Судья Омского областного суда Иволгина Н.В.,
при секретаре Кабардиной А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе заместителя начальника территориального отдела надзорной деятельности Большереченского района УНД ГУ МЧС России по Омской области " ... " на решение судьи Большереченского районного суда Омской области от 18 сентября 2013 года, которым постановлено:
"Постановление от 30 июля 2013г. N " ... " о наложении административного наказания в виде штрафа в размере " ... " рублей за нарушение требований пожарной безопасности, вынесенное заместителем главного государственного инспектора Большереченского района по пожарному надзору " ... " в отношении Бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Большереченская центральная районная больница" по ст.20.4 ч.1,3,4 КоАП РФ отменить.
Производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава правонарушения",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора Большереченского района по пожарному надзору " ... " N " ... " от 30.07.2013 БУЗОО "Большереченская ЦРБ" привлечено к административной ответственности за то, что 19.07.2013 в " ... " часов в ходе внеплановой проверки в зданиях БУЗОО "Большереченская ЦРБ", расположенных по адресам: " ... "; " ... ", были выявлены нарушения требований п.2 ст.53 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п.42 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390, п.п.6.16, 6.18, 6.25, 6.28, 8.11 СНиП 21-01-97*, а именно:
1. перегородка помещения зубного кабинета " ... " выполнена из сгораемого материала (ДСП);
2. в здании стационара (в приемном отделении) второй эвакуационный выход перекрыт тарой и оборудованием, периодически закрыт на замок;
3. в зданиях ЦРБ с высотой до карниза более 7 метров, имеющие кровлю с наклоном более 12% (здание терапии, здание административного корпуса), при замене кровли не установлены ограждения на кровле в соответствии с ГОСТ 25772;
4. в общественных и бытовых помещениях зданий ЦРБ в целях питания электроприборов (холодильники, телевизоры и т.д.), не предназначенных для проведения временных или аварийных работ попускаются случаи подключения временных элктропроводок или электрических удлинителей;
5. на путях эвакуации " ... " перед выходами из здания (левое и правое крыло со стороны фасада) имеются перепады высот пола;
6. высота выхода из пищеблока (столовой) " ... " в коридор менее 1,9 метра;
7. на путях эвакуации " ... " в столовой на полу уложен сгораемый линолеум;
8. в коридоре 1-го этажа административного здания имеется перепад высот пола, в результате прокладки труб, ведущих в помещение магазина.
Действия БУЗОО "Большереченская ЦРБ" квалифицированы по ч.ч.1,3,4 ст.20.4 КоАП РФ и назначено наказания в виде штрафа в размере " ... " рублей.
Считая указанное постановление незаконным и необоснованным, и.о. обязанности главного врача БУЗОО "Большереченская ЦРБ" " ... " обжаловала его в районный суд.
Судьей Большереченского районного суда Омской области вынесено изложенное выше решение.
В жалобе, поданной в областной суд, заместитель начальника территориального отдела надзорной деятельности Большереченского района УНД ГУ МЧС России по Омской области " ... " просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что вина БУЗОО "Большереченская ЦРБ" в совершении вменяемого нарушения подтверждена материалами дела. В силу п. 1.1 СНиП 21-01-97* данные нормы и правила применимы и для зданий, построенных до вступления в силу указанных норм. Кроме того, действовавший на момент постройки второй части здания в 1964 году СНиП II-А.5-62 устанавливал требования к высоте дверей и проходов на путях эвакуации аналогичные или более жесткие по сравнению со СНиП 21-01-97. Судом не учтено, что, несмотря на устранение учреждением нарушения, выразившегося в том, что второй эвакуационный выход был перекрыт тарой и оборудованием, периодически закрыт на замок, однако данное нарушения создавало непосредственное препятствие для эвакуации людей. В части отсутствия ограждения на кровле, которое не было установлено при ее замене, судом не принято во внимание, что в 2010 году был произведен капитальный ремонт кровли, однако учреждение не осуществило надлежащего технического надзора за качеством выполненных работ. Ссылки учреждения на отсутствие достаточного финансирования на устранение выявленных нарушений, считает необоснованными, поскольку в силу Устава БУЗОО может осуществлять предпринимательскую деятельность и оказывать платные услуги.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения заместителя начальника территориального отдела надзорной деятельности Большереченского района УНД ГУ МЧС России по Омской области " ... ", проверив доводы жалобы, судья Омского областного суда находит решение по делу об административном правонарушении законным и обоснованным.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ производство по делам об административных правонарушениях должно производиться при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Указанные требования закона при рассмотрении дела об административном правонарушении были соблюдены.
