Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Кудря Т.Л.
судей Дьякова А.Н., Чеботаревой Е.А.
при секретаре Воропановой М.Б.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Протасова С. А.
на решение Октябрьского районного суда г. Омска от 6 сентября 2013 года об отказе в удовлетворении жалобы о признании незаконным решения Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 24 апреля 2013 года о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Дьякова А.Н., судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Протасов С.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ (далее ФГКУ "Центррегионжилье") о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, указывая в обоснование требований, что 06.10.2011 был уволен с военной службы по состоянию здоровья, общая продолжительность военной службы в Вооруженный силах РФ в календарном исчислении по состоянию на 09.11.2011 составила 20 лет 10 месяцев 9 дней. Согласно рапорту об увольнении с военной службы, жильем по нормам действующего законодательства он обеспечен не был. С увольнением из списков войсковой части заявитель был согласен с оставлением его в списках очередников нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Решением N2/217 от 24.04.2013 ФГКУ "Центррегионжилье" он был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, поскольку им не было принято должных мер к сдаче ранее предоставленного ему по ордеру жилого помещения. Считал данное решение незаконным и необоснованным.
03.12.2009 брак между Протасовым С.А. и ПЛА был расторгнут, после чего он был переведен в г. Омск, служил в войсковой части 55026, где состоял в очереди на улучшение жилищных условий. На момент приватизации жилого помещения в Таврическом районе он не проживал, сразу после расторжения брака снялся с регистрационного учета в квартире " ... " Таврического района Омской области, забрал все свои личные вещи, зарегистрировался по новому адресу: г. Омск, " ... " (общежитие). После увольнения с военной службы до вынесения незаконного решения о снятии с учета, он не был исключен из списков очередников, нуждающихся в жилых помещениях. Омское отделение ФГКУ "Центррегионжилье" предлагало Протасову С.А. получить двухкомнатную квартиру с доплатой, однако он отказался в связи с затруднительным материальным положением.
Кроме того, Министерством обороны РФ Протасов С.А. ни разу не был обеспечен жилой площадью, так как ордер на жилое помещение в р.п. Таврическое был выдан органом местного самоуправления. Просил обязать ФГКУ "Центррегионжилье" восстановить его в списках очередников, нуждающихся в жилых помещениях.
В судебном заседании заявитель Протасов С.А., его представитель Фоминых Л.Н. требования поддержали, указав, что Протасов С.А. в 2009 году был признан нуждающимся в получении постоянного жилого помещения с учетом полученного в 2001 году жилого помещения. В связи с расторжением брака им был подан рапорт об изменении состава семьи в личном деле.
Представитель ФГКУ "Центральное региональное Управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, Омского отделения ФГКУ "Центральное региональное Управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ Диденко Л.Н. заявленные требования не признала, пояснила, что заявитель не имеет права требовать повторного обеспечения жилым помещением, поскольку распорядился ранее полученным жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке. Полагала, что решение жилищной комиссии от 30.04.2009 о признании нуждающимся в получении постоянного жилого помещения является неправомерным.
В письменном отзыве представитель ФГКУ "Центррегионжилье" Федосеев С.Н. указав на неподсудность настоящего дела суду общей юрисдикции, полагала, что Протасов С.А. должен обжаловать решения начальника 2 отдела ФГКУ "Центррегионжилье" как должностного лица, а не решение учреждения.
Представители войсковой части 55026, департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ в суд не явились, при надлежащем их извещении.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Протасов С.А. просит решение изменить, удовлетворив его заявление в полном объеме. Полагает, что судом не исследован вопрос о законности вынесения постановления о снятии его с учета нуждающихся в жилых помещения; не принят во внимание факт изменения состава его семьи, постоянного места жительства и места работы. Судом неправильно применены нормы материального права, он добровольной свои жилищные условия не ухудшал и на момент приватизации жилого помещения в р.п. Таврическое право на него не имел.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом (л.д. 176-182), представители ФГКУ "Центррегионжилье", войсковой части 55026, департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, Омского отделения ФГКУ "Центррегионжилье" в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, доказательства уважительности этих причин не представили. Дело рассмотрено в их отсутствие по правилам ст. 167, 327 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Протасова С.А., его представителя адвоката Фоминых Л.Н., поддержавших доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения судом первой инстанции при рассмотрении данного дела были допущены.
Согласно ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие) в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность либо он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ).
К должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 25 ГПК РФ, следует относить лиц, постоянно, временно, в том числе по специальному полномочию, выступающих от имени федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации, принявших оспариваемое решение, совершивших оспариваемое действие (бездействие), имеющие обязательный характер и затрагивающие права и свободы граждан и организаций, не находящихся в служебной зависимости от этих лиц (п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих")
В силу п. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что на момент вынесения решения о признании Протасова С.А. нуждающимся в улучшении жилищных условий, заявитель к таковым не относился, будучи обеспеченным жилым помещением на условиях договора социального найма в пределах установленных законом норм, и не имел право на постановку на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Однако судом первой инстанции оставлено без внимания следующее.
