Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Анненковой К.К.,
судей Никитиной А.И., Васякина А.Н.,
при секретаре Волженцевой Г.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Дречко А.Ю., Правительства Оренбургской области в лице Министерства социального развития Оренбургской области на решение Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 20 августа 2013 года по исковому заявлению Дречко А.Ю. к администрации муниципального образования "город Бугуруслан", Министерству строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области, Правительству Оренбургской области в лице Министерства социального развития Оренбургской области о предоставлении денежной выплаты на строительство жилого помещения,
УСТАНОВИЛА:
Дречко А.Ю. обратился в суд с вышеуказанным иском, указав, что является ветераном боевых действий и с 2002 года состоит в льготной очереди по предоставлению жилого помещения. В соответствии с действующим законодательством имеет право на жилое помещение общей площадью 36,0 кв.м.
Просил возложить обязанность на администрацию МО "г.Бугуруслан", Правительство Оренбургской области, Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области предоставить ему социальную выплату на строительство жилого помещения, исходя из общей площади жилья 36 кв.м. и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади по Российской Федерации.
Взыскать с ответчиков в его пользу по 0 рублей в возмещение причиненного морального вреда.
Решением Бугурусланского районного суда от 05 апреля 2012 года в удовлетворении иска Дречко А.Ю. отказано.
Вступившим в законную силу определением Бугурусланского районного суда от 07 июня 2013 года указанное решение суда отменено по новым обстоятельствам, ввиду признания решением Оренбургского областного суда от 21 февраля 2013 года недействующим и не подлежащим применению положений абз.1 п.5 Порядка предоставления социальной выплаты на приобретение жилья ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, и предоставления жилых помещений по договору социального найма ветеранам Великой Отечественной войны", утвержденного Постановлением Правительства Оренбургской области от 9 марта 2006 года N 72-п, в части, исключающей возможность предоставления ветеранам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, единовременной денежной выплаты на строительство жилого помещения.
В судебном заседании Дречко А.Ю. поддержал исковые требования в полном объеме.
Представители ответчиков администрации МО "г.Бугуруслан", Правительства Оренбургской области в лице Министерства социального развития Оренбургской области, Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела.
Решением суда от 20 августа 2013 года удовлетворены исковые требования Дречко А.Ю. к Правительству Оренбургской области.
Суд возложил обязанность на Правительство Оренбургской области в лице Министерства социального развития Оренбургской области по предоставлению Дречко А.Ю. единовременной денежной выплаты на строительство жилого помещения, исходя из общей площади 18 кв.м. и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра жилья по субъекту РФ, установленной органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе Дречко А.Ю. просит решение суда изменить, обязать ответчика новым решением предоставить ему единовременную денежную выплату на строительство жилья, исходя из общей площади 36 кв.м. ссылаясь на то, что является ветераном боевых действий и имеет право на льготы, установленные ФЗ "О ветеранах" для инвалидов Великой Отечественной войны.
В апелляционной жалобе Правительство Оренбургской области в лице Министерства социального развития Оренбургской области просит решение суда отменить или изменить и дополнить резолютивную часть указанием на предоставление истцу жилого помещения в порядке очередности из числа лиц, имеющих право на льготы, установленные ФЗ "О ветеранах", ввиду нарушения решением суда прав других лиц, состоящих в областном реестре граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и включенных в реестр ранее истца.
В суде апелляционной инстанции представители ответчиков не присутствовали, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав доклад судьи Анненковой К.К., пояснения истца Дречко А.Ю., проверив материалы дела и обсудив доводы жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1, 4 пункта 1 статьи 3 указанного Федерального закона, предоставляется мера социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которая осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 указанного Федерального закона.
В силу статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" полномочия по обеспечению указанных лиц жильем переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
При этом единовременная денежная выплата на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, предоставляется по письменным заявлениям, в том числе инвалидам боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года (п. 3.2 ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах").
Постановлением Правительства Оренбургской области от 9 марта 2006 года N 72-п утвержден "Порядок предоставления социальной выплаты на приобретение жилья ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, и предоставления жилых помещений по договору социального найма ветеранам Великой Отечественной войны", который предусматривает, что инвалидам боевых действий, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, право на меры социальной поддержки по обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем гарантируется.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Дречко А.Ю. является инвалидом боевых действий, имеет право на льготы в соответствии с ФЗ "О ветеранах".
