Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Нестеровой М.В.
судей Герман М.В. и Озерова С.А.
при секретаре Бондареве Р.Н.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Подпорожском районе Ленинградской области на решение Подпорожского городского суда Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ, которым удовлетворены исковые требования Петухова А. Н. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Подпорожском районе Ленинградской области о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ N и об обязании назначить социальную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Герман М.В., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Петухов А.Н. обратился в суд с иском к УПФР в Подпорожском районе Ленинградской области о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ N и об обязании назначить социальную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование исковых требований указал, что проживает на территории Вознесенского городского поселения Ленинградской области, по национальности является вепсом, его родители также вепсы по национальности. Он достиг возраста "данные изъяты" лет, трудовую пенсию не получает. Постоянно с "данные изъяты" года проживает на территории Вознесенского городского поселения, занимается традиционной хозяйственной деятельностью вепсов: сбором в лесу грибов, ягод, их переработкой, рыболовством, огородничеством (выращивает овощи), животноводством, заготовкой дров, сена, плетением корзин. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в УПФР в Подпорожском районе Ленинградской области с заявлением о назначении социальной пенсии гражданам из числа малочисленных народов Севера. Решением от ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал ему в назначении социальной пенсии. Считает указанный отказ незаконным. Просит решение УПФР в Подпорожском районе Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ N признать недействительным и обязать ответчика назначить ему социальную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика- УПФР в Подпорожском районе Ленинградской области исковые требования не признала и пояснила, что в соответствии с п/п. 4 п. 1 ст. 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" граждане, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины) имеют право на социальную пенсию. Истец достиг возраста 55 лет и проживает на территории Российской Федерации. Однако третье условие- принадлежность к коренным малочисленным народам Севера истец не подтвердил. Согласно ст. 1 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" под коренными малочисленными народами Российской Федерации понимаются народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционный образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. В указанных Федеральных законах не оговорено, какие из малочисленных народов Российской Федерации относятся к малочисленным народам Севера. Право на досрочное пенсионное обеспечение лицам из числа малочисленных народов Крайнего Севера предоставлялось в соответствии с Законом "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностям". Полагала, что необходимо руководствоваться Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера от 10 ноября 1967 года N 1029, согласно которому Ленинградская область не относится к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям. Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и Перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации были утверждены Правительством Российской Федерации в целях защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов Российской Федерации, а не в целях пенсионного обеспечения указанной категории граждан. Таким образом, льгота по установлению социальной пенсии должна предоставляться только тем гражданам из числа малочисленных народов Севера, которые проживают на территории Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и ведут традиционный образ жизни.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора,- администрации МО "Винницкое сельское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области" в судебном заседании суда первой инстанции не участвовал.
Судом постановлено указанное выше решение, которым удовлетворены исковые требования Петухова А.Н. Признано незаконным решение УПФР в Подпорожском районе Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ N. УПФР в Подпорожском районе Ленинградской области обязано назначить Петухову А.Н. социальную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
В апелляционной жалобе УПФР в Подпорожском районе Ленинградской области просит указанное решение суда отменить и принять новое решение или направить дело на новое рассмотрение. В обоснование жалобы ссылается на то, что при вынесении решения судом были нарушены нормы материального права, подменены понятия "Перечень районов традиционного расселения коренных малочисленных народов Севера", которого не существует, и "Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации". Кроме того, в суде не было установлено, что истец относится к малочисленным народам именно Севера. Истец не подтвердил одно из условий для назначения социальной пенсии в соответствии с п/п. 4 п. 1 ст. 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"- свое проживание непосредственно в районах Севера.
Проверив дело, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
В соответствии с п/п. 4 п. 1 ст. 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации: граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины).
Пенсионное обеспечение соответствующей категории граждан производится во взаимосвязи с нормами специального законодательства, определяющего, малочисленные народы Российской Федерации пользующиеся мерами социальной поддержки со стороны государства.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" коренные малочисленные народы Российской Федерации- народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.
Действие настоящего Федерального закона распространяется на лиц, относящихся к малочисленным народам, постоянно проживающих в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционное хозяйствование и занимающихся традиционными промыслами, а так же на лиц, которые относятся к малочисленным народам, постоянно проживают в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов и для которых традиционное хозяйствование и занятие традиционными промыслами являются подсобными видами деятельности по отношению к основному виду деятельности в других отраслях народного хозяйства, социально-культурной сфере, органах государственной власти или органах местного самоуправления (ч. 1 ст. 3).
Суд первой инстанции правильно указал, что пенсионное обеспечение указанной выше категории граждан производится во взаимосвязи с нормами специального законодательства, определяющего, какие малочисленные народы Российской Федерации пользуются мерами социальной поддержки со стороны государства.
Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых проживают эти народы.
В указанный перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 года N 255, включены вепсы, проживающие на территории Республики Карелия, Ленинградской и Вологодской областей.
Распоряжением Правительства РФ от 17 апреля 2006 года N 536-р утвержден Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, согласно которому к таким народам относятся вепсы.
Также распоряжением Правительства РФ от 8 мая 2009 года N 631-р, в соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" утвержден перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации.
При этом к соответствующим местам проживания и деятельности отнесено Винницкое сельское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области, а к видам деятельности: рыболовство, земледелие (огородничество), собирательство (заготовка, переработка и реализация пищевых лесных ресурсов, сбор лекарственных растений).
