Новгородский областной суд в составе: председательствующего судьи Комаровской Е.И.
при секретаре Горбачевой А.В.
с участием прокурора Власовой О.Н.
с участием представителей Новгородской областной Думы по доверенностям Кротовой С.В. и Паянен С.В., представителя Губернатора Новгородской области по доверенности Алексеевой О.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Пядовой О.В. о признании недействующим Областного закона от 04 марта 2013 года N222-ОЗ "О внесении изменений в Областной закон "О ветеранах труда Новгородской области и наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городского округа Новгородской области отдельными государственными полномочиями",
УСТАНОВИЛ:
Пядова О.В. обратилась в суд с заявлением о признании недействующим Областного закона от 04 марта 2013 года N222-ОЗ "О внесении изменений в Областной закон "О ветеранах труда Новгородской области и наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городского округа Новгородской области отдельными государственными полномочиями" (далее - Областной закон N222-ОЗ), ссылаясь на то, что данный закон, устанавливающий с 01 июня 2013 года дополнительные требования для присвоения звания "Ветеран труда Новгородской области" в виде награды Новгородской области, противоречит Федеральному закону "О ветеранах". Кроме того, распространяя свое действие на трудовые отношения, предшествовавшие вступлению данного закона в силу, Областной закон N222-ОЗ противоречит положениям статьи 4 Гражданского Кодекса РФ, создает неравные условия для получения гражданами звания "Ветеран труда Новгородской области", чем существенно ухудшает ее права.
В судебное заседание Пядова О.В., извещенная о времени и месте рассмотрения дела, не явилась, сообщила о рассмотрении дела в ее отсутствие с последующим направлением ей копии решения.
Представители Новгородской областной Думы и Губернатора Новгородской области с заявлением Пядовой О.В. не согласились по основаниям, изложенным в представленных на заявление отзывах.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявление Пядовой О.В. не подлежащим удовлетворению, суд оснований для удовлетворения заявленных требований не установил.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение.
В соответствии со статьей 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда.
Статьей 7 Федерального закона N5-ФЗ от 12 января 1995 года "О ветеранах" определен перечень граждан, которые признаются ветеранами труда.
При этом пунктом 4 данной статьи закреплено, что порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Во исполнение указанных выше Федеральных законов на территории Новгородской области приняты и действуют Областной Закон от 06 февраля 2006 года N624-ОЗ "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" и наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городского округа Новгородской области отдельными государственными полномочиями" (далее - Областной закон N624-ОЗ) и Областной закон от 11 ноября 2005 года N557-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан", которые определяют условия и порядок присвоения звания "Ветеран труда", а также меры социальной поддержки данной категории ветеранов.
Перечень граждан, которые признаются ветеранами труда, согласно Областному закону N624-О, полностью соответствует перечню, установленному Федеральным законом "О ветеранах".
Оспариваемый Пядовой О.В. Областной закон Новгородской области от 04 марта 2013 года N222-ОЗ вносит изменения в Областной закон от 08 сентября 2006 года N710-ОЗ "О ветеранах труда Новгородской области и наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городского округа Новгородской области отдельными государственными полномочиями", который определяет условия и порядок присвоения звания "Ветеран труда Новгородской области" и меры социальной поддержки данной категории ветеранов (аналогичные мерам социальной поддержки, предусмотренным Областным законом от 11 ноября 2005 года N557-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан" для ветеранов труда).
Согласно статье 1 Областного закона N710-ОЗ "О ветеранах труда в Новгородской области" с учетом внесенных в него оспариваемым Пядовой О.В. Областным законом N222-ОЗ изменений, данный закон не распространяется на лиц, являющихся ветеранами труда.
Отсюда следует, что предусмотренный Областным законом N710-ОЗ перечень граждан - ветераны труда Новгородской области, имеющих право на получение мер социальной поддержки, является дополнительным к перечню граждан, определенных Федеральным законом "О ветеранах".
Таким образом, Областной закон о ветеранах труда в Новгородской области не только не ограничил по сравнению с Федеральным законом "О ветеранах" круг лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, но и расширил их.
Как следует из преамбулы данного Областного закона, он принят в соответствии со статьей 26.3.1 Федерального закона от 06 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в целях социальной поддержки иной, не предусмотренной Федеральным законом "О ветеранах" категории граждан, проживающих на территории Новгородской области, и имеющих определенные заслуги перед областью.
