Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Кудря Т.Л.
судей Дьякова А.Н., Чеботаревой Е.А.
при секретаре Воропановой М.Б.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе истца Мухамадеевой С. К.
на решение Большереченского районного суда Омской области от 13 августа 2013 года об отказе в удовлетворении исковых требований к Администрации Большереченского муниципального района Омской области о признании права на меры социальной поддержки по обеспечению жилым помещением как вдовы ветерана Великой Отечественной войны и обязании включить в список граждан, претендующих на меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями вдов погибших (умерших) ветеранов, инвалидов Великой Отечественной войны.
Заслушав доклад судьи областного суда Дьякова А.Н., судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Мухамадеева С.К. обратилась в суд с иском к администрации Большереченского муниципального района Омской области о признании права на меры социальной поддержки по обеспечению жилым помещением как вдовы ветерана Великой Отечественной войны и обязании включить в список граждан, претендующих на меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями вдов погибших (умерших) ветеранов, инвалидов Великой Отечественной войны.
В обоснование заявленных требований указала, что является вдовой ветерана Великой Отечественной войны, постановлением администрации Большереченского муниципального района Омской области N 319 от 13.06.2013 была исключена из списка граждан, претендующих на меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов Великой отечественной войны, вдов погибших (умерших) ветеранов, инвалидов Великой Отечественной воны в связи с тем, что она не относится к категории лиц, имеющих право на получение данной выплаты, о чем ей было сообщено ответчиком письмом N 923 от 14.06.2013. Причиной исключения ее из обозначенного списка явилось решение Большереченского районного суда Омской области от " ... " о расторжении брака между ней и МЧБ С указанным решением суда она не согласна, так как состояла в браке с МЧБ с " ... " по день его смерти " ... ". Они проживали совместно и вели общее хозяйство. О расторжении брака судом ей ничего не известно, в судебном процессе она участия не принимала.
Просила признать за ней право на меры социальной поддержки по обеспечению жилым помещением как вдовы ветерана Великой Отечественной войны и обязать ответчика включить в список граждан, претендующих на меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями вдов погибших (умерших) ветеранов, инвалидов Великой Отечественной войны.
В судебном заседании Мухамадеева С.К. и ее представитель по устному ходатайству Аскарова Г.А. заявленные требования поддержали.
Представитель третьего лица - Управления Министерства труда и социального развития Омской области по Большереченскому району Омской области по доверенности Широков С.Н. исковые требования не признал, пояснил, что в связи с наличием вступившего в законную силу решения суда о расторжении брака, меры социальной поддержки в отношении истца прекращены.
Представитель Администрации Большереченского муниципального района Омской области в суд не явился, при надлежащем его извещении.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе истец - Мухамадеева С.К. просит решение Большереченского районного суда Омской области от 13 августа 2013 года отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование жалобы приводит доводы, изложенные в исковом заявлении. Настаивает на том, что брак между ней и ее супругом МЧБ не был расторгнут. С момента регистрации брака и до момента его смерти они совместно проживали, вели общее хозяйство. О решении суда, на основании которого был расторгнут их брак, ей ничего не известно.
Письменных возражений относительно апелляционной жалобы не представлено.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом (л.д. 87-89).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
Совокупности собранных по делу доказательств судом дана надлежащая правовая оценка, обстоятельства дела установлены верно, нарушений в применении норм процессуального и материального права не допущено.
Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
В соответствии с положениями указанного Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ и Указом Президента Российской Федерации N 714 от 07.05.2008 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" к числу мер социальной поддержки указанной категории граждан относится, в том числе, обеспечение данных граждан жильем за счет средств федерального бюджета.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 21 во взаимосвязи с п. 4 ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ супруг (супруга) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившие в повторный брак, имеют право на меры социальной поддержки, включая право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем.
Предоставление указанной меры социальной поддержки осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ, в силу которой Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки, в том числе, членам семей умерших (погибших) участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года; а также полномочия по обеспечению жильем указанной категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Из анализа приведенных правовых положений следует, что правом обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем члены семей участников Великой Отечественной войны могут воспользоваться только после их принятия и признания органом местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Системное толкование содержания перечисленных нормативных актов свидетельствует о том, что льготные категории граждан, в том числе и члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, вправе рассчитывать на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем лишь при условии, если они могут быть отнесены к нуждающимся в жилом помещении, по правилам, установленным ст.ст. 49 - 52 Жилищного кодекса РФ.
Из материалов дела следует, что Мухамадеева С.К., " ... " года рождения, с " ... " состояла в зарегистрированном браке с МЧБ (л.д. 6, 7, 8,9).
МЧБ являлся участником (инвалидом) Великой Отечественной войны (л.д. 61).
" ... " МЧБ умер (л.д. 60).
Мухамадеева С.К. с 06.06.2011 приобрела статус ветерана Великой отечественной войны, в связи, с чем имела право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих (л.д. 58).
