Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Косарева И.Э.,
судей Алексеевой Е.Д., Насиковской А.А.,
при секретаре Бондареве Р.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ в Подпорожском районе Ленинградской области на решение Подпорожского городского суда Ленинградской области от 25 июня 2013 года, которым были удовлетворены заявленные к нему исковые требования Кириковой В.В. о признании незаконным решения об отказе в назначении социальной пенсии и об обязании назначить социальную пенсию.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Косарева И.Э. , судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Кирикова В.В. обратилась в суд с иском к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ в Подпорожском районе Ленинградской области о признании незаконным решения УПФ РФ в Подпорожском районе Ленинградской области от 27.03.2013 об отказе в назначении социальной пенсии и об обязании назначить ей социальную пенсию по старости с даты наступления права на социальную пенсию. В обоснование своих требований истец указала, что она по национальности является вепсом и относится к коренным малочисленным народам Севера, проживает на исконной территории вепсского народа в с. Винницы Подпорожского района Ленинградской области (Винницкое сельское поселение), достигла возраста 54 лет (дата рождения ... 1959). Истец полагала, что в силу ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" она имеет право на социальную пенсию, однако в назначении данной пенсии ответчиком ей отказано, в связи с чем она считает такой отказ незаконным и нарушающим ее права.
Определением суда от 24.05.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация МО "Винницкое сельское поселение".
В судебном заседании суда первой инстанции Кирикова В.В. исковые требования поддержала, пояснив, что ее родители по национальности являются вепсами, она также считает себя по национальности вепсом, соблюдает традиции вепсского народа, занимается огородничеством, сбором грибов и ягод, делает заготовки, собирает лекарственные травы.
Ответчик исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать, ссылаясь на то, что истцом не подтверждена принадлежность к коренным малочисленным народам Севера.
Третье лицо - администрация МО "Винницкое сельское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области" в судебное заседание не явилось, против удовлетворения иска не возражало, дело рассмотрено в его отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Решением Подпорожского городского суда Ленинградской области от 25.06.2013 исковые требования Кириковой В.В. удовлетворены (л.д. 81-89).
В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда РФ в Подпорожском районе Ленинградской области просит решение суда отменить и принять новое решение, ссылаясь на нарушение судом норм материального права и указывая, что судом были подменены понятия "Перечень районов традиционного расселения коренных малочисленных народов Севера" с "Перечнем мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации". В соответствии со ст. 1 Закона N 4520-1-ФЗ действие данного закона распространяется на лиц, проживающих в экстремальных природно-климатических условиях Севера, а потому социальные гарантии в виде досрочного назначения социальной пенсии распространяются только на малочисленные народы, которые проживают в указанных условиях, тогда как то, что истец относится к малочисленным народам именно Севера в суде установлено не было.
В представленных судебной коллегии возражениях на апелляционную жалобу Кирикова В.В. с доводами жалобы не согласна, просит решение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, определив рассмотреть дело в отсутствие извещенных, но неявившихся лиц, участвующих в деле, в порядке ст. 167 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Судом первой инстанции установлено, что Кирикова В.В., ... 1959 г. рождения, по национальности является вепсом, проживает в муниципальном образовании "Винницкое сельское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области". 26.03.2013 истец обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Подпорожском районе Ленинградской области с заявлением о назначении ей социальной пенсии по старости в соответствии с п.п. 4 п. 1 ст. 11 ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", как лицу из числа малочисленных народов Севера.
