Апелляционное определение СК по гражданским делам Липецкого областного суда от 25 ноября 2013 г.
(Извлечение)
судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Игнатенковой Т.А.,
судей Курдюковой Н.А., Тельных Г.А.
при секретаре Шабановой К.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе истца Асгар Зада И.Е. на решение Советского районного суда г. Липецка от 18 сентября 2013, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Асгар Зада И.Е. о предоставлении жилого помещения по договору социального найма - отказать.
Заслушав доклад судьи Курдюковой Н.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Асгар Зада И.Е. обратилась в суд с иском, с учетом уточненных исковых требований, к администрации Липецкой области, Управлению жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма на состав семьи 1 человек, ссылаясь на то, что она относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, нуждается в улучшении жилищных условий, состоит в администрации г.Липецка в очереди на получение жилья, однако до настоящего времени обязательство о предоставлении жилого помещения не исполнено, чем грубо нарушены её жилищные права. Просит обязать Управление жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области предоставить ей за счет средств бюджета Липецкой области по договору социального найма благоустроенное жилое помещение.
В судебном заседании истица Асгар Зада И.Е и ее представитель Евсеева Г.П. исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчиков администрации Липецкой области и Управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области Цысов Н.А. исковые требования не признал, сославшись на их необоснованность.
Представитель третьего лица администрации г. Липецка Чемелева Г.П. возражала против удовлетворения исковых требований.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе истица Асгар Зада И.Е. просит отменить решение суда, считая его незаконным и необоснованным.
Обсудив доводы жалобы, заслушав объяснения истицы Асгар Зада И.Е., поддержавшей доводы жалобы, представителя ответчика Управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области - Цысова Н.А., возражавшего против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия оснований для отмены решения не усматривает.
Согласно ч.1 ст. 57 ЖК РФ (в редакции, действующей до 01 января 2013 года), жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
2. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.;
В соответствии с изменениями, внесенными ФЗ от 29 февраля 2012г. N 15-ФЗ ч. 2 ст. 57 ЖК РФ с 01 января 2013 года утратила силу.
Согласно п.1 ч.1 ст. 8 ФЗ N159-ФЗ от 21 декабря 1996г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в редакции ФЗ от 29.02.2012 N 15-ФЗ , от 02.07.2013 N 167-ФЗ , от 02.07.2013 N 185-ФЗ , от 25.11.2013 N 317-ФЗ , детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно п.3 указанного закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Исходя из положений п.1 ст. 9.1. Закона Липецкой области от 6 июня 2007 года N 54-03 "О порядке предоставления гражданам жилых помещений специализированного жилищного фонда Липецкой области", исполнительный орган государственной власти области в сфере жилищно-коммунального хозяйства жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в части 6 статьи 3 настоящего Закона, без учета членов их семьи, предоставляет на основании сводного списка, представленного исполнительным органом государственной власти области в сфере образования, в порядке очередности с учетом положений абзаца второго части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно п.2. ст. 9.1. Закона Липецкой области от 6 июня 2007 года N 54-03 "О порядке предоставления гражданам жилых помещений специализированного жилищного фонда Липецкой области", в редакции от 29.12.2012 N 111-ОЗ , от 07.05.2013 N 151-ОЗ , исполнительный орган государственной власти области в сфере образования формирует сводный список на основании уточненных списков органов местного самоуправления, сформированных в порядке, установленном приложением 4 к настоящему Закону, исходя из даты и времени подачи заявления, и представляет их в исполнительный орган государственной власти области в сфере жилищно-коммунального хозяйства в срок до 1 мая текущего года по форме, установленной приложением 3 к Порядку формирования органами местного самоуправления списка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В силу п.2. ст. 9.2. указанного закона исполнительный орган государственной власти области в сфере жилищно-коммунального хозяйства издает правовой акт о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда лицам, указанным в части 6 статьи 3 настоящего Закона, в соответствии со сводным списком и на основании представляемых указанными лицами обновленных документов.
Согласно п.2 ч.3 ст. 9.2. указанного закона в случае отказа лиц, указанных в части 6 статьи 3 настоящего Закона, от предложенного им жилого помещения специализированного жилищного фонда они письменно уведомляют об этом исполнительный орган государственной власти области в сфере жилищно-коммунального хозяйства в течение 7 рабочих дней со дня получения уведомления. После получения данного уведомления исполнительный орган государственной власти области в сфере жилищно-коммунального хозяйства предлагает указанное жилое помещение другим лицам, включенным в сводный список, в порядке очередности.
Судом установлено, что истец Асгар Зада И.Е. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Судом также установлено, что жилье за истицей закреплено не было, жилое помещение муниципального жилищного фонда по договору социального найма ей не выделялось, в собственности жилья она также не имеет.
На основании выписки из постановления администрации г. Липецка ... от ... Асгар Зада И.Е. включена в список детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещения, утвержденного Управлением образования и науки Липецкой области, под номером ...
Доказательств того, что лица, состоящие в данном списке под номерами ... , обеспечены специализированными жилыми помещениями либо отказались от их получения, суду представлено не было.
При таких обстоятельствах, отказывая в удовлетворении исковых требований, суд правильно указал, что действующим в настоящее время законодательством не предусмотрено внеочередное предоставление жилых помещений категории граждан, к которой относится истец.
Кроме того, жилые помещения указанной категории лиц с 1 января 2013 года предоставляются по договорам найма специализированного жилого помещения, а не по договору социального найма.
Также, учитывая, что жилищным законодательством Российской Федерации обязанность по предоставлению жилых помещений в специализированном жилищном фонде по договору найма специализированного жилого помещения, возложена на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а в соответствии с Законом Липецкой области от 06 июня 2007 года N 54-ОЗ "О порядке предоставления гражданам жилых помещений специализированного жилищного фонда Липецкой области" (в редакции Закона ЛО от 29.12.2012 N 111-ОЗ), данная обязанность возложена на исполнительный орган государственной власти области в сфере жилищно-коммунального хозяйства, которым является Управление жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области, суд пришел к обоснованному выводу о том, что иск не подлежит удовлетворению также и потому, что администрация Липецкой области не является надлежащим ответчиком по делу.
Доводы жалобы о том, что суду не были представлены данные о наличии у ответчика жилых помещений для детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также не представлены сведения об отказе впереди стоящих в очереди лиц от получения жилых помещений, сами по себе не свидетельствуют о незаконности постановленного решения и наличия у Асгар Зада И.Е. права на внеочередное предоставление ей администрацией Липецкой области жилого помещения по договору социального найма.
Других доводов жалоба не содержит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение
Советского районного суда г.Липецка от 18 сентября 2013
года
- оставить без изменения , а жалобу Асгар Зада И.Е. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.