С 29.10.1999 Мухамадеева С.К. приобрела право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: Омская область, " ... ", р. " ... " (л.д. 53, 54), где имеет постоянную регистрацию и проживает с 29.05.2008 (л.д. 38, 39, 40).
30.08.2011 Распоряжением Главы Большереченского муниципального района от N 511, дом " ... " признан непригодным для проживания (л.д. 47-48, 49-50, 51).
Иного жилого помещения для проживания, в том числе и на праве собственности истец не имеет (л.д. 41, 42, 43, 44).
13.09.2011 Постановлением Главы Большереченского муниципального района N 551 Мухамадеева С.К. как вдова умершего участника Великой Отечественной войны была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий граждан и включена в список граждан, претендующих на меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной войны, вдов погибших (умерших) ветеранов, инвалидов Великой Отечественной войны.
Впоследствии, 28.05.2013 Решением комиссии по регулированию жилищных отношений Большереченского муниципального района Омской области Мухамадеева С.К. исключена из списка граждан, претендующих на меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов Великой Отечественной войны, вдов погибших (умерших) ветеранов, инвалидов Великой Отечественной войны, в связи с выявлением в представленных документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия её на учёт.
Постановлением и.о. Главы администрации Большереченского муниципального района Омской области N 319 от 13.06.2013 Мухамадеева С.К. была исключена из списка претендующих на меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов Великой отечественной войны, вдов погибших (умерших) ветеранов, инвалидов Великой отечественной войны в связи с тем, что она не относится к категории лиц, имеющих право на получение данной выплаты, о чём ей было сообщено ответчиком письмом N 923 от 14.06.2013.
Распоряжением Управления Министерства труда и социального развития Омской области по Большереченскому району Омской области от 28.05.2013 N 625-р признано недействительным удостоверение В N 742834 о праве на меры социальной поддержки члена семьи погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны на имя Мухамадеевой С. К., " ... " года рождения. В связи с наличием вступившего в законную силу решения суда о расторжении брака, меры социальной поддержки в отношении истца прекращены.
Не согласившись с указанными решениями, Мухамадеева С.К. обратилась в суд, полагая, что имеет право на меры социальной поддержки члена семьи погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны.
Разрешая спорные правоотношения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
Судебная коллегия полагает, что оснований не согласиться с данным выводом суда по доводам апелляционной жалобы не имеется, поскольку он основан на законе и подтверждается материалами дела.
Довод жалобы истца о том, что с момента регистрации брака с МЧБ и до момента его смерти они совместно проживали, вели общее хозяйство, не может служить основанием к отмене решения суда, поскольку основан на неверном толковании норм права.
В соответствии с положениями ст. 25 СК РФ брак, расторгнутый в судебном порядке, считается прекращенным со дня вступления решения суда в законную силу. Указанное положение в силу ч. 3 ст. 169 СК РФ не распространяется на случаи, когда брак расторгнут в судебном порядке до 01 мая 1996 года, то есть до дня введения в действие ст. 25 СК РФ (п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 15 от 05.11.1998 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака").
При рассмотрении дела установлено, что брак между МЧБ и Мухамадеевой С.К. расторгнут решением Большереченского районного народного суда Омской области от " ... ", то есть после 01.05.1996. Таким образом, брак истца с МЧБ считается прекращенным с момента вступления в законную силу данного решения - 30.12.1997.
Следовательно, Мухамадеева С.К., как верно определил суд первой инстанции, не приобрела статус вдовы погибшего участника Великой Отечественной войны. На данный вывод не влияет последующее проживание сторон в незарегистрированном браке и получение Мухамадеевой С.К. повторного свидетельства о регистрации брака, а также копии записи акта гражданского состояния о заключении брака N 2 от 16.03.1989.
Указание в жалобе об отсутствии осведомленности относительно постановленного решения Большереченского районного народного суда Омской области от 18 декабря 1997 года о расторжении брака между МЧБ и Мухамадеевой С.К., является несостоятельным.
Так, из мотивировочной части обозначенного решения следует, что Мухамадеева С.К. обратилась в суд с иском к МЧБ с требованием о разделе совместно нажитого имущества. Мухамадеева С.К. принимала участие в судебном заседании по данному делу, давала объяснения относительно заявленных ею требований и встречных требований МЧБ к ней о расторжении брака (л.д. 25) Указанное решение суда ни одной из сторон не оспорено.
Суд оценил все представленные истцом доказательства в их совокупности и в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, результаты оценки отразил в решении, при этом указал мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие - отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими. Оснований для иной оценки представленным доказательствам у суда судебной коллегии не имеется.
Поскольку судом при рассмотрении спора не допущено существенных нарушений норм процессуального и норм материального права, а изложенные в апелляционной жалобе доводы основанием к его отмене или изменению не являются, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Большереченского районного суда Омской области от 13 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи областного суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.