В соответствии с абз. 12, 13 п. 1 ст. 15 военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации. Военнослужащие - граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации.
В силу п. 13 ст. 15 Закона о статусе военнослужащих военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пункт 14 статьи 15 Закона о статусе военнослужащих предусматривает, что обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
На основании абз. 2 п. 1 ст. 23 Закона о статусе военнослужащих Военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000 N 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" при досрочном увольнении военнослужащих с военной службы по их желанию в связи с нарушением в отношении них условий контракта или в связи с признанием их ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья (пункты "а" и "б" части 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе") они по основаниям и в порядке, предусмотренным пунктом 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", должны обеспечиваться жилыми помещениями как увольняющиеся соответственно в связи с организационно-штатными мероприятиями или по состоянию здоровья. Военнослужащие, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями, не могут быть уволены с военной службы с оставлением их в списке очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему месту военной службы при отсутствии их согласия на такое увольнение.
Согласно п. 1 ст. 15.1 Закона о статусе военнослужащих норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Как установлено судебным разбирательством и следует из материалов дела, Протасов С.А. проходил воинскую службу с 09.12.1990, уволен приказом командира войсковой части 55026 от 05.10.2011 по состоянию здоровья на основании " ... " (л.д. 8, 100).
Из представленных документов усматривается, что на момент увольнения Протасов С.А. жильем по нормам действующего законодательства не обеспечен, выразил согласие на увольнение с оставлением в списках очередников на получение жилого помещения.
Решением N2/217 от 24.04.2013 ФГКУ "Центррегионжилье" он был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, поскольку им не было принято должных мер к сдаче ранее предоставленного ему по ордеру жилого помещения.
Из содержания решения ФГКУ "Центррегионжилье" от 24.04.2013 усматривается, что заявитель был снят с указанного учета по п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, т.е. в связи с утратой оснований, дающих ему право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Пунктом 7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054 (с изменениями), предусмотрены основания для признания указанной категории граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, к которым в частности относятся отсутствие жилой площади или проживание в общежитии и на служебной жилой площади (пункты "А", "Ж").
Судом установлено, что администрацией Таврического района в период прохождения военной службы в Таврическом районе Протасову С.А. и членам его семьи: жене ПЛА, дочери ПЕС по служебному ордеру серии "С" N " ... " от 08.08.2001, выданному на основании постановления Главы самоуправления Таврического района N 432 от 20.06.2001, была предоставлена 2-комнатеая квартира " ... " общей площадью 50,4 кв.м. (л.д.12? 43-44).
27.04.2009 Протасовым С.А. на имя командира части был подан рапорт о включении его в списки очередников по войсковой части 30623 на улучшение жилищных условий.
Из акта проверки жилищных условий от 30.04.2009 следует, что Протасов С.А. нуждается в улучшении жилищных условий на состав семьи из 3-х человек, до санитарных норм проживания из расчета 18 кв.м. на одного человека.
30.04.2009 жилищной комиссии войсковой части 30623 принято решение о признании Протасова С.А. нуждающимся в получении постоянного жилого помещения в составе семьи: жена, дочь (л.д. 34).
Брак между Протасовым С.А. и ПЛА прекращен 20.11.2009 на основании решения мирового судьи судебного участка N 30 Таврического района Омской области от " ... " (л.д. 13, 14).
После расторжения брака истцом был подан рапорт об изменении состава семьи и учете в очереди на улучшение жилищных условий в составе одного человека.
Приказом командира войсковой части 30623 N 234 от 04.12.2009 Протасов С.А. переведен для дальнейшего прохождения военной службы в город Омск, в связи с чем он снялся с регистрационного учета из предоставленной ему квартиры 02.12.2009 (л.д. 87), зарегистрировался по месту службы в общежитии войсковой части 41146 с 15.12.2009 (л.д. 99).
На основании договора безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан в порядке приватизации от 22.11.2010 квартира " ... ", Таврического р-на Омской области, перешла в собственность ПЛА, ПЕС (л.д. 15, 16).
Согласно постановлению Главы администрации Таврического района от 12.04.1994г. N 194 "О включении жилых помещений в число служебных" все квартиры, расположенные в доме " ... " Таврического района Омской области отнесены к служебным жилым помещениям (л.д. 162).
Данное постановление признано утратившим силу Постановлением Администрации Тавического муниципального района Омской области от 03.07.2012 N 812 (л.д. 161).
