Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Зиновьевой Е.Ю.,
судей Крейса В.Р., Белик Н.В.,
при секретаре Солодовой Е.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 5 ноября 2013 года дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ в Доволенском районе Новосибирской области
на решение Доволенского районного суда Новосибирской области от 23 августа 2013 года по гражданскому делу по иску С.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Доволенском районе Новосибирской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Крейса В.Р., объяснения Войтенко С.В., выразившей согласие с решением суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Войтенко С.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Доволенском районе Новосибирской области о признании незаконным отказа ей в назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
В обоснование исковых требований указала, что обратилась в УПФ РФ в Доволенском районе г. Новосибирской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ РФ "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001 N 173-ФЗ.
Решением УПФР от ДД.ММ.ГГГГ N ей отказано в удовлетворении заявления в связи с отсутствием необходимого для назначения досрочной пенсии стажа 30 лет. При этом в стаж на соответствующих видах работ не были включены следующие периоды:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры МСЧ в Новосибирском авиаотряде;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры цеховой участковой МСЧ в Новосибирском авиаотряде;
с ДД.ММ.ГГГГ по 05.10. 1989 г. в должности медсестры участковой ЦМСЧ в Новосибирской объединенном авиаотряде гражданской авиации;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера здравпункта ЦМСЧ в Новосибирском объединенном авиаотряде гражданской авиации;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера здравпункта в центральной медико-санитарной части концерна СИБАВИА, поскольку разделом "наименование учреждений" Списка от 06.09.1991 года N 464 указанные организации не предусмотрены и Войтенко С.В. не представлены документы, подтверждающие принадлежность вышеуказанных учреждений к учреждениям здравоохранения;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры в ЛПУ "Санаторий "Доволенский";
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры ГСКУ "Санаторий "Доволенский";
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры в ОГУ "Санаторий "Доволенский";
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры в ГБУ НСО "Санаторий "Доволенский";
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры в ГУП НСО "Санаторий "Доволенский";
с ДД.ММ.ГГГГ по 11. 12.2012 г. в должности медсестры в ОАО "Санаторий Доволенский";
так как учреждение санаторий "Доволенский" не соответствует профилю медицинских учреждений, указанных в Списках от 22.09.1999 года N 1066 и от 29.10.2002 года N 781.
Просила обязать УПФР в Доволенском районе включить в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, вышеуказанные периоды работы и назначить ей пенсию с момента обращения в УПФР.
ДД.ММ.ГГГГ решением Доволенского районного суда Новосибирской областиисковые требования Войтенко С.В. удовлетворены в полном объеме.
Управление Пенсионного фонда РФ в Доволенском районе Новосибирской области обязано: включить время работы Войтенко С.В.в спорные периоды в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости; назначить Войтенко С.В. трудовую пенсию по старости с момента её первоначального обращения за назначением пенсии в УПФР в Доволенском районе Новосибирской области, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение суда, вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В жалобе указывает, что ОАО "Санаторий "Доволенский", где работает истица в должности медсестры, не соответствует профилю медицинских учреждений, поименованных Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Не согласен апеллянт с выводом суда о том, что ОАО "Санаторий "Доволенский" является многопрофильным учреждением, работа в котором дает право на досрочное назначение пенсии по старости. Поскольку законодателем четко определены профили санаториев, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии по старости, а работа в многопрофильном санатории не дает права на досрочное назначение трудовой пенсии.
Также принятые судом во внимание доказательства по делу являются недопустимыми, поскольку носят методический и информационный характер.
Кроме того, Уставом санатория не предусмотрен такой вид деятельности, как лечение больных с нарушением опорно-двигательного аппарата, соответственно, периоды работы в Санатории не могут быть засчитаны в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку данный санаторий не осуществляет ни одной из специализации, указанной в п.21 раздела "Наименование учреждений" Списка.
Судом не дана надлежащая оценка тому, что ОАО "Санаторий "Доволенский" является санаторно-курортным учреждением общего (многопрофильного) вида, без определения конкретного профиля.
