Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Ильичевой Т.В.,
судей: Рябинина К.В., Титовой М.Г.,
с участием прокурора Гавриловой Е.В.,
при секретаре Шацких С.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации Волховского муниципального района Ленинградской области на решение Волховского городского суда Ленинградской области от 05 августа 2013 года, которым удовлетворены исковые требования Волховского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Волховского муниципального района Ленинградской области, гаражному кооперативу "Пятое колесо" о признании незаконным бездействия по ликвидации несанкционированной свалки и обязании организовать процесс сбора и вывоза отходов производства и потребления.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Титовой М.Г., заключение прокурора Гавриловой Е.В., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Волховский городской прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Волховского муниципального района Ленинградской области и гаражному кооперативу "Пятое колесо" о признании незаконным бездействия по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления, расположенной в границах МО г. Волхов на территории гаражного кооператива "Пятое колесо" около разворотного кольца автобуса N, об обязании ответчиков организовать надлежащим образом процесс сбора и вывоза таких отходов специализированным транспортом на санкционированный полигон твердых бытовых отходов.
В обоснование заявленных требований Волховский городской прокурор, ссылаясь на положения ст. 42 Конституции РФ, ст. ст. 11, 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", ст.ст. 8, 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", ст. 8 Федерального закона "О санитарном эпидемиологическом благополучии населения", п. 18 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", указал, что ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка, в ходе которой было установлено, в границах МО "адрес" на территории гаражного кооператива "Пятое колесо" около разворотного кольца автобуса N выявлена несанкционированная свалка отходов производства и потребления - твердых бытовых отходов, объемом "данные изъяты" куб. м, площадью загрязнения "данные изъяты" кв.м.
В настоящее время администрация Волховского муниципального района Ленинградской области в силу Соглашения о передаче ей части полномочий администрации муниципального образования город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области, утвержденного решением Совета депутатов МО г. Волхов от 16 октября 2012 года и решением Совета депутатов Волховского муниципального района от 18 октября 2012 года, является органом управления, осуществляющим организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципального образования.
Ненадлежащее выполнение администрацией Волховского муниципального района Ленинградской области и гаражным кооперативом "Пятое колесо" возложенных законом обязанностей по организации процесса сбора и вывоза бытовых отходов ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, и создает опасность причинения вреда окружающей среде.
Определением от 23 июля 2013 года, вынесенным судом без удаления в совещательную комнату, к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, была привлечена администрация муниципального образования г. Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области.
Решением Волховского городского суда Ленинградской области от 05августа 2013 года исковые требования Волховского городского прокурора удовлетворены. Признано незаконным бездействие ответчиков по ликвидации несанкционированной свалки, на них возложена обязанность организовать надлежащим образом процесс сбора и вывоза отходов производства и потребления, незаконно размещенных в границах МО г. Волхов, на территории гаражного кооператива "Пятое колесо" около разворотного кольца автобуса N, по адресу: "адрес", специализированным транспортом на санкционированный полигон твердых бытовых отходов, в пятнадцатидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу. С гаражного кооператива "Пятое колесо" взыскана государственная пошлина в доход бюджета Волховского муниципального района в размере "данные изъяты" рублей.
В апелляционной жалобе администрация Волховского муниципального района Ленинградской области просит отменить указанное решение в части возложения на нее обязанности организовать процесс сбора и вывоза отходов производства и потребления, полагая, что в силу закона несанкционированная свалка должна быть ликвидирована ГК "Пятое колесо", на территории которого она находится.
В возражениях на апелляционную жалобу Волховский городской прокурор полагал доводы апелляционной жалобы необоснованными.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, определив в порядке ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие извещенных, но не явившихся в судебное заседание лиц, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Статья 42 Конституции РФ гарантирует право каждому на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 51 ФЗ от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", частью 1 ст. 22 ФЗ от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.
