Судья Омского областного суда Иволгина Н.В.,
при секретаре Кабардиной А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе Авеяна " ... ", " ... " года рождения, уроженца " ... ", " ... ", " ... ", гражданина " ... ", зарегистрированного по месту пребывания в РФ по адресу: " ... ", на постановление судьи Исилькульского городского суда Омской области от 14 октября 2013 года, которым постановлено:
"Признать Авеяна " ... " совершившим административное правонарушение, предусмотренное ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ и назначить ему административное наказание в виде штрафа в размере " ... " рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в виде контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации за счет собственных средств.
Уплату административного штрафа следует производить в срок не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу, либо по истечении срока рассрочки или отсрочки, если таковые были предоставлены по следующим реквизитам:
Наименование получателя платежа: " ... "",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Исилькульского городского суда Омской области от 14 октября 2013 года гражданин " ... " Авеян Г.А. признан виновным в нарушении режима пребывания в Российской Федерации, выразившееся в том, что 14.10.2013 года в " ... " часов по адресу: " ... ", сотрудниками УФМС России по Омской области выявлено, что Авеян Г.А., прибывший на территорию Российской Федерации 21.05.2013, уклонился от выезда за пределы Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания (90 суток), чем нарушил требования Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Действия Авеяна Г.А. квалифицированы по ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ и он подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере " ... " рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в виде контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации за счет собственным средств.
В жалобе, поданной в областной суд, Авеян Г.А. просит постановление судьи отменить и прекратить производство по делу, ссылаясь на несоответствие выводов судьи обстоятельствам дела. 22.06.2013 он обратился в ОУФМС России по Омской области в " ... " АО г.Омска с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание в РФ. Данное заявление было принято к рассмотрению, в связи с чем считает, что срок его пребывания на территории РФ был продлен, и он мог не выезжать из России по истечении 90 суток. О решении, принятом УФМС по результатам рассмотрения его заявления, ему до сих пор ничего не известно, поэтому он находится на территории РФ на законных основаниях. При составлении протокола об административном правонарушении и при рассмотрении дела были допущены существенные процессуальные нарушения. Русским языком он владеет лишь на бытовом уровне, однако ни при составлении протокола об административном правонарушении, ни при рассмотрении дела в суде ему не был предоставлен переводчик, в связи с чем он был лишен права на защиту. Судом не учтено, что в г.Омске проживают его родители - граждане Армении, имеющие вид на жительство, а также то, что по сентябрь 2013 года он законно осуществлял трудовую деятельность в РФ на основании патента.
Проверив доводы жалобы, заслушав пояснения Авеяна Г.А. и его защитника Денисова А.А., пояснения представителя УФМС по Омской области Мышевой О.А., изучив материалы дела, судья Омского областного суда находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ производство по делам об административных правонарушениях должно производиться при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.
Согласно ст.26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Указанные требования закона при рассмотрении дела об административном правонарушении были соблюдены.
Часть 1.1 ст.18.8 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
В соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин должен иметь действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.5 указанного Федерального закона срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу ч.2 ст.5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.
Согласно ст.25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин, въехавший на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющий документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо уклоняющийся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации является незаконно находящимся на территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" срок временного пребывания иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину разрешения на работу или патента либо при продлении срока действия разрешения на работу или патента в соответствии со статьей 13.1, 13.2 или 13.3 настоящего Федерального закона. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, заключившего трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) и получившего разрешение на работу с соблюдением требований настоящего Федерального закона, продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию.
Пунктом 5 ст. 13.3 указанного Федеральный установлено, что патент выдается на срок от одного до трех месяцев. Срок действия патента может неоднократно продлеваться на период не более трех месяцев. При этом общий срок действия патента с учетом продлений не может составлять более двенадцати месяцев со дня выдачи патента. Срок действия патента считается продленным на период, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. В этом случае обращение в территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не требуется. В ином случае срок действия патента прекращается со дня, следующего за последним днем периода, за который уплачен налог.
В случае, если иностранный гражданин временно пребывает в Российской Федерации свыше установленного в соответствии с пунктом 2 статьи 5 и со статьей 5.1 настоящего Федерального закона срока временного пребывания и срок действия имеющегося у него патента не был продлен либо иностранным гражданином не был получен новый патент, данный иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении пятнадцати дней со дня истечения срока действия патента. В течение указанных пятнадцати дней данный иностранный гражданин считается законно находящимся на территории Российской Федерации (п. 9 ст. 13.3 того же Закона).
Таким образом, иностранцы, которые привлекаются физическими лицами для работы в рамках трудовых отношений или гражданско-правовых отношений, не связанных с предпринимательской деятельностью, обязаны приобрести специальный патент, стоимость которого представляет собой фиксированный авансовый платеж по НДФЛ, размер которого составляет 1 000 руб. в месяц (п. 2 ст. 227.1 Налогового кодекса РФ). В случае, если перед окончанием срока действия патента его владелец производит оплату налога на доходы физического лица в указанном выше порядке, срок действия патента считается продленным на период, соответствующий сумме предварительной оплаты, но не более чем на один год со дня въезда на территорию России. В течение указанного периода и 15 дней после него такой иностранец не может считаться лицом, уклоняющимся от выезда с территории Российской Федерации, поскольку в этом случае обращение в территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не требуется.
Основанием для привлечения Авеяна Г.А. к административной ответственности по ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ послужило то обстоятельство, что он нарушил режим пребывания на территории Российской Федерации, выразившийся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания, установленного ст.5 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Из материалов дела усматривается, что гражданин " ... " Авеян Г.А. прибыл на территорию Российской Федерации в порядке, не требующем получения визы, 21.05.2013. Срок его пребывания на территории РФ до 18.08.2013.
