Судья Мурманского областного суда Синица А.П., рассмотрев жалобу Прибыткова А.С. на решение судьи Первомайского районного суда города Мурманска от 11 марта 2013 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением N * административной комиссии Первомайского административного округа муниципального образования город Мурманск от 19 декабря 2012 года Прибытков А.С. признан виновным в том, что являясь должностным лицом - председателем правления Товарищества собственников жилья " ***" (далее - ТСЖ " ***") допустил нарушение пунктов 4.5, 4.5.1, 5.14 Правил благоустройства и санитарного содержания территорий муниципального образования город Мурманск, утвержденных решением Совета депутатов г. Мурманска от 07.12.2010 N 31-354 и п. 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, выразившееся в том, что 23 октября 2012 года ТСЖ " ***", осуществляющее управление многоквартирным домом N * по ... в г.Мурманске, не проводило систематического наблюдения за санитарным состоянием и не обеспечило уборку мусора на придомовой территории с главного фасада и двора многоквартирного дома N * по ... в городе Мурманске. Таким образом, председатель правления ТСЖ " ***" совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена пунктом 10 статьи 2 Закона Мурманской области от 06.06.2003 года N 401-01-ЗМО "Об административных правонарушениях", за что подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере *** ( ***) рублей.
Не согласившись с данным постановлением, Прибытков А.С. обратился в суд с жалобой об его отмене, мотивируя тем, что к административной ответственности привлечён необоснованно, без достаточных на то доказательств.
В судебном заседании защитник Прибыткова А.С. - Беляков Э.А. поддержал доводы жалобы по изложенным в ней основаниям.
Представитель Управления Первомайского административного округа г. Мурманска Филиппов Е.В. с доводами жалобы не согласился.
Решением судьи Первомайского районного суда г.Мурманска от 11 марта 2013 года постановление по делу об административном правонарушении оставлено без изменения, жалоба Прибыткова А.С. - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Мурманский областной суд, Прибытков А.С. просит постановление по делу об административном правонарушении и решение судьи, принятое по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении отменить и возвратить дело на новое рассмотрение.
Ссылается на отсутствие доказательств, подтверждающих его (Прибыткова А.С.) виновность в совершении административного правонарушения.
Также полагает, что не может быть признан надлежащим субъектом административного правонарушения, поскольку в соответствии со ст.144 Жилищного кодекса РФ органами управления ТСЖ являются общее собрание членов товарищества и правление товарищества, каких-либо указаний на то, что руководство ТСЖ осуществляется председателем правления, закон не содержит, в связи с чем, он (Прибытков А.С.) как председатель правления, не может нести ответственность как должностное лицо ТСЖ.
Представитель административной комиссии Первомайского административного округа муниципального образования г. Мурманск, Прибытков Э.А. в судебное заседание не явились, извещены о рассмотрении дела в соответствии со статьей 25.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Проверив материалы дела, выслушав защитника Прибыткова Э.А. - Белякова Э.А., поддержавшего жалобу, оценив доводы жалобы, полагаю, что оснований для отмены решения судьи и удовлетворения жалобы не имеется.
Судья правильно установил юридически значимые обстоятельства дела и верно применил нормы законодательства об административных правонарушениях, устанавливающие ответственность за данный вид правонарушения.
В соответствии со ст.2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч.1 ст.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законом субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с п. 10 ст. 2 Закона Мурманской области от 06.06.2003 N 401-01-ЗМО "Об административных правонарушениях", нарушение иных правил благоустройства населенных пунктов, установленных муниципальными нормативными правовыми актами, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двухсот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно п.3.5 Правил благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования город Мурманск, утвержденных Решением Совета депутатов города Мурманска от 07.12.2010 N 31-354, сбор, вывоз, размещение (хранение, захоронение), утилизация, переработка, использование и обезвреживание отходов производства и потребления осуществляются в соответствии с Положением о порядке обращения с отходами производства и потребления на территории муниципального образования город Мурманск, утвержденным решением Совета депутатов города Мурманска от 03.10.2007 N 40-488 санитарными правилами и нормами СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях".
