Постановление Президиума Новосибирского областного суда от 25 октября 2013 г.
(Извлечение)
Президиум Новосибирского областного суда в составе:
Председательствующего Шатовкиной Р.В.
членов президиума: Артеменко А.В., Билюковой Л.Р. Дроня Ю.И., Галаевой Л.Н., Недоступ Т.В.
при секретаре Кириловской К.О.
рассмотрел кассационную жалобу Сухорукова С.Г.
на решение Чановского районного суда Новосибирской области от 07 февраля 2013 года и
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 23 апреля 2013 года
по гражданскому делу по заявлению Сухорукова Сергея Геннадьевича о признании решения и действия (бездействия) должностных лиц отдела пособий и социальных выплат Чановского района Министерства социального развития Новосибирской области незаконными, и возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
заслушав доклад судьи Недоступ Т.В., президиум
УСТАНОВИЛ:
Сухоруков С.Г. обратился в суд с заявлением о признании незаконными решения и действия (бездействия) должностных лиц отдела пособий и социальных выплат Чановского района Министерства социального развития Новосибирской области и возложении обязанности устранить допущенные нарушения его прав.
В обоснование заявления указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Чановский отдел пособий и социальных выплат по вопросу предоставления субсидии на жилищно-коммунальные услуги.
По мнению заявителя Сухорукова С.Г., расчёт субсидии на оплату жилого помещения и жилищно-коммунальных услуг выполнен лишь по данным за ноябрь ДД.ММ.ГГГГ года, а не по средним фактическим затратам за предшествующий период, подтвержденный документально.
В расчет не был включен и остался не просубсидированным такой вид жилищно-коммунальных услуг, как газ.
Заявитель считает, что должностные лица Чановского отдела пособий и социальных выплат неправильно рассчитали ему субсидию по коммунальным услугам, а также не предоставили ему решение о начислении субсидий, чем нарушили его права и законные интересы.
Решением Чановского районного суда Новосибирской области от 07 февраля 2013 года заявление Сухорукова С.Г. удовлетворено частично.
Признано бездействие должностных лиц отдела пособий и социальных выплат Чановского района Министерства социального развития НСО в части непредоставления (невручения) Сухорукову С.Г. решений о предоставлении субсидии незаконным, в данной части на должностных лиц возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав заявителя.
В остальной части в удовлетворении заявления Сухорукова С.Г. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 23 апреля 2013 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Сухоруков С.Г. просит вынесенные по делу судебные постановления в части отказа в удовлетворении заявления отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права при рассмотрении дела.
Определением судьи от 09.08.2013 дело истребовано в областной суд и определением от 26.09.2013 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Проверив доводы кассационной жалобы, исследовав материалы дела, президиум приходит к следующему.
Согласно ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Согласно ч. 1 ст. 159 Жилищного кодекса РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Частью 7 указанной статьи предусмотрено, что порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение ст. 159 ЖК РФ Правительством РФ утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. N 761).
Пунктом 41 названных Правил определено, что субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев.
Согласно пункту 20 Правил размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Частично отказывая в удовлетворении заявления Сухорукова С.Г., суды первой и второй инстанции исходили из того, что расчет субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг производится исходя из данных о расходах на такие услуги за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, в рассматриваемом случае - ноябрь ДД.ММ.ГГГГ года.
Поэтому действия должностных лиц отдела пособий и социальных выплат Чановского района судебными инстанциями были признаны законными, и в удовлетворении жалобы Сухоруковоа С.Г. было отказано.
Президиум полагает, что изложенные выводы основаны на неправильном применении положений Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. N 761 (далее Правил).
Порядок определения размера субсидии урегулирован разделом IV Правил.
Данный раздел содержит ряд формул, по которым уполномоченный орган должен производить расчет. Применение той или иной формулы зависит от соотношения дохода семьи и прожиточного минимума, при этом в каждом случае размер субсидии рассчитывается исходя из размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на одного члена семьи для семей разной численности, количества лиц, входящих в состав семьи заявителя; регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи и совокупного дохода семьи.
С учетом изложенных положений Правил судебными инстанциями не учтено при рассмотрении дела, что зависимость размера субсидии от суммы начислений за жилищно-коммунальные услуги за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц нормативно не установлена.
Из представленного в материалы дела расчета субсидии за период с декабря ДД.ММ.ГГГГ года по май ДД.ММ.ГГГГ года, произведённого отделом пособий и социальных выплат Чановского района НСО, определенная по установленной в Правилах формуле, сумма субсидии Сухорукову С.Г. была уменьшена до размера фактических начислений за жилищно-коммунальные услуги за ноябрь ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 60).
Доводы кассационной жалобы Сухорукова С.Г. о неправильном исчислении суммы субсидии заслуживают внимания.
В пункте 27 Правил установлено, что размер субсидии не должен превышать фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Вместе с тем, данный пункт устанавливает и порядок определения таких фактических расходов - на получателя субсидии возложена обязанность не позднее 10 рабочих дней с даты истечения срока предоставления субсидии (по истечению 6 месяцев) представить уполномоченному органу документы, подтверждающие фактические расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, понесенные в течение срока получения последней субсидии.
В случае, если размер субсидии превысил фактические расходы, производится возврат средств в размере превышения.
Следовательно, право уполномоченного органа определить фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг заранее, на момент расчета субсидии путем установления их тождественности фактическим начислениям за жилищно-коммунальные услуги за последний месяц перед обращением гражданина за субсидией Правилами не предусмотрено.
С учетом изложенного, президиум приходит к выводу, что учет размера фактических начислений за жилищно-коммунальные услуги за ноябрь ДД.ММ.ГГГГ года при определении размера субсидии Сухорукову С.Г. за период с декабря ДД.ММ.ГГГГ года по май ДД.ММ.ГГГГ года не соответствует положениям Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. N 761.
При таких обстоятельствах, судебные постановления по делу законными признать нельзя в связи с неправильным применением норм материального права, регулирующих порядок назначения субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, они подлежат отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявления Сухорукова С.Г. в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 387, 390 ГПК РФ, президиум
ПОСТАНОВИЛ:
решение Чановского районного суда Новосибирской области от 07 февраля 2013 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 23 апреля 2013 года в части отказа в удовлетворении заявления Сухорукова С.Г. отменить, удовлетворив кассационную жалобу Сухорукова С.Г..
Постановить по делу новое решение, которым заявление Сухорукова С.Г. удовлетворить.
Признать незаконным решение Чановского отдела пособий и социальных выплат о предоставлении субсидии на жилищно-коммунальные услуги Сухорукову С.Г от ДД.ММ.ГГГГ года.
Обязать государственный орган устранить допущенные нарушения - рассмотреть вновь вопрос о предоставлении субсидии на жилищно-коммунальные услуги Сухорукову С.Г. в соответствии с требованиями Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. N 761.
Председательствующий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.