Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Коваленко А.И.,
судей областного суда Морозовой Л.В. и Фединой Е.В.,
с участием прокурора Христич Т.В.
при секретаре Бобылевой Л.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по искам Сорочинского межрайонного прокурора в интересах Балакшиной К.А., Мулюкова М.М., Сынкова В.И., Ивановой Е.С., Колисниченко В.Н., Демидова А.А., Иконниковой И.С., Клавдиева В.В. к администрации муниципального образования г. Сорочинск Оренбургской области, Министерству социального развития Оренбургской области об обязании предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма, по апелляционным жалобам администрации г. Сорочинска, Балакшиной К.А., Правительства Оренбургской области на решение Сорочинского районного суда Оренбургской области от 06 марта 2013 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Коваленко А.И., пояснения Иконниковой И.С. и заключение прокурора Христич Т.В., полагавших, что решение суда является законным и обоснованным, объяснения Балакшиной К.А. и ее представителя Турчиной М.Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Сорочинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Балакшиной К.А., Мулюкова М.М., Сынкова В.И., Ивановой Е.С., Колисниченко В.Н., Демидова А.А., Иконниковой И.С., Клавдиева В.В. с исковыми заявлениями к администрации муниципального образования г. Сорочинск Оренбургской области, Министерству социального развития Оренбургской области о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма вне очереди. В обоснование заявленных требований указали, что в ходе проведенной проверки было установлено, что Балакшина К.А., Мулюков М.М., Сынков В.И., Иванова Е.С., Колисниченко В.Н., Демидов А.А., Иконникова И.С. и Клавдиев В.В. являются лицами из числа детей-сирот. На основании распоряжений администрации г.Сорочинска Оренбургской области указанные граждане поставлены в льготную очередь для получения социального жилья, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По окончании учебных заведений жилье им предоставлено не было, собственного жилья никто из них не имеет. Прокурор просил обязать администрацию муниципального образования г. Сорочинск Оренбургской области устранить нарушения статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 8 Федерального закона Российской Федерации N 159-ФЗ от 21.12.1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", подпункта 4 пункта 1 статьи 3 Закона Оренбургской области N 134/IV-ОЗ от 13 июля 2007 года "О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области" путем предоставления Балакшиной К.А., Мулюкову М.М., Сынкову В.И., Ивановой Е.С., Колисниченко В.Н., Демидову А.А., Иконниковой И.С., Клавдиеву В.В. жилых помещений по договорам социального найма вне очереди.
Определением суда от (дата) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Оренбургской области.
Определением суда от (дата) дела по указанным искам объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.
Определениями суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство социального развития Оренбургской области.
(дата) истец Балакшина К.А. уточнила исковые требования, просила предоставить ей жилое помещение по договору социального найма площадью из расчета семьи в составе двух человек, поскольку на ее иждивении находится *** Скоморохова В.В.
Прокурор уточнял исковые требования, просил обязать администрацию МО г. Сорочинск предоставить истцам жилые помещения по договору специализированного найма.
В судебном заседании помощник прокурора Безмен К.Н. исковые требования вновь изменила, просила предоставить истцам жилые помещения по договорам социального найма вне очереди, поскольку исковые заявления в защиту прав истцов поданы до (дата), поэтому на правоотношения сторон распространяется законодательство, действовавшее до указанной даты.
Истцы Балакшина К.А., Мулюков М.М., Сынков В.И., Иванова Е.С., Колисниченко В.Н., Демидов А.А., Иконникова И.С., Клавдиев В.В. в судебном заседании поддержали поданные в защиту их прав иски прокурора. Пояснили, что все они поставлены в льготную очередь на получение жилья как дети-сироты, но жилье им до сих пор не предоставлено. Своего жилья никто из них не имеет. Просили иск удовлетворить.
Представитель ответчика Черемисина М.Н. с исковыми требованиями не согласилась, просила в иске отказать. Пояснила, что в настоящее время имеется проект закона, в соответствии с которым истцы будут включены в список в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилье им будет предоставляться в порядке очереди из специализированного жилого фонда.
Представитель ответчика - Министерства социального развития Оренбургской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В представленном отзыве просил суд в иске к Министерству социального развития Оренбургской области отказать.
