Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Пырч Н.В.
судей
Захарова А.В.
Науменко Н.А.
при секретаре
Волковой Е.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Чапаева И.С. к закрытому акционерному обществу "Севжилсервис", открытому акционерному обществу "Колэнергосбыт" о защите прав потребителя
по апелляционной жалобе закрытого акционерного общества "Севжилсервис"
на решение Ленинского районного суда г. Мурманска от 01 августа 2013 года, по которому постановлено:
"Исковые требования Чапаева И.С. к Закрытому акционерному обществу "Севжилсервис", ОАО "Колэнергосбыт" о защите прав потребителя удовлетворить частично.
Обязать Закрытое акционерное общество "Севжилсервис" произвести Чапаеву И.С., проживающему по адресу: ... перерасчет размера платы в виду ненадлежащего содержания и ремонта подвального помещения в доме *, ул. ... , за период с октября 2012 года по июль 2013 года.
Обязать Закрытое акционерное общество "Севжилсервис" произвести Чапаеву И.С., проживающему по адресу: ... перерасчет за коммунальные услуги по графе " отопление" за период с _ _ 09.2012 года по _ _ 10.2012 и за период с _ _ 10 2012 года по _ _ 11 2012 года, в виду отсутствия отопления в квартире Чапаева И.С. в эти периоды времени.
Обязать Закрытое акционерное общество "Севжилсервис" в месячный срок со дня вступления в законную силу решения произвести откачку сточных вод из подвального помещения дома N *, ул. ... , после чего выявить причину затопления подвала и принять меры к ее устранению.
Взыскать с Закрытого акционерного общества "Севжилсервис" в пользу Чапаева И.С. компенсацию морального вреда в размере *** рублей.
Чапаеву И.С. в удовлетворении требование о перерасчете платы коммунальных услуг по графе " водоснабжение и водоотведение", по графе за содержание жилья - уборка лестничных клеток, электроснабжение и компенсацию морального вреда на сумму превышающую *** рублей - отказать.
Взыскать с Закрытого акционерного общества "Севжилсервис" государственную пошлину в бюджет муниципального образования г. Мурманск *** рублей".
Заслушав доклад судьи Науменко Н.А., возражения истца Чапаева И.С. относительно жалобы, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Чапаев И.С. обратился в суд с иском к закрытому акционерному обществу "Севжилсервис" (далее ЗАО "Севжилсервис") и открытому акционерному обществу "Колэнергосбыт (далее ОАО "Колэнергосбыт") о защите прав потребителя.
В обоснование иска указал, что является собственником квартиры * дома * по ул. ...
Управление указанным домом осуществляет ЗАО "Севжилсервис", которое обязанности по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме выполняет ненадлежащим образом, поскольку в период с _ _ сентября 2012 года по _ _ октября 2012 года и с _ _ октября 2012 года по _ _ ноября 2012 года в квартире не было отопления; с _ _ октября 2012 года по _ _ ноября 2012 года горячая вода подавалась в квартиру с сильным запахом, не пригодная к употреблению; уборка в подъезде проводится нерегулярно и некачественно; подвальное помещение затоплено сточными водами.
Просил признать предоставленные ЗАО "Севжилсервис" коммунальные услуги по графам начислений "отопление", "водоснабжение и водоотведение", "содержание жилья" ненадлежащего качества; обязать ЗАО "Севжилсервис" произвести перерасчет по оплате коммунальных услуг по вышеуказанным графам за период с _ _ сентября 2012 по дату обращения в суд; обязать ЗАО "Севжилсервис" произвести косметический ремонт подвального помещения и провести его санитарно-эпидемиологическую обработку, обязать произвести перерасчет по оплате электроэнергии; взыскать компенсацию морального вреда в сумме *** рублей.
Истец в судебном заседании иск поддержал.
Представитель ответчика ЗАО "Севжилсервис" Мальцев А.В. в судебном заседании иск признал частично.
Представитель ответчика ОАО "Колэнергосбыт" в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменные возражения на иск, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ЗАО "Севжилсервис" Мальцев А.В., ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить в части возложения обязанности произвести перерасчет коммунальных услуг по графе "отопление" за период с _ _ сентября 2012 года по _ _ октября 2012 года и за период с _ _ октября 2012 года по _ _ ноября 2012 года.
