Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе председательствующего Лисовского В.Ю.,
судей Шукеновой М.А., Подвязниковой Н.А.,
при секретаре Воропановой М.Б., рассмотрела в судебном заседании 16 октября 2013 года дело по частным жалобам представителя - Министерства строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области - С.А.А. и представителя - Министерства имущественных отношений Омской области - О.Е.А. на определение Центрального районного суда г. Омка от 03 сентября 2013 года, которым постановлено:
"Заявление Министерства строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области об отсрочке исполнения решения суда от 23 мая 2013 года по гражданскому делу по иску Л.Н.А. к Министерству образования Омской области, Министерству финансов Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области, Министерству строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области о предоставлении жилого помещения, приостановлении исполнительного производства оставить без удовлетворения.
Заявление Министерства имущественных отношений Омской области об отсрочке исполнения решения суда от 23 мая 2013 года по гражданскому делу по иску Л.Н.А. к Министерству образования Омской области, Министерству финансов Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области, Министерству строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области о предоставлении жилого помещения оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи областного суда Шукеновой М.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области обратилось в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда и приостановлении исполнительного производства.
В обоснование заявленных требований указали, что решением Центрального районного суда г. Омска от 23 мая 2013 года по иску Л.Н.А. к Министерству образования Омской области, Министерству финансов Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области, Министерству строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области о предоставлении жилого помещения требования истца были удовлетворены. Работа по исполнению указанного решения суда ведется, однако не представляется возможным в срок, предусмотренный ч. 12 ст. 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве", в виду, предусмотренного Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам, перечня действий, этапов и сроков для каждого из министерств. Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области Омской области осуществляет одну функцию по формированию специализированного жилищного фонда Омской области. Заключение договора найма специализированного жилого помещения, его предоставление истцу будет осуществляться Министерством имущественных отношений Омской области на основании сведений Министерства образования Омской области.
Просили предоставить отсрочку исполнения решения Центрального районного суда г. Омска от 23 мая 2013 года на один год, приостановить исполнительные действия по исполнительному производству N */13/07/55 в отношении Министерства строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области.
В ходе рассмотрения указанного заявления Министерство имущественных отношений Омской области обратилось в суд с аналогичными требованиями, в обосновании которых указали на невозможность исполнения обозначенного решения суда в виду отсутствия денежных средств, просили предоставить отсрочку его исполнения до 31.01.2014.
Л.Н.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения указанных заявлений, указав на отсутствие уважительных причин для предоставления отсрочки исполнения решения и приостановления исполнительного производства.
Представитель Министерства финансов Омской области Н.И.С., действующая на основании доверенности, разрешение заявлений о предоставлении отсрочки исполнения оставила на усмотрение суда.
Представители Министерства строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области, Министерства имущественных отношений Омской области, Министерства образования Омской области в судебном заседании участия не принимали, о дне и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Судом постановлено изложенное выше определение.
В частных жалобах представитель Министерства строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области - С.А.А. и представитель Министерства имущественных отношений Омской области - О.Е.А. просят определение Центрального районного суда г. Омска от 03 сентября 2013 года отменить, принять новое определение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Возражая против постановленного определения, приводят доводы относительно невозможности исполнения постановленного решения суда, изложенные в заявлениях. При этом представитель Министерства строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области отмечает, что Министерство строительства в обеспечении жилыми помещениями детей-сирот осуществляет только функцию по строительству (участию в долевом строительстве). Для исполнения обязательств по обеспечению детей-сирот, в том числе для исполнения решения суда, требуются существенные временные затраты. В свою очередь, представитель Министерства имущественных отношений Омской области указывает, что Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области также должно приобрести жилые помещение, что обеспечит исполнение решения суда до конца 2013 года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав Л.Н.А., не согласившуюся с доводами жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда не находит оснований для отмены обжалуемого определения.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Согласно ст. 434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявления сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. ст. 203 и 208 ГПК РФ.
Согласно ст. 37 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Вышеназванные нормы не содержат перечня оснований для отсрочки и рассрочки исполнения судебного акта, но при этом предусматривают критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, наличие либо отсутствие которых суду следует устанавливать в каждом конкретном случае на основании представленных доказательств, учитывая обстоятельства дела и интересы сторон.
Основания для отсрочки, рассрочки и изменения порядка исполнения определения суда, влекущие отдаление исполнения решения суда, а значит, и защиты нарушенных прав взыскателя, должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий.
В силу ст. 436 ГПК РФ суд обязан приостановить исполнительное производство полностью или частично в случаях, предусмотренных Федеральным законом N 229-ФЗ от 02.10.2007 "Об исполнительном производстве". Основания для приостановления исполнительного производства перечислены в ст. 39 данного Закона.
Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г. Омска от 23 мая 2013 года на Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области возложена обязанность предоставить Л.Н.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года N 284-п.
При рассмотрении указанного дела было установлено, что Л.Н.А. состоит на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилья с 31.03.2004, в настоящее время за ней признано право на получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с положениями, установленными в постановлении Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года N 284-п.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 23 июля 2013 года возбуждено исполнительное производство N */13/07/55 в отношении должника - Министерства строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области (л.д. 53-54).