Представитель третьего лица - Правительства Оренбургской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Решением Сорочинского районного суда Оренбургской области от 06 марта 2013 года исковые требования удовлетворены. Суд постановил: обязать администрацию муниципального образования г. Сорочинск Оренбургской области предоставить за счет средств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области, выделенных на эти цели, вне очереди по договору социального найма благоустроенные применительно к данному населенному пункту, отвечающие санитарным и техническим требованиям жилые помещения не ниже установленных социальных норм общей площадью из расчета на одного человека следующим гражданам: Балакшиной К.А. (дата) года рождения; Мулюкову М.М. (дата) года рождения; Сынкову В.И. (дата) года рождения; Ивановой Е.С. (дата) года рождения; Колисниченко В.Н. (дата) года рождения; Демидову А.А. (дата) года рождения; Иконниковой И.С. (дата) года рождения; Клавдиеву В.В. (дата) года рождения. В удовлетворении исковых требований Балакшиной К.А. о предоставлении жилого помещения с учетом количества членов семьи в составе двух человек, а также в исковых требованиях к Министерству социального развития Оренбургской области отказано в связи с необоснованностью.
В апелляционной жалобе администрация г. Сорочинска, Правительство Оренбургской области просят отменить решение суда, указывая на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Не согласна с решением суда Балакшина К.А. в части отказа в предоставлении ей жилого помещения с учетом количества членов семьи в составе двух человек. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить в этой части как незаконное и необоснованное.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 8 Федерального Закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления (ч. 3 ст. 57 Жилищного кодекса РФ).
Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением (ч. 4 ст. 57 Жилищного кодекса РФ).
По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (ч. 5 ст. 57 Жилищного кодекса РФ).
Судом первой инстанции установлено и усматривается из материалов дела, что истцы остались без попечения родителей и относятся к числу детей-сирот.
Истцы поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилье по категории дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, что подтверждается соответствующими протоколами заседаний жилищной комиссии и распоряжениями администрации МО г. Сорочинск.
Согласно материалам дела, жилая площадь за истцами не закреплена. По данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах истцов на недвижимое имущество.
Удовлетворяя исковые требования, суд правильно исходил из того, что в силу положений Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и статьи 57 Жилищного кодекса РФ истцы, как относящиеся к указанной выше категории граждан, имеют право на предоставление им вне очереди жилого помещения по договору социального найма по месту его жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Таким образом, судебная коллегия считает довод Балакшиной К.А. в апелляционной жалобе в части отказа ей в предоставлении жилого помещения с учетом количества членов семьи из двух человек несостоятельным, поскольку такое право не предусмотрено законодательством.
Согласно ч. 1 ст. 6 указанного Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий Оренбургской области осуществляется путем предоставления органам местного самоуправления субвенций из регионального фонда компенсаций, ежегодно предусматриваемых в законе Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год.
Законом Оренбургской области от 18 декабря 2012 года N 1314/363-V-ОЗ "Об областном бюджете на (дата) и на плановый период (дата)" таблица 8 приложение 15, предусмотрено выделение субвенций бюджету муниципального образования г. Сорочинск на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, на (дата) и на плановый период (дата) годов, в частности на (дата) предусмотрено выделение - *** рублей.
В соответствии с п. 4 ст. 2 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года N1853/389-IV-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан" органы местного самоуправления Оренбургской области наделяются отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Данное положение распространяется, в том числе, и на случай предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Согласно ст. 6 данного Закона жилые помещения жилищного фонда Оренбургской области по договорам социального найма предоставляются гражданам данной категории вне очереди.
Поскольку истцам жилье по договору социального найма или социальные выплаты на приобретение жилья не предоставлялись, то решение суда о возложении на администрацию МО г. Сорочинск Оренбургской области обязанности по предоставлению за счет средств субъекта РФ Оренбургской области вне очереди жилого помещение не ниже установленных социальных норм, является законным и обоснованным.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, так как они соответствуют обстоятельствам дела и закону, подлежавшему применению к правоотношениям сторон.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с доводами апелляционной жалобы администрации г. Сорочинска Оренбургской области и Правительства Оренбургской области о том, что предоставление жилых помещений лицам данной категории по договору социального найма в настоящее время законодательством не предусмотрено, так как они основаны на ошибочном толковании норм материального права.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N15-ФЗ действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В суд с исковым заявлением прокурор в защиту интересов истцов обратился 26 ноября 2012 года, в связи с чем судом верно применены нормы ЖК РФ и Закона РФ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", действовавшие до 01 января 2013 года.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционных жалоб.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с положениями ст.330 Гражданского процессуального кодекса РФ могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения, судом не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сорочинского районного суда Оренбургской области от 06 марта 2013 оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации города Сорочинска, Балакшиной К.А., Правительства Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.