Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Горбатовой Л.В.
судей Астапенко С.А., Пучковой Л.В.
при секретаре Копыльцовой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе
Комитета по социальной защите населения Ленинградской области администрации Ленинградской области на решение Кировского городского суда Ленинградской области от 24 июля 2013 года по делу по иску Лапик С.П. к Комитету социальной защиты населения администрации Кировского муниципального района Ленинградской области об обязании назначить и выплатить ежемесячную денежную компенсацию.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Пучковой Л.В., объяснения представителя Комитета по социальной защите населения Ленинградской области администрации Ленинградской области - Чекстер В.М., представителя Комитета социальной защиты населения администрации Кировского муниципального района Ленинградской области - Сапачук С.П., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Лапик С.П. - Оброковой О.Ф., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Шабанова Л.Н ... Яшунова А.В., Аксенова Т.А., Путронен Л.М., Лапик С.П., Лебедева Т.А., Лебедева А.И. обратились в Кировский городской суд Ленинградской области с иском к Комитету социальной защиты населения администрации Кировского муниципального района Ленинградской области об обязании ответчика произвести назначение и выплату ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения, отопления и освещения в размере 100% с ...
В обоснование своих требований указали, что постоянно проживают в поселке городского типа ... Кировского района Ленинградской области.
С ... года им, как педагогическим работникам, была прекращена выплата предусмотренной законом денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения, отопления и освещения в размере 100%. В связи с чем, истцы были вынуждены воспользоваться мерой социальной поддержки по социальной категории "Ветеран труда", поскольку иного не предоставлялось. В связи с отменой ограничений в части определения права на ежемесячную денежную компенсацию с учетом доходов семьи и распространением изменений на отношения, возникшие с ... , истцы повторно обратились в Комитет социальной защиты населения администрации Кировского муниципального района за назначением единовременной денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Однако соответствующий вопрос оставлен без рассмотрения. До настоящего времени денежная компенсация истцам не назначена.
Определением судьи от ... исковые требования Лапик С.П. выделены в отдельное производство (л.д. 19).
До принятия судом решения Лапик С.П. изменила предмет иска и просила суд признать за ней право на получение с ... ежемесячной денежной компенсации по социальной категории "педагогический работник, проживающий и работающий в сельской местности" в размере 100% расходов, произведенных по оплате за жилое помещение, за электроснабжение и отопление; взыскать с Комитета социальной защиты населения администрации Кировского муниципального района Ленинградской области задолженность по компенсации произведенных расходов на оплату за жилое помещение, за энергоснабжение и отопление за период с ... по ... в размере ... руб. ... коп.; обязать Комитет социальной защиты населения администрации Кировского муниципального района Ленинградской области ежемесячно выплачивать ей денежную компенсацию по социальной категории "педагогический работник, проживающий и работающий в сельской местности" в размере 100% расходов, произведенных по оплате за жилое помещение, за электроснабжение и отопление (л.д. 24).
Представитель ответчика Комитета социальной защиты населения администрации Кировского муниципального района Ленинградской области Сапачук С.П. требования истца не признала. В обоснование возражений относительно предмета спора указала, что у Лапик С.П. право на перерасчет размера ежемесячной денежной компенсации до размера ранее предоставляемой по состоянию на май 2011 года отсутствует, в связи с переходом в августе 2011 года на получение мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг как "Ветеран труда".
Комитет по социальной защите населения Ленинградской области администрации Ленинградской области своего представителя в суд первой инстанции не направил, представив письменный отзыв, в котором просил в удовлетворении иска Лапик С.П. отказать (л.д. 70-72).
Решением Кировского городского суда Ленинградской области от 24 июля 2013 года постановлено признать за Лапик С.П. право на получение с ... ежемесячной денежной компенсации по категории "педагогический работник, проживающий и работающий в сельской местности" в размере 100 % расходов, произведенных по оплате за жилое помещение, электроснабжение и отопление.
Взыскать с Комитета социальной защиты населения администрации Кировского муниципального района Ленинградской области за счет средств бюджета Ленинградской области в пользу Лапик С.П. задолженность по компенсации за период с ... по ... в размере ... руб. ... коп.
