Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Косарева И.Э.,
судей Алексеевой Г.Ю., Насиковской А.А.,
при секретаре Дадашевой М.З.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации МО "Лесколовское сельское поселение" Всеволожского муниципального района на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 15 мая 2013 года, которым были удовлетворены заявленные к ней и ЛОГП "Пригородное дорожное ремонтно-строительное управление N1" исковые требования Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора в защиту неопределенного круга лиц об обязании организовать надлежащим образом ликвидацию несанкционированной свалки отходов.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Косарева И.Э., объяснения представителя подателя жалобы, Беляковой Е.В., поддержавшей доводы поданной апелляционной жалобы, и объяснения представителя истца Рыдина С.В., возражавшего против ее удовлетворения, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределённого круга лиц, в котором с учетом уточнения требований по кругу лиц просил обязать администрацию МО "Лесколовское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области и Ленинградское областное государственное предприятие "Пригородное дорожное ремонтно-строительное управление N1" организовать надлежащим образом процесс сбора и вывоза бытовых отходов, незаконно "размещённых в 160 метрах по Привокзальной улице от ж/д ст. Пери справа в двух метрах от дороги", путем их вывоза на санкционированный полигон твердых бытовых отходов. В обоснование заявленных требований истец указывал, что по его поручению комитетом государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области была проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства на территории Всеволожского района Ленинградской области, в результате которой установлено, что на территории МО "Лесколовское сельское поселение" надлежащим образом не организован процесс сбора и вывоза бытовых отходов, что повлекло образование несанкционированного скопления твёрдых бытовых отходов, состоящих из упаковочной тары, отходов питания, ветоши, пластмассы, картона, автопокрышек в общем объёме 6 кубометров по вышеуказанному адресу. Ненадлежащее выполнение ответчиками обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределённого круга лиц, находящихся на территории поселения, и создаёт опасность причинения вреда окружающей среде.
Представитель ответчика МО "Лесколовское сельское поселение" Белякова Е.В. в суде первой инстанции против удовлетворения иска природоохранного прокурора возражала, пояснив, что дорога, на которой несанкционированно складирован мусор, является региональной, в связи с чем ее обслуживанием и содержанием должно заниматься ЛОГП "Пригородное дорожное ремонтно-строительное управление N1". Представитель ответчика ЛОГП "Пригородное дорожное ремонтно-строительное управление N1" Разгоняев Е.В. исковые требования не признал, ссылаясь на то, что организацию сбора отходов должна обеспечить администрация МО "Лесколовское сельское поселение", поскольку свалка находится за границами зоны ответственности обслуживающей дорогу организации.
Третье лицо - Комитет государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области, извещавшийся о времени рассмотрения дела, в судебные заседания не являлся и объяснений по существу спора не давал.
Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 15 мая 2013 года исковые требования природоохранного прокурора были удовлетворены в полном объеме (л.д.139-141).
В апелляционной жалобе администрация МО "Лесколовское сельское поселение" просит решение суда первой инстанции отменить и принять новое решение по делу, ссылаясь на то, что судом неверно определены имеющие значение для дела обстоятельства, неполно исследованы доказательства по делу, неправильно применены нормы материального и процессуального права. Так, в нарушение норм ГПК РФ, по мнению подателя жалобы, дело рассмотрено в отсутствие процессуального истца - природоохранного прокурора и при отсутствии доказательств уважительности причин его неявки, ходатайство ответчиков об отложении судебного заседания в связи с его неявкой судом было отклонено, в привлечении к участию в деле в качестве третьего лица ГУ "Ленавтодор" по ходатайству ответчиков судом также отказано. Суд при вынесении решения не учел тот факт, что исходя из ответа Комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области от 07.06.2010, улица Привокзальная от ж/д ст. Пери является региональной автомобильной дорогой, и на основании государственного контракта находится на обслуживании ГП "Пригородное дорожное ремонтно-строительное управление N1". Кроме того, 18.04.2013 Всеволожским городским судом уже удовлетворен иск Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора к ЛОГП "Пригородное дорожное ремонтно-строительное управление N1" об обязании ликвидировать несанкционированную свалку, требования в отношении которой заявлены в настоящем деле.