Не согласен апеллянт и с выводом суда в части возложения на него обязанности о назначении пенсии с даты первоначального обращения, то есть с 12.12.2012г., поскольку по имеющимся в распоряжении УПФР документам нет и не было оснований в назначении досрочной трудовой пенсии истице.
На апелляционную жалобу поступили письменные возражения Войтенко С.В. с просьбой решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями частей 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В силу подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 вышеназванного Закона, Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержден Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781. Ранее действовали Список, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 и Список, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066.
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работы которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет в соответствии со статьей 81 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464, предусматривает включение в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, действовавшее до 01.10.1993 года, также предусматривало амбулаторно-поликлинические учреждения всех типов и наименований (поликлиники, амбулатории, здравпункты).
Согласно пункту 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при определении права на досрочную пенсию медицинским работникам судам необходимо учитывать, что в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, лица, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа, приобретают право на досрочную пенсию по старости при наличии не менее 25 лет стажа на соответствующих видах работ, а лица, осуществляющие такую деятельность в города, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, - при наличии не менее 30 лет стажа. Исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (военных частей), и других), не поименованных в Списке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением УПФР в Доволенском районе от ДД.ММ.ГГГГ N на основании Списка от 29.10.2002 года N 781 и с учетом положений постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2-П, Войтенко С.В. были зачтены в специальный стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры в операционном отделении горбольницы N 11; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры в ЗАО санаторий "Доволенский"; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры в ЗАО санаторий "Доволенский", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры в ООО "Санаторий Доволенский"; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры в ЛПУ "Санаторий Доволенский".
При этом стаж Войтенко С.В. за данный период времени был исчислен из расчета один год работы за один год и шесть месяцев за работу в отделении хирургического профиля стационара в должности медсестры, в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) за один год и 3 месяца, и составил 9 лет 11 месяцев при требуемом стаже работы 30 лет (смешанный стаж).
При оценке периодов работы Войтенко С.В. с 01 ноября 1999 года по 12.11.2002 года применялся Список и Правила от 22.09.1999 года N 1066, после 12.11.2002 года право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости медицинским работникам определяется постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781, утвердившим Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Этим же постановлением утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.
Согласно данным Правилам, для зачета периодов работы в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии, необходимо выполнение одновременно двух условий: работа в должностях, указанных в разделе "наименование должностей", и работа в учреждениях, перечисленных в разделе "наименование учреждений" Списка от 29.10.2002 года N 781, Списка от 22.09.1999 года N 1066.
В разделе "наименование должностей" Списка от 29.10.2002 года N 781, также как и Списка от 22.09.1999 года N 1066, указаны должности врача и медицинской сестры. При этом, в пункте 21 раздела "наименование учреждений" Списков указаны санатории (курорты), для лечения в том числе, больных с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Рассматривая спор и принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что истица представила необходимые доказательства, подтверждающие, что одним из профилей санатория "Доволенский" является лечение больных с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Суд при этом учитывал, что согласно Уставу ОАО "Санаторий "Доволенский", основными задачами санатория является предоставление санаторно-курортного лечения и лечебно-оздоровительных услуг населению, то есть лечение и охрана здоровья людей.
Проанализировав представленные в материалах дела доказательства в совокупности, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что санаторий "Доволенский" наряду с другими заболеваниями осуществляет лечение больных с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Следовательно, спорные периоды работы Войтенко С.В. в санатории признаны подлежащими включению в специальный стаж.
Принимая решение о необходимости включения в специальный стаж Войтенко С.В. периодов работы в медико-санитарных частях, суд исходил из следующих обстоятельств.