Резюмирую изложенное выше, судебная коллегия приходит к выводу, что Протасов С.А. выселился из указанного жилого помещения по уважительным причинам - в связи с прекращением брака и переводом на новое место службы. К моменту приватизации жилого помещения в ноябре 2010 года заявитель прав на спорное помещение не имел, повлиять на оформление его в собственность фактически не мог.
Более того, спорное жилое помещение не соответствовало нормам предоставления, установленным законодательством. Так, решением Совета депутатов Таврического городского поселения Таврического муниципального района Омской области от 30.05.2006 N 70 на территории городского поселения установлена норма предоставления площади жилого помещения 18 кв.м. общей площади на одного человека. При этом, минимальный размер общей площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (учетная норма) установлена в размере 7 кв.м. общей площади на одного человека (л.д. 69).
При указанных обстоятельствах, суждения представителя ФГКУ "Центррегионжилье" о добровольном распоряжении Протасовым С.А. предоставленным ему жилым помещением, не принятии заявителем должных мер к выделению причитающейся ему доли и сдаче ее соответствующему жилищному органу, состоятельными не являются.
Доказательств, свидетельствующих о совершении Протасовым С.А. каких-либо умышленных действий, направленных на отчуждение ранее полученного от государства жилья с целью ухудшения жилищных условий, ФГКУ "Центррегионжилье" суду не представлено, вопреки требованиям п. 1 ст. 249 ГПК РФ.
В соответствии с абз. 12 п. 1 статьи 15 Постановлением Правительства РФ от 29.06.2011 N 512 утверждены Правила признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан российской федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями.
Согласно п. 14 данных Правил военнослужащие (граждане, уволенные с военной службы) состоят на учете до предоставления им жилых помещений или до выявления предусмотренных пунктами 1, 2 и 4 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации оснований для снятия их с учета или до заключения гражданами, уволенными с военной службы и имеющими общую продолжительность военной службы менее 20 лет, нового контракта о прохождении военной службы.
В силу п. 26 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054 (далее Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.09.1998), военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, снимаются с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета в случае:
а) заключения после увольнения в запас нового контракта на военную службу в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;
б) если по истечении 6 месяцев после указанного в ходатайстве командира (начальника) воинской части срока увольнения военнослужащего на него вновь не поступило письменного ходатайства об оставлении в очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий;
в) снятия с воинского учета в данном населенном пункте и выезда на другое постоянное место жительства;
г) решения жилищной проблемы;
д) заключения брака вдовами (вдовцами), состоящими в очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 настоящих Правил;
е) выявления в представленных документах, являющихся основанием для постановки на очередь, не соответствующих действительности сведений.
Статьей 56 ЖК РФ предусмотрены в качестве основания для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях - утрата ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма (п. 2 ч.1).
Исходя из системного толкования приведенных выше правовых норм, с учетом установленных в материалах дела фактических обстоятельств, ранее предоставленная заявителю и членам его семьи спорная квартира, с которой на момент принятия ФГКУ "Центррегионжилье" обжалуемого решения снят статус служебного жилья, имела общую площадь общей площадью 50,4 кв.м., что менее 18 кв.м. на одного человека (50,4 кв.м.:3=16,8 кв.м.), в связи с чем, как не обеспеченный жилым помещением до установленной законом нормы предоставления, Протасов С.А. не мог быть снят с очереди на получение жилого помещения за счет средств федерального бюджета.
При этом доказательств, свидетельствующих о совершении Протасовым С.А. каких-либо умышленных действий, направленных на отчуждение ранее полученного от государства жилья с целью ухудшения жилищных условий, заинтересованным лицом суду не представлено, вопреки требованиям п. 1 ст. 249 ГПК РФ.
При изложенном, у ФГКУ "Центррегионжилье" отсутствовали основания для вынесения решения о снятии Протасова С.А. с учета нуждающихся в предоставлении жилого помещения, согласно п. 2 ч.1 ст. 56 ЖК РФ.
Статья 258 ГПК РФ гласит, что суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод (п.1).
Оценив собранные по делу доказательства, судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы заслуживают внимания, а вынесенное судом первой инстанции решение не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене, как постановленное при несоответствии выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела; неправильном применении норм материального права (подп. 1, 4 п. 1 ст. 330 ГПК РФ).
Принимая во внимание, что по делу не требуется собирания или дополнительной проверки доказательств, но допущена ошибка в применении норм материального права, судебная коллегия находит возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Омска от 6 сентября 2013 года отменить и принять новое.
Признать решение Федеральное государственное казенное учреждение "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ N2/217 от 24.04.2013 о снятии Протасова С. А. с учета нуждающихся в жилых помещениях незаконным.
Обязать Федеральное государственное казенное учреждение "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ восстановить Протасова С. А. в списке очередников, нуждающихся в жилых помещениях.
Председательствующий:
Судьи областного суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.