Из объяснений Авеяна Г.А. следует, что 21.05.2013 он приехал в РФ с целью осуществления трудовой деятельности. Встал на миграционный учет в ОУФМС России по Омской области в " ... " АО г.Омска и оформил патент, по которому осуществлял трудовую деятельность на территории города Омска. На основании имеющегося у него патента и уплаченного фиксированного авансового платежа, срок его законного пребывания на территории РФ составлял свыше 90 суток. Последний фиксированный авансовый платеж был им оплачен 26.08.2013, срок его действия составлял 1 месяц. По истечении данного срока оплаты по патенту он не производил, но в республику Армения не поехал, поскольку хотел вернуться домой вместе с другими гражданами Армении, у которых срок патента еще не закончился. В результате этого с 12.10.2013 (по истечении установленного законодательством срока в 15 дней) пребывал на территории РФ незаконно. 14.10.2013 решил выехать из РФ и снова въехать, чтобы получить новую миграционную карту, тем самым продлив срок законного пребывания на территории РФ, однако сотрудниками пограничной службы были выявлены допущенные им нарушения режима пребывания.
По сведениям ОУФМС России по Омской области в " ... " АО г.Омска в выдаче разрешения на временное проживание на территории РФ Авеяну Г.А. 07 августа 2013 года отказано (л.д. " ... ").
Из представленных Авеяном Г.А. в судебное заседание в Омском областном суде квитанций о внесении фиксированных авансовых платежей за патент следует, что последний платеж им был внесен 28.08.2013.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела: протоколом об административном правонарушении N " ... " от 14.10.2013 (л.д. " ... "); уведомлением пограничного управления ФСБ России по Омской области отдел (погк) в г. " ... " от 14.10.2013 (л.д. " ... "); копиями паспорта и миграционной карты Авеяна Г.А. (л.д. " ... "), его объяснениями (л.д. " ... "); сведениями ОУФМС России по Омской области в " ... " АО г.Омска и др.
Ссылки Авеяна Г.А. в жалобе на то, что он находится на территории РФ на законных основаниях, не могут быть приняты во внимание, поскольку опровергаются материалами дела.
Довод жалобы Авеяна Г.А. о нарушении его права воспользоваться услугами переводчика, не может быть принят во внимание, поскольку из материалов дела усматривается, что Авеян Г.А. владеет языком, на котором осуществлялось производство по делу об административном правонарушении. При составлении протокола об административном правонарушении Авеяну Г.А. были разъяснены права, предусмотренные ст.51 Конституции РФ и ст.24.2, ст.25.1 КоАП РФ, в том числе, право пользоваться услугами переводчика, что подтверждается его подписью.
Из протокола судебного заседания от 14.10.2013 года следует, что при рассмотрении дела судьей районного суда Авеяну Г.А. также были разъяснены права, предусмотренные ст.51 Конституции РФ, ст.25.1 КоАП РФ, закрепляющие права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе, право пользоваться услугами переводчика. Вместе с тем, Авеян Г.А. ходатайства о предоставлении ему переводчика не заявлял и указал, что в переводчике не нуждается (л.д. " ... ").
Таким образом, Авеян Г.А. имел возможность и реализовал свои права по своему усмотрению.
Не могут быть приняты во внимание и доводы Авеяна Г.А. о том, что в городе Омске, проживают его родители, которые имеют вид на жительство в РФ, поскольку данные обстоятельства на законность вынесенного постановления не влияют.
Ссылки Авеяна Г.А. в жалобе на наличие у него патента на осуществление трудовой деятельности на территории РФ, также не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку последний фиксированный авансовый платеж был им оплачен 28.08.2013. Учитывая правило об оплате патента перед окончанием его действия, патент должен был быть оплачен до 29.09.2013. На момент выявления патент Авеяна Г.А. не был оплачен, следовательно, его пребывание на территории Российской Федерации являлось законным в течение 15 дней с 29.09.2013. Таким образом, по состоянию на 14.10.2013, Авеян Г.А. незаконно находился на территории Российской Федерации.
В связи с этим обоснованность привлечения Авеяна Г.А. к административной ответственности по ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ сомнений не вызывает.
Санкция ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
При назначении Авеяну Г.А. административного наказания требования ст.ст. 3.10, 4.1 КоАП РФ соблюдены, судьей учтены характер административного правонарушения, личность виновного, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих обстоятельств, фактические обстоятельства дела. Наказание назначено в пределах санкции ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, в целях предупреждения новых правонарушений и является справедливым.
Вместе с тем, согласно ст.32.9 КоАП РФ постановление об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства исполняется:
1) пограничными органами - при совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 18.1, частью 2 статьи 18.4 настоящего Кодекса;
2) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов иных органов и должностных лиц - при назначении судьей иностранному гражданину или лицу без гражданства административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.
Учитывая изложенное, в целях обеспечения исполнения указанного постановления суда считаю необходимым возложить контроль за исполнением постановления на Федеральную Службу судебных приставов. Постановление Исилькульского городского суда Омской области от 14.10.2013 в данной части подлежит уточнению.
Существенных процессуальных нарушений норм КоАП РФ при рассмотрении данного дела об административном правонарушении, не допущено.
Постановление судьи Исилькульского городского суда Омской области является законным и обоснованным и по основаниям, изложенным в жалобе, отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление судьи Исилькульского городского суда Омской области от 14 октября 2013 года оставить без изменения, а жалобу Авеяна Г.А.- без удовлетворения.
В соответствии с ч.2 ст.32.9 КоАП РФ исполнение постановления возложить на Федеральную Службу судебных приставов.
Судья Омского областного суда Н.В.Иволгина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.