Обязать Комитет социальной защиты населения администрации Кировского муниципального района Ленинградской области, начиная с ... , ежемесячно выплачивать Лапик С.П. денежную компенсацию по социальной категории "педагогический работник, проживающий и работающий в сельской местности" в размере 100 % расходов, произведенных по оплате за жилое помещение, электроснабжение и отопление (л.д. 102-104).
В апелляционной жалобе Комитет по социальной защите населения Ленинградской области администрации Ленинградской области просит решение суда отменить. Полагает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, нарушены нормы материального и процессуального права. Указывает, что суд не привлек к участию в деле финансовый орган субъекта РФ - комитет финансов ЛО, разрешив вопрос о правах и обязанностях данного лица. Считает, что суд применил закон, не подлежащий применению. Настаивает на том, что у истца отсутствует право на перерасчет размера ежемесячной денежной компенсации по состоянию на май 2011 года (л.д. 110-113).
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Лапик С.П. просит решение Кировского городского суда Ленинградской области от ... оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения (л.д. 117-119).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Как разъяснено в пунктах 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Этим требованиям решение суда не отвечает.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Лапик С.П., проживая и работая в сельской местности, являясь педагогическим работником, на основании ч. 2 ст. 4 областного закона от 01 марта 2005 года N 13-оз (в редакции закона Ленинградской области от 30 декабря 2009 года N 120-оз) "Об оплате жилья и коммунальных услуг и мерах социальной поддержки специалистов, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа Ленинградской области", как специалист, указанный в пункте "г" части 1 статьи 2 настоящего областного закона, с ... до ... получала меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату 100 процентов за жилое помещение и ежемесячной денежной компенсация расходов на оплату 100 процентов за электроснабжение и отопление.
11 января 2011 года на основании Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 439-ФЗ, вступили в силу изменения в статью 55 Закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-I "Об образовании", согласно которому ранее существовавшие права работников образовательных учреждений и меры их социальной поддержки в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в сельской местности, изменены на право педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Таким образом, федеральным законодательством было установлено право на предоставление компенсации соответствующих расходов, с прекращением права педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением.
Законом Ленинградской области от 15 июня 2011 года N 39-оз статья 4 вышеуказанного закона Ленинградской области от 01 марта 2005 года N 13-оз была изложена в новой редакции, согласно части 2 и части 3 которой, меры социальной поддержки педагогическим работникам предоставляются в виде ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения, отопления и освещения, в том числе части расходов по оплате жилого помещения, отопления и освещения, понесенных нетрудоспособными членами семей педагогических работников, совместно с ними проживающими и находящимися на их иждивении, размер которой устанавливается областным законом об областном бюджете Ленинградской области на очередной финансовый год. При этом ежемесячная денежная компенсация по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется при условии, если совокупный доход семьи не превышает 30 тысяч рублей и (или) среднедушевой доход на одного человека ниже 150 процентов величины прожиточного минимума на душу населения, установленной в Ленинградской области.
В связи с непредставлением документов, подтверждающих совокупный доход семьи, выплата ежемесячной денежной компенсации Лапик С.П. на основании части 2-1 статьи 5 областного закона от 01 марта 2005 года N 13-оз (в редакции закона Ленинградской области от 15 июня 2011 года N 39-оз) с ... была приостановлена.
... Лапик С.П., как утратившая право на получение мер социальной поддержки в связи с вышеуказанными изменениями областного закона, обратилась в Комитет социальной защиты населения администрации Кировского муниципального района Ленинградской области с заявлением о прекращении выплаты ежемесячной денежной компенсации как "педагогическому работнику образования, работающему и проживающему в сельской местности" с ... , в связи с переходом на получение аналогичных выплат по иным основаниям (как "Ветеран труда").
Решением Комитета социальной защиты населения администрации Кировского муниципального района Ленинградской области N от ... Лапик С.П. прекращена выплата ежемесячной денежной компенсации с ... в связи с переходом на выплату по категории "Ветеран труда". Право на ежемесячную денежную компенсацию в фиксированной сумме не подтверждено.