С (дата) 2002 года истец состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Распоряжением главы администрации города Бугуруслана N от (дата) включен в льготный список лиц, имеющих право на первоочередное получение жилья и вставших на учет до 1 января 2005 года, на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета по г.Бугуруслану под N, в областной реестр инвалидов боевых действий, нуждающихся в предоставлении жилья, включен под N.
(дата) 2013 года Дречко А.Ю. обратился к администрации г.Бугуруслана о предоставлении ему жилищного сертификата для строительства жилья в соответствии с ФЗ "О ветеранах".
На момент рассмотрения спора истец проживает в доме (адрес), общей площадью 0 кв.м, принадлежащем его отцу.
Суд первой инстанции исходя из того, что Дречко А.Ю., являясь лицом, имеющим право на меры социальной поддержки, предусмотренные ФЗ "О ветеранах", поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года тем самым приобрел право на гарантируемую государством дополнительную социальную поддержку в виде предоставления ему единовременной денежной выплаты на строительство жилого помещения.
С учетом нереализованного права на получение указанной меры социальной поддержки по независящим от истца основаниям, руководствуясь конституционными правовыми нормами, в соответствии с которыми оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, посредством выделения им безвозмездных жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета отвечает определенным статьей 7 Конституции Российской Федерации целям Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, суд правомерно удовлетворил требования Дречко А.Ю. в части возложения на Правительство Оренбургской области в лице Министерства социального развития Оренбургской области, в рамках осуществления государственных полномочий, обязанность по предоставлению денежной выплаты на строительство жилья, исходя из общей площади 18 кв.м. и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по субъекту РФ, установленной органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ.
Данный вывод суда основан на правильном применении норм материального права, надлежащей оценке собранных по делу доказательств и соответствует фактическим обстоятельствам дела, оснований для признания его неправильным судебной коллегией не установлено.
Судебная коллегия также соглашается с выводом суда первой инстанции в той части, что требования истца к ответчикам - администрации города Бугуруслана Оренбургской области, Министерству строительства, жилищно - коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области не подлежат удовлетворению, поскольку решение вопроса о предоставлении социальной выплаты не входит в их компетенцию, а функции по реализации прав граждан на получение единовременной денежной выплаты на строительство жилья возложены на Министерство социального развития Оренбургской области.
Довод жалобы Дречко А.Ю. о наличии у него права на льготы, установленные ФЗ "О ветеранах", как для инвалидов ВОВ и необходимости расчета размера социальной выплаты исходя из нормы общей площади жилья - 36 кв.м., судебная коллегия считает необоснованным.
Законодатель в ФЗ "О ветеранах" различает следующие категории граждан: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда, которые имеют различный объем социальной помощи. Для инвалидов боевых действий в вышеуказанном законе закреплено право на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жилья, исходя из общей площади жилья 18 кв.м. и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по субъекту РФ, установленной органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, что исключает получение истцом льготы установленной для иной категории граждан.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о нарушении прав других лиц, состоящих в областном реестре граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, судебная коллегия не может принять во внимание, поскольку гарантированное государством право на обеспечение жильем в форме предоставления единовременной денежной выплаты на строительство жилого помещения лицу- имеющему право на меры социальной поддержки, предусмотренные ФЗ "О ветеранах" с (дата) 2002 года (дата постановки на учет), не может быть поставлено в зависимость от каких либо условий, не связанных с ранее реализованным правом на улучшение жилищных условий лицами льготной категории.
Кроме того, государственная политика в отношении ветеранов предусматривает выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в ФЗ "О ветеранах" (п. 3 ст. 8). Осуществление государственных обязательств субъектом РФ не может ограничивать право истца на получение льготы по предоставлению единовременной денежной выплаты на строительство жилья.
Исходя из вышеизложенного, а также принимая во внимание, что в апелляционных жалобах не приводится доводов, которые в силу ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ могут являться поводом для отмены решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалоб и отмены или изменения решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 20 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Дречко А.Ю., Правительства Оренбургской области в лице Министерства социального развития Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.