Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Косарева И.Э.,
судей Алексеевой Г.Ю., Насиковской А.А.,
при секретаре Бондареве Р.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ в Подпорожском районе Ленинградской области на решение Подпорожского городского суда Ленинградской области от 10 июля 2013 года, которым были частично удовлетворены заявленные к нему и к Отделу ЗАГС администрации МО "Подпорожский муниципальный район Ленинградской области" исковые требования Романовой А.В. об установлении факта национальной принадлежности, признании права на социальную пенсию, обязании назначить социальную пенсию.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Косарева И.Э. , судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Романова А.В. обратилась в суд с иском к ГУ - УПФ РФ в Подпорожском районе ЛО и ОЗАГС администрации МО "Подпорожский муниципальный район ЛО", в котором, с учетом уточнения исковых требований (л.д. 99-100), просила установить факт национальной принадлежности ее к коренным малочисленным народам Севера - вепсам, признать право на социальную пенсию и обязать назначить социальную пенсию с даты подачи документов на социальную пенсию, с 01.02.2013. В обоснование своих требований истец ссылалась на то, что в свидетельстве о ее рождении указано, что по национальности ее родители Т.А.Ф. и Т.В.П. являются русскими, однако, в действительности, они, как и ее бабушка и дедушка являются вепсами, которые проживали на территории Винницкого сельского поселения. Истец, как и ее предки, также проживает на исконной территории вепсского народа в д. Лукинская Подпорожского района Ленинградской области (Винницкое сельское поселение), поддерживает традиции, культуру и быт вепсов, свободно разговаривает на вепсском языке. Истец полагала, что в силу ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" она, достигнув возраста 50 лет (дата рождения ... 1961), имеет право на социальную пенсию, однако в назначении данной пенсии УПФ РФ в Подпорожском районе Ленинградской области ей отказано, поскольку в документах указана национальность "русская". При обращении в Отдел ЗАГС г. Подпорожье во внесении изменений в актовую запись о ее рождении истцу было отказано. Установление факта национальной принадлежности в рамках рассматриваемого спора необходимо Романовой А.В. для получения льгот при назначении социальной пенсии.
Определением суда от 17.05.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация МО "Винницкое сельское поселение".
В судебном заседании суда первой инстанции Романова А.В. и ее представитель Полищук А.Ю. исковые требования поддержали.
Представитель ответчика УПФ РФ в Подпорожском районе Ленинградской области Любимцева А.А. исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, ссылаясь на то, что истцом не подтверждена принадлежность к коренным малочисленным народам Севера, которые проживают на территории Крайнего севера и приравненных к ним местностям.
Ответчик Отдел ЗАГС администрации МО "Подпорожский муниципальный район Ленинградской области" в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, возражений по иску не представил (л.д. 115).
Третье лицо Администрация МО "Винницкое сельское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области" в судебное заседание не явилось, против удовлетворения иска не возражало, просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя (л.д. 114).
Решением Подпорожского городского суда Ленинградской области от 10.07.2013 исковые требования Романовой А.В. удовлетворены частично. Судом установлен факт национальной принадлежности истца к вепсам, за Романовой А.В. признано право на социальную пенсию, УПФ РФ в Подпорожском районе Ленинградской области обязано назначить Романовой А.В. социальную пенсию с даты вступления решения суда в законную силу; в удовлетворении иной части требований отказано (л.д. 126-136).
В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда РФ в Подпорожском районе Ленинградской области просит решение суда отменить и принять новое решение, ссылаясь на нарушение судом норм материального права и указывая, что судом были подменены понятия "Перечень районов традиционного расселения коренных малочисленных народов Севера" с "Перечнем мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации". В соответствии со ст. 1 Закона N 4520-1-ФЗ действие данного закона распространяется на лиц, проживающих в экстремальных природно-климатических условиях Севера, а потому социальные гарантии в виде досрочного назначения социальной пенсии распространяются только на малочисленные народы, которые проживают в указанных условиях, тогда как то, что истец относится к малочисленным народам именно Севера, в суде установлено не было.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, определив в порядке ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие извещенных, но неявившихся лиц, участвующих в деле, включая подателя жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Судом первой инстанции установлено, что Романова А.В., ... 1961 г. рождения, будучи вепсом по национальности, проживает в муниципальном образовании "Винницкое сельское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области". 04.02.2013 истец обратилась в ГУ - УПФ РФ в Подпорожском районе Ленинградской области с заявлением о назначении ей социальной пенсии по старости в соответствии с п.п. 4 п. 1 ст. 11 ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ", как лицу из числа малочисленных народов Севера.
Решением пенсионного органа от 14.03.2013 в назначении указанной пенсии Романовой А.В. отказано в связи с указанием в свидетельстве о ее рождении национальности "русская", а также по тем основаниям, что данный вид пенсии устанавливается только тем гражданам из числа малочисленных народов Севера, которые фактически проживают на территории традиционного расселения предков. Эти территории определены в Перечне районов проживания малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, утвержденном Распоряжением Правительства РФ от 17 апреля 2006 г. N 536-р. Данный перечень содержит наименование народности "вепсы", но не указывает принадлежность вепсов именно к малочисленным народам Севера, как того требует пп. 4 п. 1 ст. 11 ФЗ N 166 "О государственном пенсионном обеспечении в РФ". Согласно Перечня районов Крайнего Севера, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 10..11.1967 N 1029, Ленинградская область не относится к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.