С ... Лапик С.П. назначена ежемесячная денежная компенсация части расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на основании ст. 3 областного закона от 01 декабря 2004 года N 106-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Ленинградской области"
... Лапик С.П. вновь обратилась в Комитет социальной защиты населения администрации Кировского муниципального района Ленинградской области с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилого помещения, отопления и освещения (для педагогических работников).
Однако выплаты ежемесячной денежной компенсации Лапик С.П., как педагогическому работнику, проживающему и работающему в сельской местности не производились, в виду не предоставления документов об определенном совокупном доходе семьи и (или) о среднедушевом доходе на одного человека и позволяющих предоставить меры социальной поддержки по нормам областного закона от 01 марта 2005 года N 13-оз (в редакции Закона Ленинградской области от 15 июня 2011 года N 39-оз).
Законом Ленинградской области от 05 декабря 2011 года N 99-оз в областной закон от 01 марта 2005 N 13-оз внесены изменения, согласно которым, часть 3 статьи 4 областного закона, ставившая предоставление ежемесячной денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в зависимость от размера совокупного доход семьи и (или) среднедушевого дохода на одного человека, признана утратившей силу.
При этом областным законом от 19 июля 2012 года N 68-оз, вступившим в законную силу 08 августа 2012 года, соответствующие изменения в областной закон от 01 марта 2005 года N-оз, распространены на правоотношения, возникшие с ...
Совокупность доказательств по делу подтверждается, что в период с ... по ... Лапик С.П., в связи с действовавшими в указанный период нормативно-правовыми актами Ленинградской области, помимо ее волеизъявления, фактически была лишена права на предоставление ей мер социальной поддержки, как педагогическому работнику, проживающему и работающему в сельской местности, право на которые у нее возникло как до ... , как и до 11 января 2011 (даты вступления в законную силу Федерального закона от 29 октября 2010 года N 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании").
Обращение Лапик С.П. в указанный период в Комитет социальной защиты населения администрации Кировского муниципального района Ленинградской области с заявлением о прекращении выплаты ежемесячной денежной компенсации как педагогическому работнику, в связи с переходом на получение соответствующей выплаты как ветерану труда, не являлось ее добровольным выбором, а было вынужденным по вышеуказанным основаниям.
В силу ст. 3 Федерального закона от 29 октября 2010 года N 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение положения абзаца 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании" (в редакции данного Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Федерального закона.
Таким образом, Лапик С.П. в период с ... по ... , сохраняла право на получение мер социальной поддержки в объеме (размере) не менее ранее предоставляемой денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения, отопления и освещения.
Частью 3 статьи 4 областного закона от 15 июня 2011 года N 39-оз, установлено, что в случае если размер ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленный статьями 1, 2 и 3 настоящего областного закона, окажется ниже размера ранее предоставлявшейся ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, осуществляется перерасчет размера ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в порядке, установленном Правительством Ленинградской области.
Пунктом 3.6 Положения о порядке предоставления, приостановления, возобновления предоставления мер социальной поддержки специалистам, работающим и проживающим в сельской местности и поселках городского типа Ленинградской области, в части оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области от 18 октября 2011 года N 336 установлено, что органы местного самоуправления осуществляют перерасчет размера ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (далее - перерасчет) в случае, если новый размер ежемесячной денежной компенсации, установленный специалистам с 11 июня 2011 года, ниже размера ранее предоставляемой им ежемесячной денежной компенсации (по состоянию на май 2011 года без учета имеющейся задолженности и начислений за предыдущие периоды).
Решением Комитета социальной защиты населения администрации Кировского муниципального района Ленинградской области N от ... Лапик С.П. с ... назначена ежемесячная денежная компенсация части расходов по оплате жилого помещения, отопления и освещения в размере ... руб. ... коп.
Согласно справке Комитета социальной защиты населения администрации Кировского муниципального района Ленинградской области от 06 мая 2013 года Лапик С.П. произведены выплаты за период с октября 2011 года по май 2013 года в сумме ... руб.