Указывает, что запуск системы теплоснабжения жилищного фонда Ленинского административного округа г. Мурманска был осуществлен _ _ сентября 2012 года в соответствии с постановлением администрации г. Мурманска от 21 сентября 2012 года N 2312 "О начале отопительного сезона 2012-2013 гг. в жилищном фонде г. Мурманска".
Обращает внимание, что после запуска система отопления нуждается как в централизованной, так и в индивидуальной регулировке, продолжительность которой составляет не менее 4 дней. Кроме того, необходимо выполнить мероприятия по предупреждению замораживания системы, работы по устранению воздушных пробок из внутридомовых инженерных систем.
Ссылаясь на пункт 25 Организационно-методических рекомендаций по подготовке к проведению отопительного периода и повышению надежности систем коммунального теплоснабжения, утвержденных приказом Госстроя РФ от 06 сентября 2000 года N 203, указывает, что график запуска и регулировки системы теплоснабжения с _ _ сентября 2012 года Управляющей компанией был составлен и согласован с ОАО "Мурманэнергосбыт".
Приводит довод о том, что пуск системы теплоснабжения многоквартирных домов, являясь непростым техническим процессом, может быть осложнен возникновением сбоев и аварийных ситуаций.
Указывает, что при подключении отопления в квартире истца поочередно в трех комнатах слесарями ЖЭУ производилась регулировка системы отопления в связи с воздушными пробками. После регулировки и спуска воды из системы отопления теплоснабжение было восстановлено.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представители ответчиков ЗАО "Севжилсервис" и ОАО "Колэнергосбыт", представитель третьего лица ММБУ "Новые формы управления", надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела.
Судебная коллегия, руководствуясь частью 3 статьи 167 и частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения относительно жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене в части удовлетворения требований о возложении обязанности произвести перерасчет за коммунальную услугу отопление ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела.
Разрешая возникший между сторонами спор в части требований о возложении обязанности произвести перерасчет платы за содержание и ремонт жилого помещения, платы за коммунальные услуги водоснабжение, водоотведение и электроснабжение, выполнении откачки сточных вод из подвального помещения, а также взыскании компенсации морального вреда, суд первой инстанции обоснованно руководствовался положениями Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", Жилищным кодексом Российской Федерации, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, регулирующими спорные правоотношения.
Установив факт затопления подвального помещения дома * по ул. ... сточными водами и нахождение его в неудовлетворительном санитарном состоянии, суд возложил на ответчика обязанности произвести откачку сточных вод из подвального помещения, принять меры к устранению причины затопления, выполнить перерасчет платы за содержание и ремонт жилого помещения за период с октября 2012 года по июль 2013 года, а также взыскал компенсацию морального вреда, определив ее размер с учетом требований разумности и справедливости в сумме *** рублей.
Приняв во внимание отсутствие доказательств некачественной уборки подъезда спорного жилого дома, а также нарушений в начислении платы за коммунальную услугу электроснабжение, суд отклонил требования Чапаева И.С. о перерасчете платы за содержание и ремонт общего имущества в связи с некачественной уборкой подъезда и платы за электроснабжение.
В указанной части решение суда сторонами не оспаривается, его законность и обоснованность в силу положений части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является предметом проверки судебной коллегии.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет за коммунальную услугу отопление за период с _ _ сентября 2012 года по _ _ октября 2012 года и за период с _ _ октября 2012 года по _ _ ноября 2012 года.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Чапаев И.С. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: ...
Организацией, осуществляющей обслуживание вышеуказанного жилого дома и предоставляющей жителям данного дома жилищно-коммунальные услуги, в том числе отопление, является ЗАО "Севжилсервис".
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно части 4 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354 (ред. от 27 августа 2012 года) утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Правилами установлено, что при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к данным Правилам (пункт 98 Правил).