Согласно п. п. 3.1, 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Минздравом СССР 5 августа 1988 года N 4690-88, обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В соответствии со ст. 14 Областного закона Ленинградской области N7оз от 04 марта 2010 года органы местного самоуправления городских, сельских поселений и городского округа обязаны предпринимать меры по защите земель от загрязнения, захламления отходами производства и потребления, по недопущению организации свалок отходов, а также по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель в границах земельных участков, находящихся в собственности соответствующих муниципальных образований и не переданных в собственность, владение, пользование (аренду) иным лицам. В иных случаях обязанности по защите земель от загрязнения, захламления отходами производства и потребления, по недопущению организации свалок отходов, а также по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель возлагаются на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков, расположенных в границах соответствующих муниципальных образований, обязаны: нести бремя содержания земельного участка и бремя ответственности за нарушение требований в области обращения с отходами; предпринимать меры по защите земель от загрязнения, захламления отходами производства и потребления, по недопущению организации свалок отходов, а также по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель в границах соответствующих земельных участков; обеспечивать своевременный сбор и вывоз отходов с земельных участков в места, предназначенные для сбора, временного хранения, размещения отходов (в том числе путем заключения договоров на сбор и вывоз отходов со специализированными организациями). В случае обнаружения на земельном участке брошенных (иным образом оставленных в целях отказа от права собственности на них) отходов, собственник которых не установлен, лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, может обратить указанные отходы в свою собственность либо принимает меры к перемещению указанных отходов в санкционированные места размещения.
В ходе судебного разбирательства судом первой инстанции установлено, что при проведении проверки соблюдения требований федерального законодательства об охране окружающей в границах муниципального образования город Волхов прокуратурой на территории гаражного кооператива "Пятое колесо" около разворотного кольца автобуса N по "адрес" была выявлена несанкционированная свалка отходов производства и потребления, состав отходов - твердые бытовые отходы объемом "данные изъяты" куб. м., площадью загрязнения "данные изъяты" кв. м. (л.д. 12).
Из материалов дела следует, что земельный участок, на котором расположена несанкционированная свалка, по договору N от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с муниципальным образование Волховский муниципальный район "адрес", был передан в аренду Гаражному кооперативу "Пятое колесо" на срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 73-76).
Как видно из материалов дела, на момент выявления свалки и рассмотрения настоящего спора, вышеназванный договор аренды свое действие не прекратил, в установленном законом порядке не расторгнут, арендованный земельный участок МО г. Волхов (Волховское городское поселение) до настоящего времени не возвращен.
Таким образом, исходя из системного толкования вышеуказанных положений действующего законодательства, поскольку зафиксированная несанкционированная свалка расположена на территории, арендуемой ГК "Пятое колесо", то она подлежит ликвидации указанным лицом.
Изложенное подтверждается и обязательствами арендатора, содержащимися в пунктах N и ДД.ММ.ГГГГ договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым ответчик обязан не допускать действий, приводящих к ухудшению качественных характеристик участка, экологической обстановки на арендуемом земельном участке и прилегающих к нему территорий, выполнять работы по благоустройству, не нарушать прав других землепользователей и арендаторов, соблюдать при использовании земельных участков требования экологических, санитарно-гигиенических и иных правил и нормативов (л.д. 74).
Согласно п. 1 ст. 322 ГК РФ солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства.
Пунктом 18 ст. 14 ФЗ N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесены к вопросам местного значения поселения.
Вместе с тем, обязанность арендатора земельного участка по защите земель от загрязнения, захламления отходами производства и потребления, по недопущению организации свалок отходов и по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель предусмотрена действующим законодательством.
При таком положении у лиц, к которым процессуальным истцом одновременно предъявлены настоящие исковые требования, в рассматриваемом случае не имеется солидарной обязанности по ликвидации несанкционированной свалки, поскольку в силу прямого указания закона обязанность по сбору и вывозу мусора на арендуемом гаражным кооперативом земельном участке лежит на арендаторе, а потому общие положения ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в данном случае неприменимы.
При таком положении суд первой инстанции необоснованно возложил обязанность по сбору и вывозу отходов производства и потребления, незаконно размещенных на территории арендуемого ГК "Пятое колесо" земельном участка, на администрацию Волховского муниципального района Ленинградской области.
Исходя из изложенного, решение суда первой инстанции в части возложения на администрацию Волховского муниципального района Ленинградской области обязанности по ликвидации несанкционированной свалки подлежит отмене с вынесением решения об отказе в удовлетворении иска к указанному лицу.
Руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Волховского городского суда Ленинградской области от 05августа 2013 года в части признания незаконным бездействия по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления и обязания администрации Волховского муниципального района Ленинградской области организовать процесс сбора и вывоза отходов производства и потребления отменить.
Волховскому городскому прокурору в удовлетворении иска, предъявленного в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации Волховского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным бездействия по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления и об обязании организовать процесс сбора и вывоза отходов производства и потребления с территории несанкционированной свалки - отказать.
В остальной части решение Волховского городского суда Ленинградской области от 05 августа 2013 года по настоящему делу оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи:
Судья Михеева О.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.