В апреле 2013 года Комитетом социальной защиты населения администрации Кировского муниципального района Лапик С.П. с ... возобновлены выплаты ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения, отопления и освещения, размер которой устанавливается областным законом об областном бюджете Ленинградской области на очередной финансовый год, на основании ч. 2 ст. 4 областного закона от 01 марта 2005 года N 13-оз.
Однако соответствующие выплаты Лапик С.П. предоставлены и предоставляются в настоящее время без учета требований, установленных ч. 3 ст. 4 областного закона от 15 июня 2011 года N 39-оз и пункта 3.6 вышеуказанного Положения, то есть без перерасчета размера ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (с учетом размера ранее предоставляемой им ежемесячной денежной компенсации по состоянию на май 2011 года), а лишь в размере ежемесячной денежной компенсации, установленного областным законом об областном бюджете Ленинградской области на очередной финансовый год, который в свою очередь ниже, как размера ранее предоставляемой ежемесячной денежной компенсации, так и ниже фактически понесенных Лапик С.П. соответствующих расходов.
Из материалов дела усматривается, что размер ранее предоставляемой Лапик С.П. ежемесячной денежной компенсации по состоянию на май 2011 года составлял ... руб. ... коп.
Таким образом, Лапик С.П. как специалисту, указанному в пункте "г" части 1 статьи 2 областного закона от 01 марта 2005 года N 13-оз, за период с ... по ... подлежала выплате денежная компенсация в размере ... руб. ... коп., в том числе за июнь 2011 года - ... руб. ... коп., за июль ... года - ... руб. ... коп., за август 2011 года - ... руб. ... коп., за сентябрь 2011 года - ... руб. ... коп., за октябрь 2011 года - ... руб. ... коп., за ноябрь 2011 года - ... руб. ... коп., за декабрь 2011 года - ... руб. ... коп., за январь 2012 года - ... руб. ... коп., за февраль 2012 года - ... руб. ... коп., за март 2012 года - ... руб. ... коп., за апрель 2012 года - ... руб. ... коп., за май 2012 года - ... руб. ... коп. (фактические расходы, не превышающие ... руб. ... коп.), за июнь 2012 года - ... руб. ... коп., за июль 2012 года - ... руб. ... коп., за август 2012 года - ... руб. ... коп., за сентябрь 2012 года - ... руб. ... коп., за октябрь 2012 года - ... руб. ... коп., за ноябрь 2012 года - ... руб. ... коп., за декабрь 2012 года - ... руб. ... коп., за январь 2013 года - ... руб. ... коп., за февраль 2013 года - ... руб. ... коп., за март 2013 года - ... руб. ... коп., за апрель 2013 года - ... руб. ... коп.
В то время как выплачено Лапик С.П. всего ... руб. ... коп., что свидетельствует о наличии задолженности Комитета социальной защиты населения администрации Кировского муниципального района по выплате истцу ежемесячной денежной компенсации в размере ... руб. ... коп.
Признавая за Лапик С.П. право на получение с ... ежемесячной денежной компенсации по категории "педагогический работник, проживающий и работающий в сельской местности" в размере 100% расходов по оплате за жилое помещение, электроснабжение и отопление, суд неправильно истолковал закон, а именно ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" и ошибочно применил к спорным правоотношениям не подлежащие применению положения ч. 2 ст. 4 областного закона от 01 марта 2005 года N 13-оз (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2009 года), прекратившие свое действие с 11 июня 2011 года, в том числе, в связи с изменениями, внесенными в федеральное законодательство в части права педагогических работников на компенсацию соответствующих расходов.
При этом суд не применил к спорным правоотношениям закон подлежащий применению, а именно положения ч. 3 ст. 4 областного закона от 15 июня 2011 N 39-оз и пункта 3.6, принятого в его исполнение, Положения о порядке предоставления, приостановления, возобновления предоставления мер социальной поддержки специалистам, работающим и проживающим в сельской местности и поселках городского типа Ленинградской области, которые так же подлежат применению в отношении истца, при определении размера подлежащей ей выплате ежемесячной денежной компенсации и в настоящее время.