Пунктом 3.5.2 Правил благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования город Мурманск предусмотрено, что вывоз отходов от домовладений должен осуществляться в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170. Соблюдение требований, установленных правилами, обязаны обеспечить организации по обслуживанию жилищного фонда.
В соответствии с п. п. 4.5, 4.5.1 Правил благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования город Мурманск юридические и физические лица, осуществляющие управление многоквартирным домом, иные организации, обслуживающие общее имущество многоквартирного дома, а также владельцы объектов недвижимости и объектов благоустройства, объектов некапитального строительства обеспечивают уборку дворовых, внутриквартальных и других территорий в пределах земельных участков, сформированных при выполнении кадастровых работ по земельному участку. В иных случаях, когда кадастровые работы не выполнены, в пределах земельного участка, учтенного в техническом паспорте на многоквартирный (жилой) дом или участка, определенного актом замеров.
Из пункта 2.43 Правил благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования город Мурманск уборка территории - комплекс мероприятий, связанных с регулярной очисткой территорий открытого грунта, территорий с твердым покрытием, газонов и иных озелененных территорий, от грязи, снега и льда, отходов производства и потребления, с последующим их сбором и вывозом в специально отведенные для этого места; иные мероприятия, направленные на обеспечение экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В соответствии с п.5.14 Правил благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования город Мурманск содержание дворовых территорий должно осуществляться в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 г. N 170.
Согласно п. 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за её санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов.
Товарищество собственников жилья " ***" осуществляет управление многоквартирным домом N * по ... в г.Мурманске на основании Устава по решению Общего собрания собственников данного многоквартирного дома.
Согласно материалам дела с 10 час. 10 мин. до 11 час. 15 мин. 23.10.2012 г. проведено обследование придомовой территории дома N * по ... в г. Мурманске. Осмотр производился комиссией в составе главного специалиста отдела по взаимодействию со структурами ЖКХ и благоустройства " ... "., главного специалиста управления округа " ... "., специалиста отдела ОТН ММБУ "Новые формы управления" " ... "
При обследовании установлено, что на придомовой территории с главного фасада и двора многоквартирного дома N * по ... в г. Мурманске не осуществлен подбор мусора.
Выявленные нарушения объективно подтверждены и зафиксированы в акте обследования территории от 23.10.2012 г., фотоматериале к акту, которые в силу ст. 26.2 являются допустимыми доказательствами по делу.
На основании статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к этой норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п.п. 4, 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий" под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.
К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).
Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).
В силу части 1 статьи 147 Жилищного кодекса РФ руководство деятельностью товарищества собственников жилья осуществляется правлением товарищества. Правление товарищества собственников жилья вправе принимать решения по всем вопросам деятельности товарищества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья.
Правление товарищества собственников жилья избирается из числа членов товарищества общим собранием членов товарищества на срок, установленный уставом товарищества, но не более чем на два года (часть 2 статьи 147 ЖК РФ).
Правление товарищества собственников жилья избирает из своего состава председателя товарищества, если избрание председателя товарищества не отнесено к компетенции общего собрания членов товарищества уставом товарищества (часть 3 статьи 147 ЖК РФ).
Правление товарищества собственников жилья является исполнительным органом товарищества, подотчетным общему собранию членов товарищества (часть 4 статьи 147 ЖК РФ).
Заседание правления товарищества собственников жилья созывается председателем в сроки, установленные уставом товарищества (часть 5 статьи 147 ЖК РФ).
В соответствии со ст. 149 Жилищного кодекса Российской Федерации председатель правления товарищества собственников жилья избирается на срок, установленный уставом товарищества. Председатель правления товарищества обеспечивает выполнение решений правления, имеет право давать указания и распоряжения всем должностным лицам товарищества, исполнение которых для указанных лиц обязательно.