Тот факт, что Новосибирский авиаотряд в определенные периоды времени переименовывался, подтвержден справкой от ДД.ММ.ГГГГ года, согласно которой на основании приказа начальника ГУ ГВФ N от ДД.ММ.ГГГГ и приказа начальника ЗСТУ ГВФ N от ДД.ММ.ГГГГ образован Новосибирский объединенный авиаотряд; ДД.ММ.ГГГГ Новосибирский объединенный авиаотряд переименован в Новосибирское государственное авиапредприятие, приказ от ДД.ММ.ГГГГ N МГА, ДД.ММ.ГГГГ Новосибирское государственное Авиапредприятие переименовано в Федеральное государственное унитарное предприятие "Новосибирское Авиапредприятие", распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ N N ФС ВТ России.
Согласно Положению о медико-санитарной части (с функциями врачебно-летной экспертной комиссии) Федерального государственного унитарного предприятия "Новосибирское авиапредприятие", утвержденного ДД.ММ.ГГГГ, медико-санитарная часть с функциями ВЛЭК является структурным подразделением ФГУП "Новосибирское авиапредприятие", возглавляется начальником медико-санитарной части (МСЧ) - главным врачом и подчиняется первому заместителю генерального директора ФГУП "Новосибирское авиапредприятие". МСЧ является лечебно-профилактическим учреждением, осуществляющим оказание квалифицированной амбулаторно-поликлинической помощи прикрепленному контингенту, врачебно-летную экспертизу, профилактические и санитарно-противоэпидемические мероприятия в целях охраны здоровья работников ФГУП.
Функциями МСЧ, согласно пункту 3 Положения, являлось: оказание квалифицированной лечебно-квалифицированной помощи работникам авиапредприятия и работникам предприятия, имеющим договорные отношения на медицинское обслуживание; качественное проведение ежегодного освидетельствования летного, диспетчерского состава, бортпроводников; организация мероприятия по медицинскому обеспечению безопасности полетов путем повышения качества и совершенствования норм ежегодного медицинского наблюдения в межкомиссионный период; медицинское обеспечение аварийно-спасательных работ в районе ответственности, участие в расследование авиационных происшествий; изучение состоянии здоровья авиаработников, причин профессиональной инфекционной заболеваемости, производственного травматизма; контроль за обеспечением санаторно-курортным лечением, режимом труда, отдыха и питания летного состава, бортпроводников и других категорий авиаработников; организация и проведение совместно с Западно-Сибирским центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора на воздушном транспорте предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров.
Копией сертификата от ДД.ММ.ГГГГ регистрационный номер N, выданного ФГУП "Новосибирское авиапредприятие" подтверждается, что решением комиссии по лицензированию медицинской и фармацевтической деятельности медицинское учреждение (предприятие) получает следующую категорию: медико-санитарная часть.
Лицензией от ДД.ММ.ГГГГ разрешено осуществление медицинской деятельности Федеральному государственному унитарному предприятию "Новосибирское авиапредприятие", которому согласно протоколу к лицензии разрешены следующие виды медицинской деятельности: амбулаторная помощь взрослым: терапевтическая, хирургическая; диагностические исследования; лечебно-оздоровительная помощь; экспертная медицинская деятельность.
Согласно архивной справки от ДД.ММ.ГГГГ N N Филиала государственного казенного учреждения Новосибирской области "Государственный архив Новосибирской области" в предисловии к описи по личному составу Новосибирского объединенного авиаотряда Западно-Сибирского управления гражданской авиации (фонд "Федеральное государственное унитарное предприятие "Новосибирское авиапредприятие) содержатся сведения о том, что в структуру Федерального государственного унитарного предприятия "Новосибирское авиапредприятие" входила медико-санитарная часть.