Выплата Комитетом социальной защиты населения администрации Кировского муниципального района Ленинградской области истцу ежемесячной денежной компенсации без перерасчета ее размера, нарушает права истца, гарантированные ей федеральным законодательством и законодательством субъекта Федерации.
Признание Комитетом социальной защиты населения администрации Кировского муниципального района Ленинградской области истца лицом, вновь обратившимся за предоставлением соответствующей меры социальной поддержки, является незаконным и необоснованным.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает необходимым признать за Лапик С.П. с ... , как за специалистом, указанным в пункте "г" части 1 статьи 2 областного закона от 01 марта 2005 года N 13-оз право на предоставление мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения, отопления и освещения, в том числе части расходов по оплате жилого помещения, отопления и освещения, понесенных нетрудоспособными членами семей педагогических работников, совместно с ними проживающими и находящимися на их иждивении.
Взыскать с Комитета социальной защиты населения администрации Кировского муниципального района Ленинградской области в пользу Лапик С.П. за период с ... по ... задолженность по выплате ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в размере ... руб. ... коп., обязав ответчика выплачивать Лапик С.П. ежемесячную денежную компенсацию с ... в следующем порядке:
- в размере фактически понесенных расходов по оплате за жилое помещение, электроснабжение и отопление в случае, если такой размер не превышает ... рубля ... копеек;
- в размере ... рублей ... копеек в случае, если размер фактически понесенных расходов по оплате за жилое помещение, электроснабжение превышает ... рублей ... копеек.
Правовые основания для возложения на Комитет социальной защиты населения администрации Кировского муниципального района Ленинградской области обязанности выплачивать истцу денежную компенсацию в размере 100% расходов по оплате за жилое помещение, электроснабжение и отопление, отсутствуют.
Доводы ответчика о нарушении судом норм процессуального права, поскольку суд не привлек к участию в деле финансовый орган субъекта РФ - комитет финансов Ленинградской области являются несостоятельными.
В связи с характером спорного правоотношения необходимости привлечения к участию в деле Комитета финансов Ленинградской области не имелось.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского городского суда Ленинградской области от 24 июля 2013 года отменить и принять по делу новое решение.
Признать за Лапик С.П. как за специалистом, указанным в пункте "г" части 1 статьи 2 областного закона Ленинградской области от 01 марта 2005 года N 13-оз "Об оплате жилья и коммунальных услуг и мерах социальной поддержки специалистов, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа Ленинградской области" (категория - педагогические работники государственных и муниципальных образовательных учреждений (за исключением педагогических работников федеральных образовательных учреждений), финансируемых за счет средств областного или местного бюджетов, проживающие и работающие в сельской местности и поселках городского типа), право на предоставление мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения, отопления и освещения, в том числе части расходов по оплате жилого помещения, отопления и освещения, понесенных нетрудоспособными членами семей педагогических работников, совместно с ними проживающими и находящимися на их иждивении, с ...
Взыскать с Комитета социальной защиты населения администрации Кировского муниципального района Ленинградской области за счет средств бюджета Ленинградской области в пользу Лапик С.П. за период с ... по ... задолженность по выплате ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в размере ... рубль ... копеек.
Обязать Комитет по социальной защите населения администрации кировского района Ленинградской области выплачивать Лапик С.П. ежемесячную денежную компенсацию части расходов по оплате жилого помещения, электроснабжения и отопления с ... в следующем порядке:
- в размере фактически понесенных расходов по оплате за жилое помещение, электроснабжение и отопление в случае, если такой размер не превышает ... рубля ... копеек;
- в размере ... рубля ... копеек в случае, если размер фактически понесенных расходов по оплате за жилое помещение, электроснабжение превышает ... рубля ... копеек,
и до установления областным законом об областном бюджете "адрес" на очередной финансовый год размера ежемесячной денежной компенсации педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений (за исключением педагогических работников федеральных образовательных учреждений), проживающим и работающим в сельской местности и поселках городского типа и их иждивенцам, превышающего ... рублей ... копеек.
В удовлетворении остальной части исковых требований Лапик С.П. отказать.
Председательствующий
Судьи
Судья: Петрова Е. ...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.