Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего Петерс И.А.,
судей Сенякина И.И., Федотовой Е.В.,
при секретаре Антонове И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комисаровой В.В. к Администрации города Оренбурга об обеспечении вне очереди жилым помещением не ниже установленных социальных норм,
по апелляционным жалобам Администрации г.Оренбурга и Министерства социального развития Оренбургской области на решение Ленинского районного суда г.Оренбурга от 17 апреля 2013 года.
Заслушав доклад судьи Петерс И.А., объяснения Комисаровой В.В. и ее представителя Фаткулиной Ф.А., считавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
26 ноября 2012 года Комисарова В.В. обратилась в суд с названным выше иском, указывая, что она является сиротой, до настоящего времени не обеспечена жильем. С учетом уточнения исковых требований просила суд обеспечить её жилой площадью за счет средств субъекта РФ - Оренбургской области, общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, в пределах черты г.Оренбурга на условиях договора социального найма.
Решением Ленинского районного суда г.Оренбурга от 17 апреля 2013 года исковые требования Комисаровой В.В. удовлетворены.
Суд обязал администрацию г. Оренбурга обеспечить Комисарову В.В., *** года рождения, жилой площадью за счет средств субъекта РФ - Оренбургской области, общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, в пределах черты г. Оренбурга на основании договора социального найма.
В апелляционных жалобах Администрация г.Оренбурга и Министерство социального развития Оренбургской области выражают свое несогласие с решением суда, ссылаясь на то, что суд первой инстанции не учел положения вступившего в законную силу с 1 января 2013 года Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Полагая, что действующее законодательство не предусматривает предоставление лицам из числа детей-сирот, жилых помещений по договорам социального найма, Администрация г.Оренбурга просит решение суда отменить, а Министерство социального развития Оренбургской области - изменить.
Представители Администрации г.Оренбурга и Министерства социального развития Оренбургской области в суд апелляционной инстанции не явились, были извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. Судебная коллегия определила рассмотреть дело в их отсутствие в соответствии со ст.167 ГПК РФ.
Из материалов дела следует и судом установлено, что Комисарова В.В. является сиротой, жилым помещением или социальной выплатой на его приобретение не обеспечена, закрепленного за ней жилья не имеет, с 09.12.2009 г. состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях по категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей и лица из их числа", достигла совершеннолетия ***.
Удовлетворяя исковые требования Комисаровой В.В., суд исходил из того, что материалами дела подтверждается наличие оснований для обеспечения ее вне очереди жилым помещением по договору социального найма в соответствии с положениями Жилищного кодекса РФ и Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции, действовавшей на момент обращения истицы в суд с вышеуказанным иском, т.е. до 1 января 2013 года.
Судебная коллегия с выводом суда соглашается, с учетом нижеследующего.
С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Из положений ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ следует, что действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Жилищного кодекса Российской Федерации в новой редакции распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Учитывая, что Комисарова В.В. обратилась в суд с вышеуказанным иском до 1 января 2013 года, реализовав тем самым свое право на обеспечение жилым помещением, по смыслу статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, положения данного Федерального закона к рассматриваемым правоотношениям применению не подлежат.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 49 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. К категории лиц, которым предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма отнесены малоимущие граждане, признанные по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В силу ст. 57 ЖК РФ (в той же редакции) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления, такое решение является основанием заключения соответствующего договора социального найма, по которому жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на 1 человека не менее нормы предоставления.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
С учетом изложенного, суд, правильно установив юридически значимые обстоятельства, применив нормы закона и иных нормативно-правовых актов в редакции, действовавшей на момент обращения Комисаровой В.В. с иском, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении её требований.
Довод апелляционных жалоб Администрации г.Оренбурга и Министерства социального развития Оренбургской области о том, что суд не учел положения вступившего в силу 1 января 2013 года Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", основан на неверном толковании статьи 4 указанного Федерального закона. Поскольку Комисарова В.В. реализовала свое право на обеспечение жилым помещением, обратившись в суд с иском до 1 января 2013 года.
Довод апелляционной жалобы Администрации г.Оренбурга об отсутствии в областном бюджете денежных средств на цели предоставления органам местного самоуправления субвенций для осуществления полномочий по обеспечению отдельных категорий граждан жилыми помещениями, не может быть принят во внимание, поскольку обеспечение жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от указанных обстоятельств.
Иные доводы апелляционных жалоб выводов суда не опровергают, основаны на неправильном толковании закона и не могут служить основанием к отмене решения суда.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены или изменения решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г.Оренбурга от 17 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Администрации г. Оренбурга и Министерства социального развития Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.