Тот факт, что МСЧ являлась структурным подразделением Новосибирского объединенного авиаотряда в спорный период работы истицы, а также лечебно-профилактическим учреждением и выполняло те же задачи и функции, подтвержден также, как установил суд, копией приказа командира Новосибирского объединенного авиаотряда N N от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении нового штатного расписания по МСЧ и СЭС. Из данного приказа усматривается, что в состав МСЧ с функциями ВЛЭК входили - начальник МСЧ, главная медсестра, врач-терапевт, врач хирург- эксперт, врач психоневролог, медицинская сестра. Согласно вышеуказанного Приказа, в состав МСЧ входил фельдшерский здравпункт, в котором в спорный период истица работала фельдшером. Данное обстоятельство подтверждено также сведениями, содержащимися в архивной справке от ДД.ММ.ГГГГ N N
Принимая решение о включении в специальный стаж периодов деятельности истицы Войтенко С.В. в должности медицинской сестры в медико-санитарной части, в должности фельдшера здравпункта центральной медико-санитарной части авиаотряда, суд первой инстанции исходил из того, что медико-санитарная часть являлась учреждением здравоохранения и структурным подразделением государственного предприятия.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, в полной мере соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтвержденным представленными сторонами доказательствами, получившими надлежащую правовую оценку суда согласно требованиям статьи 67 ГПК РФ, в их совокупности.
Доводы апелляционной жалобы, аналогичные доводам возражений против исковых требований, направленные на переоценку доказательств, подлежат отклонению, поскольку судебная коллегия оснований для такой переоценки не усматривает.
Так, вывод суда от том, что одним из профилей санатория "Доволенский" является лечение больных с нарушением опорно-двигательного аппарата, основан на совокупности надлежащим образом исследованных и получивших должную правовую оценку, как письменных доказательств (медицинских карт пациентов санатория, имеющих заболевания опорно-двигательного аппарата, Устава организации, лицензий на осуществление медицинской деятельности), так и свидетельских показаний заместителя главного врача по лечебной части ОАО "Санаторий "Доволенский" Ш.И.И. , пояснившей, что одним из ведущих профилей санатория является лечение больных с нарушением опорно-двигательного аппарата, врачи санатория имеют профессиональную переподготовку по программе "Восстановительная медицина", в санатории лечат такие заболевания, как: остеохонодроз, артрит, полиартрит нетуберкулезного происхождения, деформирующий остеоартроз, спондилиз, спондилоартроз, ревматоидный артрит и другие, не доверять которым у суда нет оснований.
При таких обстоятельствах тот факт, что в Уставе санатория отсутствует указание на такой вид деятельности, как лечение больных с нарушением опорно-двигательного аппарата, сам по себе выводов суда первой инстанции не опровергает и на их правильность не влияет.
Кроме того, в соответствии со статьей 55 Конституции РФ, ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина допустимо только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственного здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Конституционное право на социальное обеспечение включает право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. Тогда как отказ в назначении пенсии в связи с многопрофильностью учреждения, в котором работала истица, на что ссылается апеллянт, является ограничением конституционного права на социальное обеспечение, гарантированное частью 1 статьи 39 Конституции РФ. Тождественность выполняемых функций, условий и характера деятельности для решения вопроса о праве на зачет в стаж, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, периодов работы может быть установлена судами общей юрисдикции.
Несостоятельным является и довод жалобы о неправильном применении статьи 19 Федерального закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ".
Так как при включении спорных периодов, в том числе периодов работы истицы в санатории "Доволенский" в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, продолжительность такого специального стажа составит у Войтенко С.В. 30 лет, данное обстоятельство дает истице право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Поскольку суд первой инстанции пришел к правомерному и обоснованному выводу о том, что при обращении в УПФ РФ в Доволенском районе Новосибирской области заявитель имела необходимый стаж, дающий право на досрочную пенсию, представила необходимые документы, то досрочная пенсия по старости должна быть назначена с момента ее первоначального обращения в пенсионный орган.
Данное толкование норм материального права соответствует содержанию статьи 19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и гарантирует гражданину своевременное пенсионное обеспечение.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, для отмены решения суда исходя из доводов, изложенных в жалобе.
Выводы суда первой инстанции мотивированы, основаны на установленных по делу обстоятельствах, представленных доказательствах и не опровергаются доводами апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Доволенского районного суда Новосибирской области от 23 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ в Доволенском районе Новосибирской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.