Проверив дело, обсудив доводы жалобы, определив в порядке ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие извещенных, но неявившихся иных лиц, участвующих в деле, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Поскольку постановленное по делу решение иными участвующими в деле лицами не обжалуется, постановленное решение по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ подлежит проверке только в объеме поданной апелляционной жалобы администрации МО "Лесколовское сельское поселение".
Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции правильно руководствовался нормами Федеральных законов "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "Об отходах производства и потребления", Областного закона ЛО "Об обращении с отходами в Ленинградской области", ГОСТ 30772-2001, утвержденного Постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N 607-ст, Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, утвержденной Приказом Минтрнаса РФ от 12.11.2007 N160, а также положениями Устава МО "Лесколовское сельское поселение" и пришел к обоснованному выводу о том, что в обязанности администрации муниципального образования "Лесколовское сельское поселение" входит организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории МО и обеспечение соблюдения требований законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения путем принятия соответствующих мер по ликвидации свалки.
В соответствии с государственным контрактом на выполнение работ по содержанию и ремонту региональных автомобильных дорог Всеволожского района от 06.04.2011, дорога по Привокзальной улице в п. Пери на период с 01.04.2013 по 31.12.2013 (на момент обнаружения свалки) обслуживалась ЛОГП "Пригородное ДРСУ N1". В то же время выполнение профилактических работ по уходу за дорогой, дорожными сооружениями и полосой отвода, не исключает ответственности за содержание окружающей территории за пределами данной зоны МО "Лесколовское сельское поселение".
Довод местной администрации о том, что суд необоснованно возложил на нее ответственность за несанкционированное размещение отходов на дороге, относящейся к автомобильным дорогам регионального значения и переданной на обслуживание ЛОГП "Пригородное ДРСУ N1", судебная коллегия находит несостоятельным. Из материалов дела следует, что дорога по Привокзальной улице является подъездной дорогой к ж/д станции Пери, и согласно Классификации автомобильных дорог в РФ, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28.09.2009 N767, относится к 4-й эксплуатационной категории, в соответствии с которой ширина обочины дороги составляет не менее 1,5-2 м. Согласно акту рейдовой проверки от 31.12.2012, составленному специалистом комитета государственного контроля природопользования и экологической безопасности ЛО, отходы производства и потребления были размещены в 2-х метрах от дороги, объем несанкционированной свалки составлял 6 куб.м, что свидетельствует о том, что отходы выходили за территорию, относящуюся к зоне ответственности ЛОГП "Пригородное ДРСУ N1". При таких обстоятельствах, обязанность по устранению несанкционированной свалки правомерно возложена городским судом на администрацию МО.
Довод подателя жалобы о том, что 18.04.2013 Всеволожским городским судом Ленинградской области уже рассмотрено гражданское дело по иску Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора к ЛОГП "Пригородное ДРСУN1", предметом которого являлись требования, заявленные в настоящем деле, является несостоятельным, поскольку, как следует из указанного решения, представленного суду апелляционной инстанции, исковые требования природоохранного прокурора были заявлены в отношении другой несанкционированной свалки. Поскольку решение суда от 18.04.2013 постановлено в отношении свалки отходов, незаконно размещенных в 210 метрах по ул. Привокзальная от ж/д ст. Пери, тождественным в отношении разрешенного в рамках настоящего гражданского дела спора о свалке, размещённой в 160 метрах от ж/д станции по данной улице, оно не является.
Довод апелляционной жалобы о том, что гражданское дело, в нарушение норм ГПК РФ, рассмотрено в отсутствие межрайонного природоохранного прокурора не может быть принят судебной коллегией во внимание, т.к., как следует из материалов дела, о судебном заседании, назначенном на 15.05.2013, природоохранный прокурор был извещен надлежащим образом (л.д. 45), в связи с чем его неявка в суд не являлась препятствием к рассмотрению дела по существу. Ссылка жалобы на то, что суд необоснованно отказал в привлечении к участию в деле в качестве третьего лица ГУ "Ленавтодор", не имеет правового значения для решения вопроса о законности постановленного судом решения, поскольку независимо от необходимости участия указанного лица в рассмотренном деле разрешение спора в его отсутствие, процессуальным основанием для отмены решения по жалобе ответчика являться не может.
При таких обстоятельствах, поводов для отмены обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы администрации МО "Лесколовское сельское поселение" судебной коллегией не усматривается.
Руководствуясь ст. 327.1, ст.ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 15 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО "Лесколовское сельское поселение" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.