До настоящего времени право Л.Н.А. на обеспечение жильем не реализовано, жилое помещение на условиях социального найма ей не предоставлено, закрепленного или в собственности жилого помещения истец не имела и не имеет, что нарушает ее конституционные, социальные и жилищные права.
Согласно положениям ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ. Соблюдение данного требования предполагает своевременность исполнения вступивших в законную силу судебных решений.
Вместе с тем, Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области обратилось с заявлением о предоставлении отсрочки обозначенного решения сроком на один год и приостановлении исполнительного производства. В обосновании данного заявления представлены документы, из которых следует, что на формирование специализированного жилищного фонда Омской области для обеспечения жильем детей-сирот из областного бюджета выделено * тысяч рублей, * тысяч рублей - из федерального, в том числе, Министерству строительства - * тысяч рублей. В соответствии с заявкой для г. Омска в 2013 году запланировано построить 80 жилых помещений. По состоянию на 29.08.2013 в г. Омске осуществляется строительство 80 квартир на основании государственных контрактов от 13.08.2013, срок ввода в эксплуатацию 30.10.2013, степень готовности жилых помещений от 75 до 100 %. По состоянию на 06.08.2013 Министерством освоено * рублей, выделенных из областного бюджета, по состоянию на 03.09.2012 - * рублей. Таким образом, Министерство строительства фактически приступило к исполнению решения суда.
Между тем, Министерство имущественных отношений Омской области, обратившись с аналогичными требованиями, сведений об освоении выделенных денежных средств не представлено.
Отказывая в удовлетворении заявлений о предоставлении отсрочки исполнения решения суда и приостановлении исполнительного производства, суд первой инстанции исходил из того, что заявителями не представлено доказательств наличия обстоятельств, которые могут служить основанием для предоставления отсрочки, в том числе не представлены доказательства, обосновывающие срок отсрочки исполнения решения суда именно на один год, в том числе и до 31.01.2014, а также, что предоставление отсрочки исполнения решения приведет к преодолению временных неблагоприятных обстоятельств, препятствующих исполнению решения.
В силу разъяснений, данных Пленумом Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 26 июня 2008 года N 13 при рассмотрении заявлений об отсрочке (рассрочке) исполнения решения суда с учетом необходимости своевременного и полного исполнения решения в части имущественного взыскания суду в каждом случае следует тщательно оценивать доказательства, представленные в обоснование просьбы об отсрочке (рассрочке), и материалы исполнительного производства, если исполнительный документ был предъявлен к исполнению.
Вопрос о наличии обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 203 ГПК РФ, должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу ч. 4 ст. 15, ч. 3 ст. 17, ч.ч. 1, 2 ст. 9 и ч.ч. 1, 3 ст. 55 Конституции РФ и, исходя из общеправового принципа справедливости, исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
При этом суд обязан, во всяком случае, оценить все представленные должником доводы о необходимости отсрочки или рассрочки исполнения решения суда, возможные возражения взыскателя относительно такой отсрочки или рассрочки по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, и исчерпывающим образом мотивировать свои выводы по данному вопросу в соответствующем судебном акте.
Между тем, доказательств наличия исключительных обстоятельств, объективно препятствующих исполнению решения суда, заявителями представлено не было.
При этом сам по себе факт отсутствия достаточных для исполнения решения денежных средств основанием для отсрочки не может являться, учитывая, что материальные средства как Министерству строительства, так и Министерству имущественных отношений Омской области для реализации возложенных на них Порядком полномочий выделены, на сегодняшний день в полном объеме они не освоены.
Тот факт, что в заявке Министерства образования не указываются лица, для которых Министерству строительства необходимо приобрести жилые помещения (указывается только количество жилых помещений и муниципальный район), правового значения для разрешения вопроса об отсрочке исполнения решения суда не имеет.
Ссылка в жалобе представителя Министерства имущественных отношений Омской области на то, что Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области также должно приобрести жилые помещение для обеспечения жильем данной категории лиц, является несостоятельной, поскольку данный факт не свидетельствует о невозможности исполнения решений в установленных срок и не может повлиять на законность и обоснованность вынесенного определения.
Принимая во внимание, что решение суда вступило в законную силу в июне 2013 года, указания на длительность процесса приобретения жилых помещений путем строительства (участия в долевом строительстве) в казну Омской области: размещение заказа на выполнение работ, проведение аукциона, определение победителя, заключение контракта, осуществление строительства, и в заключении - оформляется право, судебная коллегия находит несостоятельными, полагая, что с момента вступления решения суда в законную силу до конца 2013 года имеется достаточно времени для реализации указанных мероприятий.
При изложенном, в целях обеспечения баланса интересов суд обоснованно не нашел оснований для предоставления заявителям отсрочки исполнения решения суда.
Определение суда является законным и обоснованным, по доводам частной жалобы отмене не подлежит.
Нормы материального и процессуального права применены судом правильно.
Руководствуясь статьями 329, 334 - 335 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
определение Центрального районного суда г. Омка от 03 сентября 2013 года оставить без изменения, частные жалобы представителя - Министерства строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области - С.А.А. и представителя - Министерства имущественных отношений Омской области - О.Е.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи областного суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.