Из правового анализа норм Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" следует, что назначение пенсии коренным малочисленным народам связано с их национальной принадлежностью, с постоянным местом проживания в определенных районах Севера с сохранением мест традиционного расселения предков, а также ведением самобытного образа жизни (традиционной хозяйственной деятельности).
Предусматривая возможность назначения социальной пенсии по старости для граждан из числа малочисленных народов Севера по достижении определенного возраста, законодатель исходил из сложившихся для них неблагоприятных социально-экономических и демографических обстоятельств, необходимости сохранения и развития соответствующих этносов.
Таким образом вепсам, проживающим на территории Винницкого сельского поселения Подпорожского муниципального района Ленинградской области, для которых традиционное хозяйствование и занятие традиционными промыслами являются подсобными видами деятельности по отношению к основному виду деятельности, как гражданам из числа коренных малочисленных народов Севера, по достижении 55 лет (мужчины), предоставлено право на социальную пенсию в соответствии с п/п. 4 п. 1 ст. 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Судом установлено и из материалов дела следует, что Петухов А.Н. родился ДД.ММ.ГГГГ, его родители: отец- Н.Г. и мать- А,С. указаны как вепсы по национальности, что подтверждается свидетельством о рождении истца.
Согласно справке администрации "Вознесенское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области" от ДД.ММ.ГГГГ N и справке о регистрации от ДД.ММ.ГГГГ N Петухов А.Н. проживает на территории п. Вознесенье Подпорожского района Ленинградской области с ДД.ММ.ГГГГ.
Из акта обследования о занятии Петухова А.Н. традиционной хозяйственной деятельностью вепсского народа, составленным Администрацией МО "Вознесенское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области" от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что Петухов А.Н., проживая на территории п. Вознесенье Подпорожского района Ленинградской области, соблюдает традиции вепсского народа и занимается земледелием (огородничеством), выращивает сельскохозяйственную продукцию в личном подсобном хозяйстве (картофель, лук, морковь, чеснок, свеклу, редьку, капусту), обрабатывает огород, боронит, окучивает картофель. На зиму берет на откорм телят, для скота вручную косой косит сено (косу насаживает и отбивает сам), ставит стога. Телят выращивает на мясо, готовит тушенку. Умеет выделывать шкуры. Занимается заготовкой веников, сбором дикорастущих ягод и грибов. Из ягод варит варенье, а грибы сушит. В хозяйстве имеются постройки: баня, гараж. Все постройки срубил сам. Дом и баню надо топить дровами, поэтому занимается заготовкой дров- распиловкой, расколкой, уборкой в поленницы. Занимается летней и зимней рыбалкой, рыбу сушит, солит и варит уху, сущик (вепсское национальное блюдо). Любит вепсскую кухню, уху, сущик, калитки. Умеет плести сети и мережи. Обучен подшивать валенки, умеет плести лапти, корзины. Свободно владеет и разговаривает на вепсском языке.
ДД.ММ.ГГГГ Петухов А.Н. обратился в УПФР в Подпорожском районе Ленинградской области с заявлением о назначении социальной пенсии как гражданин из числа малочисленных народов Севера в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". На день подачи заявления о назначении социальной пенсии в УПФР в Подпорожском районе Ленинградской области достиг возраста "данные изъяты" лет.
Решением УПФР в Подпорожском районе Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ N Петухову А.Н. в назначении указанной пенсии отказано по тем основаниям, что данный вид пенсии устанавливается только тем гражданам из числа малочисленных народов Севера, которые фактически проживают на территории традиционного расселения предков. Эти территории определены в Перечне районов проживания малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденном Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006 года N 536-р. Данный перечень содержит наименование народности "вепсы", но не указывает принадлежность вепсов именно к малочисленным народам Севера, как того требует подп. 4 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Согласно Перечню районов Крайнего Севера, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года N 1029, Ленинградская область не относится к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям. Поскольку Петухов А.Н. постоянно не проживает в районах Крайнего Севера или местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, право на социальную пенсию у него отсутствует.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что поскольку Петухов А.Н. достиг возраста "данные изъяты" лет, является вепсом по рождению, постоянно проживает на территории традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности вепсов, занимается традиционным хозяйствованием вепсов (коренного малочисленного народа Севера), то есть, установлено наличие всех необходимых условий для назначения истцу социальной пенсии, Петухов А.Н. имеет право на социальную пенсию в соответствии с п/п. 4 п. 1 ст. 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Поэтому решение УПФР в Подпорожском районе Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе ему в назначении такой пенсии является незаконным.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсия, предусмотренная настоящим Федеральным законом, независимо от ее вида, за некоторыми исключениями, назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее.
Петухов А.Н. обратился в УПФР в Подпорожском районе Ленинградской области ДД.ММ.ГГГГ, поэтому суд первой инстанции правильно указал, что социальная пенсия подлежит назначению с ДД.ММ.ГГГГ.
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда полагает, что суд первой инстанции правильно определил юридически значимые для дела обстоятельства, оценил представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, и постановил решение в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, при точном соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, оспаривание выводов суда об установленных им обстоятельствах без достаточных оснований, а потому не могут быть положены в основу отмены решения суда.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит. В силу ст. 327.1 ГПК РФ судебной коллегией проверена законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Подпорожского городского суда Ленинградской области от 31 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Подпорожском районе Ленинградской области- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судья Синявина О.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.