Части 1,3,4 ст.20.4 КоАП РФ предусматривают ответственность за:
нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи;
нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения;
нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования - пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Согласно ч. 2 ст. 37 указанного Федерального закона организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В силу ч. 2 ст. 53 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть: установлены необходимое количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и эвакуационных выходов; обеспечено беспрепятственное движение людей по эвакуационным путям и через эвакуационные выходы; организованы оповещение и управление движением людей по эвакуационным путям (в том числе с использованием световых указателей, звукового и речевого оповещения).
Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, содержащие требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
Согласно п. 42 Правил противопожарного режима в Российской Федерации запрещается, в том числе, использовать временную электропроводку, а также удлинители для питания электроприборов, не предназначенных для проведения аварийных и других временных работ.
В соответствии с п.6.16 СНиП 21-01-97* высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,9 м.
Пунктом 6.18 СНиП 21-01-97* установлено, что двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, вестибюлей и лестничных клеток не должны иметь запоров, препятствующих их свободному открыванию изнутри без ключа.
Согласно п. 6.25 СНиП 21-01-97* в зданиях всех степеней огнестойкости и классов конструктивной пожарной опасности, кроме зданий V степени огнестойкости и зданий класса С3, на путях эвакуации не допускается применять материалы с более высокой пожарной опасностью, чем:Г1, В1, Д2, Т2 - для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в вестибюлях, лестничных клетках, лифтовых холлах;
Г2, В2, Д3, Т3 или Г2, В3, Д2, Т2 - для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в общих коридорах, холлах и фойе;
Г2, РП2, Д2, Т2 - для покрытий пола в вестибюлях, лестничных клетках, лифтовых холлах;
В2, РП2, Д3, Т2 - для покрытий пола в общих коридорах, холлах и фойе.
В помещениях класса Ф5 категорий А, Б и В1, в которых производятся, применяются или хранятся легковоспламеняющиеся жидкости, полы следует выполнять из негорючих материалов или материалов группы горючести Г1.
Каркасы подвесных потолков в помещениях и на путях эвакуации следует выполнять из негорючих материалов.
В соответствии с п. 6.28 СНиП 21-01-97 в полу на путях эвакуации не допускаются перепады высот менее 45 см и выступы, за исключением порогов в дверных проемах. В местах перепада высот следует предусматривать лестницы с числом ступеней не менее трех или пандусы с уклоном не более 1:6.
При высоте лестниц более 45 см следует предусматривать ограждения с перилами.
На путях эвакуации не допускается устройство винтовых лестниц, лестниц полностью или частично криволинейных в плане, а также забежных и криволинейных ступеней, ступеней с различной шириной проступи и различной высоты в пределах марша лестницы и лестничной клетки.
Согласно п. 8.11 СНиП 21-01-97 в зданиях с уклоном кровли до 12% включительно, высотой до карниза или верха наружной стены (парапета) более 10 м, а также в зданиях с уклоном кровли свыше 12% и высотой до карниза более 7 м следует предусматривать ограждения на кровле в соответствии с ГОСТ 25772. Независимо от высоты здания ограждения, соответствующие требованиям этого стандарта, следует предусматривать для эксплуатируемых плоских кровель, балконов, лоджий, наружных галерей, открытых наружных лестниц, лестничных маршей и площадок.
В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для привлечения БУЗОО "Большереченская ЦРБ" к административной ответственности по ч.ч.1,3,4 ст.20.4 КоАП РФ послужило то, что 19.07.2013 в " ... " часов в ходе внеплановой проверки в зданиях БУЗОО "Большереченская ЦРБ", расположенных по адресам: " ... "; " ... ", были выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности, а именно: - перегородка помещения зубного кабинета " ... " выполнена из сгораемого материала (ДСП); - в здании стационара (в приемном отделении) второй эвакуационный выход перекрыт тарой и оборудованием, периодически закрыт на замок; - в зданиях ЦРБ с высотой до карниза более 7 метров, имеющие кровлю с наклоном более 12% (здание терапии, здание административного корпуса), при замене кровли не установлены ограждения на кровле в соответствии с ГОСТ 25772; - в общественных и бытовых помещениях зданий ЦРБ в целях питания электроприборов (холодильники, телевизоры и т.д.), не предназначенных для проведения временных или аварийных работ попускаются случаи подключения временных элктропроводок или электрических удлинителей; - на путях эвакуации " ... " перед выходами из здания (левое и правое крыло со стороны фасада) имеются перепады высот пола; - высота выхода из пищеблока (столовой) " ... " в коридор менее 1,9 метра; - на путях эвакуации " ... " в столовой на полу уложен сгораемый линолеум; - в коридоре 1-го этажа административного здания имеется перепад высот пола, в результате прокладки труб, ведущих в помещение магазина.
