепляя различного рода меры, направленные на восстановление и защиту прав реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, на возмещение причиненного им вреда, и определяя степень и формы участия субъектов Российской Федерации в их реализации, вправе установить, что обеспечение указанных лиц мерами социальной поддержки осуществляется субъектами Российской Федерации, и отнести расходные обязательства по обеспечению ими к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Областного закона Ленинградской области от 01 декабря 2004 года N 106-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Ленинградской области" право на социальную поддержку в соответствии с настоящим областным законом имеют жертвы политических репрессий - реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, в соответствии с Законом Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий".
В Постановлении Верховного Совета Российской Федерации от 29 июня 1993 года N 5291-1 указано, что в целях восстановления исторической справедливости в отношении репрессированных российских финнов, их реабилитации, основываясь на Законе РСФСР "О реабилитации репрессированных народов", Верховный Совет Российской Федерации постановляет: ... 5) поручить органам местного самоуправления оказывать практическую помощь в расселении и обустройстве российских финнов, подвергшихся насильственному выселению, и членов их семей, возвратившихся в индивидуальном порядке в места традиционного проживания на территории Российской Федерации. На основании их заявлений в соответствии с земельным законодательством выделять им земельные участки по установленным нормам для индивидуального жилищного строительства, оказывать содействие в организации крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, различных видов кооперативов, акционерных обществ. Предусмотреть образование с этой целью земельного фонда.
Законом Ленинградской области от 26 октября 2005 года N 89-оз "О порядке ведения органами местного самоуправления Ленинградской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" (пп. "б" п. 1 ст. 1) установлено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право определенные федеральным законом или областным законом категории граждан, которые могут быть признаны по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или областным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, Кирпу О.А. зарегистрирована и постоянно проживает по адресу: "адрес" с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 95).
Судом первой инстанции также установлено, что Кирпу О.А. в установленном законе порядке, в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях администрацией Лисинского сельского поселения Тосненского района не признавалась.
Таким образом, отказывая в удовлетворении требований суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что поскольку Кирпу О.А. не принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях в соответствующем муниципальном образовании, то оснований для удовлетворения ее требований у суда не имеется.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют сведения о том, что Кирпу О.А. в установленном законе порядке, в соответствии с требованиями ст.ст. 6-11 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" признана таким лицом, равно как отсутствует установленный в отношении истца факт политических репрессий и утраты в связи с этим имущества.
Не может быть положен в основу отмены решения суда первой инстанции довод жалобы о том, что суд не предложил истцу ознакомиться с материалами дела, поскольку в силу диспозитивного характера субъективного гражданского процессуального права ни на кого не может быть возложена обязанность реализации предусмотренных статьей 35 ГПК РФ прав лиц, участвующих в деле.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами городского суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь ч.1 ст.327.1, п.1 ст. 328, ч.1 ст.329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 22 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Кирпу О. А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
судья: Петрова И.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.