Апелляционное определение СК по гражданским делам Новгородского областного суда от 30 октября 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего Колокольцева Ю.А.
судей Иванова И.С.
Виюка А.В.
при секретаре Горбачевой А.В.
с участием: прокурора - Степановой Е.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Виюка А.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Федорова М.Ю. на решение Боровичского районного суда Новгородской области от 22 июля 2013 года, которым заявление и.о. начальника ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Новгородской области удовлетворено:
установлен административный надзор в отношении Федорова М.Ю. сроком на три года со дня постановки на учет в ОМВД по избранному месту жительства или пребывания;
установлено Федорову М.Ю. административное ограничение в виде: запрещения пребывания в определенных местах; запрещения посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в период с 23 часов до 6 часов следующих суток; запрещения выезда за пределы города Москва; обязательной явки один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации,
УСТАНОВИЛА:
Начальник ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Новгородской области обратился в суд с заявлением об установлении на три года административного надзора в отношении Федорова М.Ю. осужденного к лишению свободы на 3 года 4 месяца и установлении в отношении поднадзорного административных ограничений в виде запрещения пребывания в определенных местах, запрещения посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях, запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток, запрещения выезда за установленные судом пределы территории; обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации, по тем основаниям, что подлежащий освобождению в связи с отбытием срока наказания Федоров М.Ю. был осужден за совершение преступления при наличии рецидива, судимость не снята и не погашена, в период отбывания наказания, Федоров М.Ю. признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции представитель ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Новгородской области уточнил свои требования в части запрещения пребывания вне жилого или иного помещения с 23 часов до 8 часов следующих суток, запрещение выезда за пределы города Москва, обязательной явки один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Федоров М.Ю. возражал против удовлетворения заявления, ссылаясь на наличие заболевания туберкулезом и необходимость дальнейшего лечения, препятствующего выполнению условий административного надзора.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Федоров М.Ю. выражает несогласие с решением суда, просит его отменить, поскольку оно нарушает его права, свободы и законные интересы, а также нарушает Федеральный закон N77-ФЗ от 18.06.2001 года в распространении туберкулеза.
В представленных письменных возражениях представитель ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Новгородской области, выражая несогласие с доводами апелляционной жалобы, полагает решение суда законным, обоснованным и не подлежащим отмене.
В возражениях на апелляционную жалобу участвующий в деле прокурор Воробьев С.В. считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу Федорова М.Ю. без удовлетворения.
В судебное заседание Федоров М.Ю., представитель ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Новгородской области не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещались, сведений об уважительности причин неявки ко времени слушания дела не представили, в связи с чем, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменных возражений, заслушав прокурора, полагавшего решение суда основанным на законе и отмене не подлежащим, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции из материалов дела, приговором " ... " районного суда " ... " от " ... " марта 2010 года Федоров М.Ю. осужден по " ... " УК РФ, с применением " ... " УК РФ к наказанию в виде лишения свободы сроком на " ... " года 6 месяцев с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Приговором мирового судьи судебного участка N " ... " района " ... " города Москвы от " ... " апреля 2010 года Федоров М.Ю. осужден по " ... " УК РФ, на основании " ... " УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний по данному приговору и приговору " ... " районного суда г. Москвы от " ... " марта 2010 года окончательное наказание назначено в виде " ... " лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Приговором " ... " районного суда г. Москвы от " ... " марта 2011 года Федоров М.Ю. осужден по " ... " УК РФ к окончательному наказанию в соответствии с " ... " УК РФ, в виде " ... " лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Постановлением Боровичского районного суда Новгородской области от " ... " июля 2013 года, приговор " ... " районного суда г. Москвы от " ... " марта 2011 года изменен и Федорову М.Ю. назначено окончательное наказание в виде лишения свободы сроком на " ... " года 4 месяца с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
В ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Новгородской области он отбывает наказание с " ... ".03.2010 года, конец срока - " ... ".07.2013 г.
Согласно справке ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Новгородской области, а также характеристике на осужденного Федорова М.Ю. от 18.07.2013 года, за период отбывания наказания Федоров М.Ю. зарекомендовал себя с отрицательной стороны, периодически нарушал установленный порядок отбывания наказания, за что на него накладывались взыскания. Постановлением начальника учреждения от 27.06.2013 года Федоров М.Ю. был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
В силу ч.1 ст.3 Федерального закона от 06.04.2011 г. N64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Федеральный закон), административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных ч.3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
При этом в отношении указанного в ч.1 настоящей статьи, административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания либо лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность (ч.3 ст.3 Федерального закона).
Таким образом, для установления в отношении лица административного надзора необходима совокупность оснований, предусмотренных ч.1 и ч.3 ст.3 Федерального закона.
Статьей 4 Федерального закона предусмотрена возможность установления в отношении поднадзорного лица следующих административных ограничений: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
При этом установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
Согласно ч.2 ст.261.8 ГПК РФ суд, принимая решение об установлении или о продлении административного надзора, одновременно устанавливает одно или несколько административных ограничений.
Принимая во внимание, что Федоров М.Ю. в силу требований закона является лицом, к которому могут быть применены меры административного надзора, поскольку он осужден за совершение преступлений при наличии рецидива преступлений, имеет неснятую и непогашенную судимость, в отношении него вынесено постановление о признании злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, суд обоснованно установил в отношении Федорова М.Ю. после отбытия наказания административный надзор.
Согласно п.1 ч.1 ст.5 Федерального закона административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1 и 2) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
В соответствии с п. "в" ч.3 ст.86 Уголовного кодекса Российской Федерации судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести, - по истечении трех лет после отбытия наказания.
Так как Федоров М.Ю. осужден за преступления средней тяжести, судимость по которым погашается по истечении трех лет после отбытия наказания, судом обоснованно установлен срок административного надзора в три года со дня постановки на учет в ОМВД по избранному месту жительства или пребывания.
Доводы апелляционной жалобы Федорова М.Ю. о применении судом в отношении него закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", ухудшающего положение осужденного и не имеющего обратной силы не могут быть приняты во внимание.
Так, в соответствии со ст.2 Федерального закона административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Это означает, что административный надзор не является мерой уголовной или административной ответственности, в связи с чем, устанавливается не в порядке исполнения наказания, а в целях предупреждения совершения лицом повторного преступления.
Более того, статья 13 Федерального закона, предусматривающая переходные положения, не содержит изъятий в отношении лиц, совершивших преступление до его введения в действие.
Доводы апелляционной жалобы Федорова М.Ю. о том, что установление административного надзора нарушает его права, свободы и способствует распространению туберкулеза, несостоятельны, так как установление административного надзора не препятствует прохождению курса лечения имеющегося заболевания как амбулаторно, так и в стационаре.
Руководствуясь ст.327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Боровичского районного суда Новгородской области от 22 июля 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Федорова М.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий Колокольцев Ю.А.
Судьи Иванов И.С.
Виюк А.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.