Решением пенсионного органа от 27.03.2013 в назначении указанной пенсии истцу отказано по тем основаниям, что данный вид пенсии устанавливается только тем гражданам из числа малочисленных народов Севера, которые фактически проживают на территории традиционного расселения предков. Эти территории определены в Перечне районов проживания малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, утвержденном Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006 г. N 536-р. Данный перечень содержит наименование народности "вепсы", но не указывает принадлежность вепсов именно к малочисленным народам Севера, как того требует пп. 4 п. 1 ст. 11 ФЗ N 166 "О государственном пенсионном обеспечении в РФ". Согласно Перечня районов Крайнего Севера, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 10..11.1967 N 1029, Ленинградская область не относится к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что при достижении истцом возраста 50 лет у нее возникло право на назначение спорной пенсии, поскольку истцом доказаны как факт принадлежности к числу коренных малочисленных народов Севера, так и факты проживания на территории муниципального образования "Винницкое сельское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области", которое отнесено к местам традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов России распоряжением Правительства РФ от 8 мая 2009 года N631-р, и занятия им традиционными видами хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов России.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно пункту 6 статьи 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" социальная пенсия (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца) назначается гражданам, указанным в подпункте 8 пункта 1 статьи 4 настоящего Федерального закона.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 4 указанного Федерального закона право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют нетрудоспособные граждане.
Условия назначения социальной пенсии нетрудоспособным гражданам определены в статье 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 11 названного Федерального закона право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины).
Пенсионное обеспечение этой категории граждан производится во взаимосвязи с нормами специального законодательства, определяющего, какие малочисленные народы Российской Федерации пользуются мерами социальной поддержки со стороны государства.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" коренные малочисленные народы Российской Федерации (далее - малочисленные народы) - народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.
Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых проживают эти народы.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на получение социальной пенсии имеют постоянно проживающие в Российской Федерации граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), отнесенные к категории малочисленных народов специальным Федеральным законом "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" от 30.04.1999 г. N 82-ФЗ и принятыми в соответствии с ним подзаконными нормативными правовыми актами.
Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации во исполнение указанного Федерального закона был утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 г. N 255 (с последующими изменениями). В этот перечень включены вепсы, проживающие на территории Республики Карелия, Ленинградской и Вологодской областях.
Вепсы включены также в перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006 г. N 536-р.
Кроме того, необходимым условием для назначения лицам из числа коренных малочисленных народов Севера социальной пенсии является их постоянное проживание в местах традиционного расселения своих народов. Перечень районов традиционного расселения коренных малочисленных народов Севера устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 1 части 2 статьи 5 Федерального законом "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации").
В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" было издано распоряжение Правительства РФ от 8 мая 2009 N 631-р, которым утвержден "Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации". В этот Перечень включены, в числе прочих, Подпорожский муниципальный район Ленинградской области (Винницкое сельское поселение).
Таким образом, вепсам, проживающим на указанной территории, гарантируется предоставление мер социальной защиты, как лицам из числа малочисленных народов Севера, в связи с чем они имеют право на получение социальной пенсии при достижении возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины).
Предусматривая возможность назначения социальной пенсии по старости для граждан из числа малочисленных народов Севера по достижении определенного возраста, законодатель исходил из сложившихся для них неблагоприятных социально-экономических и демографических обстоятельств, необходимости сохранения и развития соответствующих этносов.
Как установлено судом первой инстанции, Кирикова В.В. является вепсом, что подтверждается свидетельством о ее рождении, относится к коренным малочисленным народам, постоянно проживает на территории традиционного расселения своих предков - селе Винницы Подпорожского района Ленинградской области, достигла возраста 50 лет, соблюдает традиции вепсского народа, свободно владеет вепсским языком, занимается огородничеством, животноводством, сбором лекарственных трав, способна изготавливать традиционные народные изделия.
С учетом изложенного, судом первой инстанции был сделан правильный вывод о неправомерности решения Управления Пенсионного фонда в РФ в Подпорожском районе Ленинградской области от 25.06.2013 об отказе истцу в назначении социальной пенсии.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции, были предметом исследования и оценки городского суда, с которой судебная коллегия согласна, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и представленных доказательств, и по мотивам, приведенным выше, являются необоснованными.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия полагает, что оснований к отмене постановленного решения по доводам апелляционной жалобы ответчика не имеется.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Подпорожского городского суда Ленинградской области от 25 июня 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ в Подпорожском районе Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.