Под коммунальной услугой отопления понимается подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к Правилам (подпункт "е" пункта 4 Правил)
Согласно пункту 15 названного приложения качество коммунальной услуги отопление предполагает обеспечение нормативной температуры воздуха в жилых помещениях не ниже +18 град. C (в угловых комнатах - +20 град. C), а в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) - -31 градусов C и ниже - +20 (+22) град. C в других помещениях - в соответствии с ГОСТом Р 51617-2000. Допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток (от 0.00 до 5.00 часов) - не более 3 град.C. Допустимое превышение нормативной температуры - не более 4 град.C. Отклонение температуры воздуха в жилом помещении не допускается.
Таким образом, в соответствии с Правилами потребитель может быть освобожден от оплаты коммунальной услуги отопление в случае предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, дающей основание в установленном порядке произвести перерасчет платы за услугу вплоть до полного освобождения от ее оплаты.
Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность установлен разделом X Правил, который предусматривает, в частности, уведомление потребителем аварийно-диспетчерскую службу исполнителя (пункт 105) в устной (в том числе по телефону) или письменной форме с сообщением своих фамилии, имени, отчества, точного адреса помещения, где обнаружено нарушение качества коммунальной услуги, и вид такой коммунальной слуги (106), которое является основанием для проверки, по результатам которой составляется акт. Если в ходе проверки будет установлен факт нарушения качества коммунальной услуги, то в акте проверки указываются дата и время проведения проверки, выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги, использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений, выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги (109).
Таким образом, исходя из анализа указанных положений действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, следует, что основным документом, подтверждающим факт предоставления коммунальных услуг или услуг, выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества либо факт неоказания указанных услуг является акт, составленный на основании обращения собственника жилого помещения в организацию, осуществляющую техническое обслуживание многоквартирного дома либо в иную службу, указанную исполнителем услуг.
Между тем, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что определенный Правилами порядок установления факта предоставления коммунальной услуги отопление ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, был соблюден, составленные в указанном порядке акты о предоставлении ЗАО "Севжилсервис" услуги отопления квартиры ненадлежащего качества, относящиеся к спорному периоду, дающие основание для перерасчета истцу в соответствии с Правилами размера платы за отопление вплоть до полного освобождения от оплаты услуги, в деле отсутствуют.
При этом представленные истцом в материалы дела заявление в адрес ЗАО "Севжилсервис" от _ _ ноября 2012 года (л.д.14), ответы ЗАО "Севжилсервис" на обращение Чапаева И.С., датированные _ _ ноября 2012 года (л.д.27), _ _ января 2013 года (л.д.25), и другие документы, на которые суд сослался в решении как на доказательства ненадлежащего оказания услуги отопления в период с _ _ сентября 2012 года по _ _ октября 2012 года и за период с _ _ октября 2012 года по _ _ ноября 2012 года, не могут быть приняты в качестве доказательств обоснованности заявленных требований о перерасчете платы за отопление, так как не относятся к документам, определенными законодательством в качестве основания для перерасчета размеры платы за коммунальные услуги.
Так, из указанных документов невозможно достоверно установить конкретные вид и нарушения параметров качества отопления, время и дату начала непредставления коммунальной услуги или предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества.
Каких-либо иных доказательств несоответствия температуры воздуха в квартире истца установленным нормативам в спорные периоды времени материалы дела не содержат.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции вывод об оказании ответчиком коммунальной услуги отопление ненадлежащего качества в спорный период времени сделан без достаточных оснований.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает необходимым отменить решение суда в указанной части с вынесением нового решения об отказе Чапаеву И.С. в удовлетворении исковых требований о возложении обязанности произвести перерасчет за коммунальную услугу отопление за период с _ _ сентября 2012 года по _ _ октября 2012 года и за период с _ _ октября 2012 года по _ _ ноября 2012 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Мурманска от 01 августа 2013 года отменить в части удовлетворения требований о возложении обязанности произвести перерасчет платы за коммунальную услугу отопление и принять в данной части новое решение:
В удовлетворении требований Чапаева И.С. к закрытому акционерному обществу "Севжилсервис" о возложении обязанности произвести перерасчет за коммунальную услугу отопление за период с _ _ сентября 2012 года по _ _ октября 2012 года и за период с _ _ октября 2012 года по _ _ ноября 2012 года отказать.
В остальной части решение оставить без изменения.
председательствующий:
судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.