Разрешая заявленный спор и приходя к выводу о возможности установить факт национальной принадлежности Романовой А.В. к вепсам, суд исходил из представленных истцом достаточных и достоверных доказательств, позволяющих сделать вывод о ее принадлежности к вепсам, а также из того, что установление данного факта имеет для истца юридическое значение, поскольку порождает для нее право на назначение социальной пенсии, в то время как истец лишена возможности получить в ином порядке надлежащий документ, удостоверяющий данный факт. Постановленное решение в указанной части лицами, участвующими в деле, в том числе, ответчиком - Управлением Пенсионного фонда РФ в Подпорожском районе Ленинградской области не обжалуется, в связи с чем оснований для его проверки за пределами поданной апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ) судебной коллегией не усматривается.
Установив факт принадлежности истца к вепсам, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что при достижении ею возраста 50 лет у нее возникло право на назначение спорной пенсии, поскольку истцом доказаны как факт принадлежности к числу коренных малочисленных народов Севера, так и факты проживания на территории муниципального образования "Винницкое сельское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области", которое отнесено к местам традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов России распоряжением Правительства РФ от 8 мая 2009 года N631-р, и занятия им традиционными видами хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов России.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно пункту 6 статьи 5 ФЗ от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" социальная пенсия (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца) назначается гражданам, указанным в подпункте 8 пункта 1 статьи 4 настоящего Федерального закона. В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 4 указанного ФЗ право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют нетрудоспособные граждане.
Условия назначения социальной пенсии нетрудоспособным гражданам определены в статье 11 ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ".
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 11 названного Федерального закона право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины).
Пенсионное обеспечение этой категории граждан производится во взаимосвязи с нормами специального законодательства, определяющего, какие малочисленные народы Российской Федерации пользуются мерами социальной поддержки со стороны государства.
В соответствии с п. 1 ст. 1 ФЗ от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" коренные малочисленные народы Российской Федерации (далее - малочисленные народы) - народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.
Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утверждается Правительством РФ по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых проживают эти народы.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" право на получение социальной пенсии имеют постоянно проживающие в Российской Федерации граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), отнесенные к категории малочисленных народов специальным Федеральным законом "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" от 30.04.1999 г. N 82-ФЗ и принятыми в соответствии с ним подзаконными нормативными правовыми актами.
Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации во исполнение указанного Федерального закона был утвержден постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 г. N 255 (с последующими изменениями). В этот перечень включены вепсы, проживающие на территории Республики Карелия, Ленинградской и Вологодской областях.
Вепсы включены также в перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006 г. N 536-р.
Кроме того, необходимым условием для назначения лицам из числа коренных малочисленных народов Севера социальной пенсии является их постоянное проживание в местах традиционного расселения своих народов. Перечень районов традиционного расселения коренных малочисленных народов Севера устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 1 части 2 статьи 5 Федерального законом "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации").
В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" было издано распоряжение Правительства РФ от 8 мая 2009 N 631-р, которым утвержден "Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации". В этот Перечень включен, в числе прочих, Подпорожский муниципальный район Ленинградской области (Винницкое сельское поселение).
Таким образом, вепсам, проживающим на указанной территории, гарантируется предоставление мер социальной защиты, как лицам из числа малочисленных народов Севера, в связи с чем они имеют право на получение социальной пенсии при достижении возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины).
Предусматривая возможность назначения социальной пенсии по старости для граждан из числа малочисленных народов Севера по достижении определенного возраста, законодатель исходил из сложившихся для них неблагоприятных социально-экономических и демографических обстоятельств, необходимости сохранения и развития соответствующих этносов.
Как установлено судом первой инстанции, Романова А.В. является вепсом, относится к коренным малочисленным народам, постоянно проживает на территории традиционного расселения своих предков, в настоящее время - в селе Лукинская Подпорожского района Ленинградской области, достигла возраста 50 лет, соблюдает традиции вепсского народа, свободно разговаривает на вепсском языке, занимается огородничеством, животноводством, переработкой молочной и мясной продукции, сбором лесных ягод и грибов, их переработкой, способна изготавливать традиционные народные изделия.
С учетом изложенного, судом первой инстанции был сделан правильный вывод о незаконности решения Управления Пенсионного фонда в РФ в Подпорожском районе Ленинградской области от 14.03.2013 об отказе в назначении социальной пенсии истцу и необходимости обязания ответчика назначить указанную пенсию истцу с даты вступления решения суда в законную силу. В части установления даты назначения социальной пенсии принятое решение истцом также не обжалуется.
Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, были предметом исследования и оценки городского суда, с которой судебная коллегия согласна, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и представленных доказательств, и по мотивам, приведенным выше, являются необоснованными.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия полагает, что оснований к отмене постановленного решения по доводам апелляционной жалобы ответчика не имеется.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Подпорожского городского суда Ленинградской области от 10 июля 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ в Подпорожском районе Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.