Председатель правления товарищества собственников жилья действует без доверенности от имени товарищества, подписывает платежные документы и совершает сделки, которые в соответствии с законодательством, уставом товарищества не требуют обязательного одобрения правлением товарищества или общим собранием членов товарищества, разрабатывает и выносит на утверждение общего собрания членов товарищества правила внутреннего распорядка товарищества в отношении работников, в обязанности которых входят содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, положение об оплате их труда, утверждение иных внутренних документов товарищества, предусмотренных настоящим Кодексом, уставом товарищества и решениями общего собрания членов товарищества.
С учетом изложенного следует, что председатель ТСЖ является лицом, осуществляющим организационно-распорядительную или административно-хозяйственную деятельность в ТСЖ и относится к должностным лицам как субъектам административной ответственности.
В соответствии с разделом 15 Устава ТСЖ председатель правления руководит текущей деятельностью Товарищества и имеет право давать обязательные указания и распоряжения всем должностным лицам Товарищества.
Согласно протоколу заседания правления ТСЖ " ***" от 10.06.2011 г. в должности председателя ТСЖ " ***" утвержден Прибытков А.С.
Согласно приказу N * от 21.07.2011г. приступил к исполнению обязанностей председателя правления ТСЖ " ***" с 21.07.2011 г.
Проанализировав Устав ТСЖ, и приняв во внимание приведенные нормы материального права, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о том, что председатель ТСЖ, будучи наделенным правом и обязанностью представлять интересы собственников жилья, не предпринял всех зависящих от него мер по обеспечению надлежащего санитарно - технического состояния многоквартирного дома и прилегающей территории.
Таким образом, действия Прибыткова А.С., с учетом положений статьи 2.4 КоАП РФ об условиях ответственности должностных лиц, правильно квалифицированы по пункту 10 статьи 2 Закона Мурманской области от 06.06.2003 года N 401-01-ЗМО "Об административных правонарушениях".
Принятый по делу судебный акт показал, что судья исходил из конкретных обстоятельств дела и имеющихся доказательств, которым дана соответствующая оценка по правилам ст.26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Судья пришел к обоснованному выводу о том, что административным органом доказано наличие в действиях председателя правления ТСЖ " ***" Прибыткова А.С. состава вмененного ему административного правонарушения.
Выводы судьи о виновности Прибыткова А.С. в совершении административного правонарушения, предусмотренного пунктом 10 статьи 2 Закона Мурманской области от 06.06.2003 года N 401-01-ЗМО "Об административных правонарушениях", полностью соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на доказательствах, с достаточной полнотой и правильно приведенных в решении.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченным должностным лицом, в пределах срока давности, установленного статьёй 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено в пределах санкции п. 10 ст. 2 Закона Мурманской области от 06.06.2003 года N 401-01-ЗМО "Об административных правонарушениях", с учетом обстоятельств совершения административного правонарушения.
Обстоятельств, которые в силу ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, могли бы повлечь прекращение производства по делу, не установлено.
Доводы жалобы по существу сводятся к несогласию Прибыткова А.С. с привлечением к административной ответственности, неверному толкованию норм материального права и их применению к спорным правоотношениям, и не могут быть является основанием для отмены вынесенных постановления и решения по делу об административном правонарушении.
Ссылки на необоснованность привлечения к административной ответственности, несостоятельны и, опровергаются представленными материалами дела, в том числе протоколом об административном правонарушении, в котором изложены обстоятельства выявленного административного правонарушения.
Доказательств, свидетельствующих о наличие обстоятельств, помешавших председателю правления ТСЖ " ***" Прибыткову А.С. исполнению его должностных обязанностей по поддержанию надлежащего санитарно - технического состояния многоквартирного дома и прилегающей территории, материалы дела не содержат.
Иные доводы жалобы направлены на переоценку собранным по делу доказательств, поэтому не могут служить поводом к отмене состоявшегося по делу судебного решения.
Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8, 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Решение судьи Первомайского районного суда г. Мурманска от 11 марта 2013 года по делу об административном правонарушении оставить без изменения, жалобу Прибыткова А.С. - без удовлетворения.
Судья Мурманского
областного суда А.П. Синица
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.