Из объяснений представителя БУЗОО "Большереченская ЦРБ", данных ею в судебном заседании в районном суде, следует, что здание Евгащенской участковой больницы построено в 1965 году в соответствии с действовавшими на тот момент СНиПами и изначально предназначалось под больницу. В 1990 году к данному зданию был пристроен пищеблок, при сдаче в эксплуатацию которого каких-либо нарушений органом пожарного надзора обнаружено не было. Перегородка в помещении зубного кабинета действительно сделана из ДСП и с момента постройки здания (1965 года) не менялась, однако на данное нарушение впервые указано в предписании от 2011 года. Имеющийся перепад высот на путях эвакуации перед выходами из здания в виду прохождения в этих местах труб отопления, линолеум на полу в столовой, высота выхода из пищеблока (столовой) - все эти обстоятельства существовали с момента постройки здания. Устранить п. 1,5,6 постановления не представляется возможным в виду отсутствия финансирования, поскольку их устранение требуют капитальных вложений. Для устранения п.8 и п.3 постановления сразу же после проверки были приняты необходимые меры: заключен договор на выполнение карниза, согласовывается с собственником устранение перепада высот. В настоящее время учреждению утверждена смета на проведение капитального ремонта и выполнения предписаний контролирующих органов. Пункты 2 и 4 постановления были устранены сразу после проверки.
Из материалов дела следует, что 26.09.2011 по результатам проведенной плановой проверки зданий и помещений МУЗ "Большереченская ЦРБ" органом пожарного надзора было выдано предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности N " ... ", состоящее из " ... " нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Из пояснений государственного инспектора по пожарному надзору по Большереченскому району " ... ", данных им в судебном заседании в районном суде, в ходе внеплановой проверки по исполнению предписания от 26.09.2011 установлено, что более 90 % нарушений устранены. Оставшиеся невыполненными нарушения зафиксированы в постановлении от 30.07.2013, кроме того, обнаружены новые нарушения. Устранение перепада высот пола и замена перегородки в кабинете зубного врача не требует капитальных вложений.
Однако, в обоснование данных доводов органом пожарного надзора не была указана стоимость работ, которые требовалось провести для устранения указанных в постановлении от 30.07.2013 нарушений, и, соответственно, возможность их устранения БУЗОО "Большереченская ЦРБ" своими силами, без капитальных вложений.
Согласно договору N " ... " от 29.07.2013, заключенному между БУЗОО "Большереченская ЦРБ" (заказчик) и ЗАО " " ... "" (исполнитель), Исполнитель принимает на себя обязательство по оказанию услуг по проверке сметной документации в ТЕР, в ценах 2 квартала 2013 г. в ходе проведения Заказчиком работ по ремонту пищеблока " ... ". Стоимость услуг составляет " ... " рублей (л.д. " ... ").
Имеющимися в материалах дела письмами главного врача БУЗОО "Большереченская ЦРБ" Министру здравоохранения, договором N " ... " от 24.12.2012 по проведению капитального ремонта " ... " (отделочные работы) на сумму " ... " рубля, договором N " ... " от 19.11.2012 на выполнение работ по капитальному ремонту " ... " на общую сумму " ... " рублей, локальными сметными расчетами к указанным договорам подтверждается, что БУЗОО "Большереченская ЦРБ" предпринимало все зависящие от меры для устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
Устранение части выявленных нарушений (п. 1,5,6,7 постановления от 30.07.2013) заложено в смету учреждения от 30.08.2013.
Кроме того, органом пожарного надзора не представлено доказательств того, что устранение выявленных в БУЗОО "Большереченская ЦРБ" нарушений требований пожарной безопасности возможно без нарушения его конструктивных особенностей.
Прекращая производство по делу за отсутствием состава правонарушения, судья районного суда правильно указал, что у БУЗОО "Большереченская ЦРБ" в данном случае не имелось возможности для соблюдения действующих правил пожарной безопасности, им предприняты все зависящие от него меры для устранения требований пожарной безопасности.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Исходя из изложенного, судья районного суда обосновано прекратил производства по делу об административном правонарушении в отношении БУЗОО "Большереченская ЦРБ" по ч.ч.1,3,4 ст.20.4 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Решение судьи Большереченского районного суда Омской области от 18 сентября 2013 года оставить без изменения, жалобу заместителя начальника территориального отдела надзорной деятельности Большереченского района УНД ГУ МЧС России по Омской области " ... " - без удовлетворения.
Судья Омского областного суда - Н.В.Иволгина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.