В соответствии со статьей 1 оспариваемого Областного закона N222-ОЗ (в ред. Областного закона от 28 июня 2013 года N284-ОЗ), звание "Ветеран труда Новгородской области" присваивается гражданам Российской Федерации, место жительства которых находится на территории Новгородской области, имеющим трудовой стаж не менее 35 лет для женщин и не менее 40 лет для мужчин, их них не менее 20 лет - на территории Новгородской области, и награду Новгородской области (знак отличия Новгородской области "За заслуги перед Новгородской областью", Благодарность Губернатора Новгородской области, Благодарственное письмо Губернатора Новгородской области, Почетная грамота Новгородской областной Думы, Благодарственное письмо председателя Новгородской областной Думы, Почетная грамота Администрации Новгородской области, Почетная грамота Правительства Новгородской области, Почетная грамота Новгородской областной Федерации профсоюзов, Благодарность председателя Новгородской областной Федерации профсоюзов).
Процедура присвоения звания "Ветеран труда Новгородской области" регламентирована постановлениями Администрации Новгородской области от 06 февраля 2006 года N54 "Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан" и от 23 ноября 2006 года N491 "О мерах по реализации областного закона "О ветеранах труда Новгородской области и наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городского округа Новгородской области отдельными государственными полномочиями".
Присвоение звания "Ветеран труда Новгородской области" как государственная услуга в соответствии с пунктом 1 статьи 2 и частью 1 статьи 13 Федерального закона от 27 июля 2010 года N210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" осуществляется органами местного самоуправления в рамках осуществления отдельных государственных полномочий в соответствии с административными регламентами, которые разрабатываются указанными органами самостоятельно.
В соответствии со статьей 26.3.1 Федерального закона N184-ФЗ органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Финансирование полномочий, предусмотренное настоящей статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии в бюджете области соответствующих денежных средств и не предусматривает возможности выделения дополнительных средств из федерального бюджета на реализацию его положений.
Установив с 01 января 2007 года меры социальной поддержки ветеранам труда Новгородской области, законодатель Новгородской области в последующем неоднократно уточнял условия его присвоения, поскольку, имея право на принятие таких законов, имеет право и на внесение изменений в указанные законы.
Так, Областным законом от 28 декабря 2006 года N23-ОЗ был изменен трудовой стаж, необходимый для присвоения звания "Ветеран труда Новгородской области", Областным законом от 03 декабря 2010 года N863-ОЗ норма дополнена положением о необходимости наличия не менее 20 лет трудового стажа на территории Новгородской области, Областным законом от 04 марта 2013 года N222-ОЗ норма дополнена положением о факте добросовестного труда, подтвержденного наличием наград Новгородской области, Областным законом от 28 июня 2013 года N284-ОЗ расширен перечень наград Новгородской области.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что законодательный орган Новгородской области, осуществляя правовое регулирование в рамках предоставленных ему полномочий, вправе был самостоятельно определять условия для присвоения звания "Ветеран труда Новгородской области" и вносить в них изменения, в том числе, предусматривающие обязанность лиц, претендующих на получение данного звания, начиная с 01 июня 2013 года, иметь награду Новгородской области.
При этом, изменяя условия, при которых гражданам присваивается звание "Ветеран труда Новгородской области", Областной закон N222-ОЗ не ухудшает ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан, поскольку не влечет изменения объема, условий или порядка получения мер социальной поддержки лицами, которым такое звание уже присвоено, что полностью соответствует статье 26.3.1 Федерального закона N184-ФЗ.
Вопреки утверждению Пядовой О.В., Областной закон N222-ОЗ, не придал обратной силы и не ухудшил социальное положение лиц, получивших такое звание, а направил свое действие на урегулирование правоотношений, которые возникнут после 01 июня 2013 года, что является правом субъекта Российской Федерации и не противоречит требованиям федерального законодательства.
В связи с этим, доводы, содержащиеся в заявлении Пядовой О.В. о несоответствие данного правового акта Федеральному закону "О ветеранах", Гражданскому кодексу РФ, являются несостоятельными.
В период действия старой редакции Областного закона о ветеранах труда Новгородской области Пядова О.В. права на получение звания "Ветеран труда Новгородской области" в связи с отсутствием требуемого трудового стажа не имела, в связи с чем, принятым Областным законом N222-ОЗ ее права не нарушены.
Нарушений, касающихся порядка принятия и опубликования оспариваемого Областного закона N222-ОЗ, судом в ходе рассмотрения дела не установлено.
Таким образом, оснований для признания Областного закона N222-ОЗ недействующим, у суда не имеется, в связи с чем, в удовлетворении заявления Пядовой О.В. следует отказать.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Пядовой О.В. о признании недействующим Областного закона от 04 марта 2013 года N222-ОЗ "О внесении изменений в Областной закон "О ветеранах труда Новгородской области и наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городского округа Новгородской области отдельными государственными полномочиями" отказать.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы, а прокурором апелляционного представления в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда РФ путем подачи жалобы через Новгородский областной суд.
Председательствующий Е.И. Комаровская
Мотивированное решение изготовлено 16 сентября 2013 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.