Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Мотрохова А.Б.
судей областного суда: Будылка А.В., Башкатовой Е.Ю.
при секретаре: Квасовой Ю.С.
рассмотрела в судебном заседании от 16 октября 2013 г. дело по апелляционной жалобе ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в ЦАО г. Омска на решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 02 августа 2013 г., которым постановлено:
"Исковые требования Гращенко Надежды Дмитриевны удовлетворить в части.
Обязать ГУ-УПФ РФ в Центральном АО г. Омска включить Гращенко Н.Д. в специальный стаж, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью в учреждениях здравоохранения, следующие периоды работы:
с 22.03.1983 по 31.03.1984, с 01.04.1984 по 31.12.1984 - работа в должности фельдшера-диспетчера на Городской станции скорой и неотложной медицинской помощи;
с " ... " - периоды обучения на курсах усовершенствования, повышения квалификации.
Обязать ГУ-УПФ РФ в Центральном АО г. Омска назначить Гращенко Н.Д. трудовую пенсию досрочно в связи с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с пп.20 п.1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" с " ... "".
Заслушав доклад судьи областного суда Башкатовой Е.Ю., судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Гращенко Н.Д. обратилась с иском к ГУ - УПФ РФ в ЦАО г. Омска о возложении обязанности назначить досрочную трудовую пенсию.
В обоснование иска указала, что " ... " при обращении в пенсионный фонд ей было отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием специального стажа. При этом в ее специальный стаж не были включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства: с " ... " г.; периоды работы с 01.11.199 г. по 24.11.1999 г. в должности фельдшера пульта "03"; с 01.04.1984 по 31.12.1984 г. в должности фельдшера-диспетчера на Городской станции скорой и неотложной медицинской помощи; период работы с 01.11.1999 г. по 24.11.1999 г. в должности фельдшера в муниципальном учреждении здравоохранения "Станция скорой неотложной медицинской помощи". Полагала, что все указанные периоды подлежат зачету в ее специальный стаж, поскольку она занималась медицинской деятельностью, а организационно-правовые формы и формы собственности предприятия, где она работала, не влияли на характер выполняемой работы.
Уточнив требования, истец просила включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с " ... " г.; периоды работы с 22.03.1983 г. по 31.03.1984 г., с 01.04.1984 по 31.12.1984 г. в должности фельдшера-диспетчера на Городской станции скорой и неотложной медицинской помощи.
Представитель ответчика Китова А.А. исковые требования не признала, просила суд в их удовлетворении отказать. Пояснила, что спорные периоды не подлежат включению в специальный стаж истицы, так как истец работала фельдшером, данная должность согласно Списка профессий и должностей работников здравоохранения, не предусмотрена. Периоды нахождения истца в учебных отпусках также не подлежат включению в специальный стаж, так как они не являются работой, выполняемой в течение полного рабочего дня, их включение в специальный стаж не предусмотрено.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе начальник ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в ЦАО г. Омска Трещилин О.А. просит решение отменить. Приводит доводы, аналогичные доводам возражений на исковое заявление. Настаивает на том, что судом неправильно применены нормы материального права.
Лица, участвующие в деле, " ... " надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы (л.д. 77,78).
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Статьёй 39 Конституции РФ гарантировано право каждому гражданину на социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на назначение такой пенсии.
До принятия Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781 действовали Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" и Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет".
В соответствии с Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1379 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", предусмотрено включение в специальный стаж для назначения льготной пенсии времени обучения на курсах повышения квалификации по специальности, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала соответствующая деятельность.
Пунктом первым Постановления N 1066, вступившим в законную силу 01.11.1999 г., был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с осуществлением лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначении пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. В соответствии с п.3 данного постановления в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 01.11.1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.
Характер работы истца в спорный период подтверждается записями в трудовой книжке истца ( N " ... "), которая в соответствии со ст.66 Трудового кодекса Российской Федерации, является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника и другими доказательствами, представленными в материалы дела.
Как установлено судом и следует из материалов дела, что с 22.03.1983г. по 31.03.1984г., с 01.04.1984г. по 31.12.1984г. Гращенко Н.Д. работала в должности фельдшера-диспетчера на городской станции скорой и неотложной помощи.
Согласно уточняющей справке БУЗОО "Станция скорой медицинской помощи" от " ... " истец работала полный рабочий день без совмещения других профессий, учебным отпуском не пользовалась, отпуском без сохранения содержания по другим причинам не пользовалась.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о необходимости включения в специальный стаж истице периода работы с 22.03.1983г. по 31.03.1984г., с 01.04.1984г. по 31.12.1984г. в должности "фельдшера-диспетчера" Городской станции скорой и неотложной медицинской помощи, поскольку лечебная деятельность осуществлялась до 01.11.1999 г., и, согласно Списку, утвержденному Постановлением Совета Министров РСФСР N 464 от 06.09.1991 года, в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
В данном Списке поименованы врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования и должности в лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Истец, занимая должность фельдшера-диспетчера, осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в должности среднего медицинского персонала, выполняя свои обязанности на полную ставку, полный рабочий день. Характер и условия работы истца не изменялись.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы не состоятельны.
Кроме того, отказ в назначении пенсии ответчиком мотивирован тем, периоды нахождения Гращенко Н.Д. на курсах повышения квалификации с " ... " не подлежат зачету, поскольку в указанные периоды времени истица не занималась лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в течение полного рабочего дня, а проходила обучение.
Согласно ст. 122 КЗоТ РСФСР и ст. 187 ТК РФ, действовавшим в период возникновения спорных правоотношений, периоды нахождения работников на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением места работы и средней заработной платы, с которой работодатель производит отчисления в Пенсионный фонд РФ.
Периоды нахождения истца на курсах усовершенствования, повышения квалификации подтверждается приказом N N " ... " от " ... " г., выпиской из приказа N N " ... " от " ... " г., приказом N N " ... " от " ... " г., приказом N N " ... " от " ... " г., архивной справкой N N " ... " от " ... " г.
При решении вопроса о включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации судом верно учтено, что для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы. Невключение в специальный стаж периодов нахождения работника по направлению работодателя на курсах повышения их квалификации или ином виде профессионального обучения влечет необоснованное ограничение объема его пенсионных прав.
Необходимость обучения на курсах повышения квалификации обусловлена должностным положением истца, обучение является обязательным для работника и непосредственно вытекает из осуществляемой им лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. На время обучения истца на курсах повышения квалификации за ней сохранялось рабочее место, начислялась средняя заработная плата и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд, что является основанием для включения указанных периодов в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Доводы жалобы в данной части, подлежат отклонению, как основанные на ошибочном толковании действующего пенсионного законодательства.
Суд обоснованно пришел к выводу о достаточности трудового стажа у истца для признания за ней права на досрочное назначение пенсии по старости и правомерно обязал ответчика назначить пенсию.
Располагая допустимыми и достоверными доказательствами, правильно применяя положения законодательства, суд первой инстанции верно установил, что необходимый специальный 30-ти летний стаж работы выработан истицей, что дает ей право на назначение трудовой пенсии досрочно с момента возникновения права, т.е. с 30.05.2013 г.
Доводы ответчика судом первой инстанции тщательно проверены и обоснованно признаны несостоятельными как не соответствующие фактическим обстоятельствам и правильному применению норм материального права, в связи с чем, не могут повлечь отмену постановленного по делу решения в данной части.
Оснований к отмене решения не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 02 августа 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.